Запрет Духовным управлением мусульман России заключать религиозно смешанные браки между людьми, исповедующими ислам, и немусульманами вызвало живое обсуждение и волну негатива. Но так ли сенсационно и скандально это решение? Попробуем разобраться.

Ну что там у мусульман?

Духовное управление мусульман Российской Федерации (одна из нескольких исламских централизованных религиозных организаций нашей страны) 10 ноября 2020 года выпустило богословское заключение, встревожившее многие тысячи российских семей. В опубликованном документе приводятся очень строгие, категоричные требования относительно возможности заключения браков с представителями других религий:

Совет улемов ДУМ РФ постановил, что межконфессиональные браки, в частности с представительницами людей Писания, на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определённых единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая.

Поясним. Под «людьми Писания» (по-арабски «ахль аль-китаб») в исламской традиции понимаются представители других монотеистических религий, христиане и иудеи, оскорблять которых или покушаться на их жизнь, имущество, честь и достоинство категорически запрещено. Более того, на протяжении многих лет в России и других постсоветских странах для большинства традиционных мусульман межрелигиозные браки с «людьми Писания» считались вполне допустимыми.

Конечно, основная причина значительного числа религиозно смешанных браков – советская секуляризация. Проще говоря, мусульмане перестали совершать намаз, начали пить водку, закусывая колбасой из свинины, а христиане – вовсе забыли о том, что такое Великий пост, не говоря уже о дороге в храм. В таком случае заключение брака между русским и татаркой или азербайджанцем и армянкой никого не пугало, и только «отсталые» старики порой ворчали: мол, «лишу наследства».

Фото: Amedeo Zullo ridzkysetiaji/shutterstock.com

Кроме того, большинство российских мусульман-суннитов принадлежит к ханафитскому масхабу. Это религиозно-правовое учение считается наиболее умеренным в суннитском исламе, позволяющим вместо шариатской строгости опираться и на местные обычаи. И именно у ханафитов с давних времён разрешены религиозно смешанные браки с упомянутыми «людьми Писания». Обычно при условии, что дети от этих браков воспитываются в исламских традициях (что на практике соблюдается далеко не всегда). И тут – гром среди ясного неба: «нельзя».

Некоторые эксперты, в том числе известный русский исламовед Роман Силантьев, резонно отметили: изданный документ является безграмотным именно с мусульманской точки зрения. Так, в одном из своих вчерашних комментариев Силантьев прямо указал на противоречие изданного богословского заключения упомянутой ханафитской правовой школе:

Богословское заключение ДУМ РФ противоречит школе, к которой принадлежат почти все их верующие. К тому же оно претендует на то, чтобы носить некий общеисламский характер, а это так же ненормально, как если бы Православная Церковь стала делать заявления от имени всех христиан.

Более того, даже среди видных мусульманских религиозных деятелей, в том числе и муфтиев, есть немало случаев браков с христианками. А потому вывод напрашивается элементарный: ДУМ РФ в очередной раз попыталось заигрывать с более радикальными мусульманами. Что, собственно, неудивительно, поскольку главу этой религиозной организации, муфтия Равиля Гайнутдина, уже неоднократно уличали в связях с ваххабитами.

Муфтий Равиль Гайнутдин. Фото: globallookpress.com

Словом, «гайнутдиновцы» в очередной раз сели в лужу. Но только ли из своих амбиций и богословской безграмотности? Очевидно, нет. И здесь стоит отметить и то, что определённая правота в их документе всё-таки есть, и заключается она в том, что между подлинно религиозными людьми такой смешанный брак невозможен. А если и случается, то неизбежно провоцирует семейные конфликты и проблему религиозного воспитания детей.

По факту же большинство религиозно смешанных браков заключено между формальными мусульманами и столь же формальными христианами. Людьми, которые вполне могут «договориться на берегу», что «если родится мальчик, сделаем обрезание, а если девочка, покрестим» (или наоборот). Казалось бы, «ну и замечательно, толерантность превыше всего». Да вот только для глубоко верующего, практикующего мусульманина или христианина это – недопустимый компромисс в вопросах веры на грани вероотступничества.

А как у нас, православных?

Теперь о главном: а как с подобными каноническими брачными установками обстоит дело у нас, православных христиан? И здесь, если копнуть глубже, становится ясно, что вчерашний документ ДУМ РФ, несмотря на озвученные выше претензии, отнюдь не «жуть – кошмар – мракобесие». Для этого достаточно ознакомиться с аналогичным документом «О канонических аспектах церковного брака», принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2017 году и базирующимся на древнем корпусе канонического права.

Итак, первое и самое главное: «Брак есть союз мужчины и женщины». Слава Богу, это теперь закреплено и в российской Конституции. И хотя во многих странах и даже в ряде бывших христианских деноминаций (честно говоря, очень сложно назвать либеральных протестантов «христианами») это положение пошатнулось, в данном вопросе у православных христиан и традиционных мусульман принципиальных противоречий нет (за исключением недопустимости многожёнства у христиан). Но это – далеко не всё:

«Не признаётся возможным венчание браков, зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам (например, при превышении допустимого церковными правилами количества предшествующих браков одним из желающих венчаться или при наличии между лицами, желающими венчаться, недопустимых степеней родства)».


Православное Венчание. Фото: Alexander_IV/shutterstock.com

Если совсем коротко, то речь о том, что нельзя венчаться тем, у кого этот брак уже четвёртый, пятый и так далее. А также категорически запрещено вступать в церковный брак двоюродным и даже троюродным братьям и сёстрам, а также крёстным и крестниками, родителям и крёстным родителям одного ребёнка. Хотя светское законодательство не запрещает ни первое, ни второе, ни третье.

А теперь к вопросу о религиозно смешанных браках. Можно ли венчать православных христиан с нехристианами? Оказывается, категорически нет! И здесь Православная Церковь оказывается куда категоричнее того же суннитского ханафитского масхаба:

Не освящаются венчанием браки, заключённые между православными и нехристианами (Халк. 14). Это связано с попечением Церкви о христианском возрастании вступающих в брак. Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16:5; Флм. 1:2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьёзную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7:39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.

Однако при этом в церковном документе делается оговорка относительно тех христиан, кто уже вступил в светский брак с нехристианами. То есть как раз о тех самых религиозно смешанных семьях, чаще всего как раз таки с мусульманами.

«В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей. Священник, рассматривая каждый отдельный случай, должен помнить слова апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:12-14)».

Что это значит? Да только то, о чём сегодня много говорится в контексте скандального документа ДУМ РФ. Если религиозно смешанный брак государством уже заключён, как с ним быть? Расторгать? Разрушать семьи, делить детей? Разумеется, нет. Но христианам важно сохранять свою веру и стараться воспитать в ней своих детей. Сложно? Да не то слово! И именно поэтому религиозным людям брак заключать стоит только с единоверцами.

Автор:
Михаил Тюренков