Среди довольно большого количества событий, ежедневно происходящих в мире, есть масса весьма трагичных, есть много знаковых с точки зрения кризиса основ демократических ценностей, которыми гордились так называемые развитые страны

Но при этом белорусская тематика упорно не исчезает из новостных лент. И если, комичный для стороннего взгляда, образ белорусского «протестуна» уже «набил оскомину», а серьезная оппозиция еще не набрала достаточные обороты для серьёзного обсуждения своих действий, то сам президент — являет собой нескончаемый инфоповод. Уж, как сказанёт, так сказанёт. Вот опять всех взбудоражил своей «многовекторностью», дав старт массовому гаданию на тему: извлек ли он урок из политических ошибок предыдущих президентских сроков.

Так в чем же истина? Пора уже, в очередной раз, пугаться сторонникам интеграции или подождать? Этот вопрос можно рассмотреть с нескольких сторон.

Во-первых, стоит вспомнить, что такое внутренняя и внешняя политика вообще. В любой стране мира общество не однородно. И, следовательно, любой резкий поворот на 180 градусов — это просто гражданская война. Не надо себя обманывать: так везде, и Беларусь вряд ли имеет шансы стать исключением. Поэтому подобные вещи делают только лидеры цветных революций, ибо их для того и ставили, за это им и платили. При всех его грехах, Лукашенко явно не из числа подобных ставленников. Он пытается, как может, соблюдать интересы своего государства, насколько это возможно на данном историческом отрезке. Его ошибки в понимании данного процесса — это тема для отдельного рассуждения. Сегодня — что есть, то есть, об этом и разговор.

А есть — не одна тысяча белорусских граждан, которые реально ориентированы отнюдь не на Восток, и уж точно не хотят радикального объединения и полного слияния с Россией. Закономерный для любого адекватного человека вопрос: куда их девать? Что с этим явлением должен сделать адекватный президент? Ну, не расстрелять же… Это вектор, который есть и не считаться с ним невозможно.

Во-вторых, наивно полагать, что в современном мире, вообще возможна некая независимость и одновекторность. Ну, как быть с тем, что в одной стране растут бананы, а в другой имеется нефть, в одной – железная руда, а в другой – калийные удобрения? Как может существовать население без работающей экономики, и как можно, соответственно, решать вопросы экономического выживания государства без многовекторности? Ну, диванные эксперты, конечно, могут себе позволить такую вольность: делать вид, что многовекторность – это ругательное слово, синоним политической проституции. Но аналитики явно лукавят с какой-то своей целью. Они просто не могут быть не в курсе многовекторности собственных стран, не прекращающих ни политических контактов, ни экономических поставок, вплоть до вооружений и энергоносителей, в другие страны, в том числе, и далекие от лояльности не только в риторике, но и в действиях.

К чему же тогда «камнями швыряться» в одного отдельно взятого президента, который просто вслух говорит то, что абсолютно все делают? Не для того ли, чтобы разрушить саму идею союза братских народов? К сожалению, враги этого, исторически оправданного и стратегически жизненно необходимого для всех сторон, союза есть с обеих сторон. И действия их во многом вполне успешны. Отсюда, кстати, и все сложности на пути совершенствования интеграции.

Но, если подходить к пониманию многовекторности не заангажированно, то понятно, что её наличие, как таковой, вовсе не является препятствием к существованию приоритетных направлений международного сотрудничества и выполнению союзнических обязательств. И именно в этих направлениях содержится суть политики того или иного государственного деятеля, независимо от его, определёнными обстоятельствами обусловленной, риторики.

Что же происходит в сфере практического сотрудничества России и Беларуси в последнее время? Оно развивается, несмотря на хронический информационный вой и скепсис радикально настроенных сил. Вот краткий обзор, произошедших за последнее время изменений, затрагивающих вопросы углубления межгосударственных связей РФ и РБ.

Беларусью ратифицированы соглашения с РФ о взаимном признании виз и единого подхода к целому пакету вопросов, связанных с въездом иностранных граждан.

Готовы и намечены к подписанию на заседании совместной коллегии МИДов обеих стран, намеченной на 12 ноября, ряд соглашений по координации действий на международных площадках.

Подписаны ряд документов по развитию военного сотрудничества двух стран. Например, такое однозначно обоюдовыгодное и актуальное в свете происходящих в мире процессов эскалации международной напряженности постановление, как постановление о совместной охране границ воздушного пространства Союзного государства.

На уровне правительств осуществляется коммерческая проработка вопросов переброски транзита белорусских грузов, отправляемых морским путем, на портовые терминалы России.

Состоялся VII Форум регионов Беларуси и России, на котором было заключено конкретных экономических контрактов на сумму свыше 750 миллионов долларов, была проделана большая работа над рядом вопросов по дальнейшему сближению двух стран в рамках реализации, так называемых, дорожных карт.

Запуск с 1-го ноября, пусть и в пилотном режиме, но столь давно, еще с 2017 года ожидаемого, снижения роумингового тарифа между союзными государствами, — это не просто приятный для кошельков рядовых граждан шаг. Это фактическое признание существования высочайшей степени потребности в беспрепятственной коммуникации и со стороны граждан, и со стороны субъектов хозяйственной деятельности, делающей подобный шаг не только политически, но и экономически выгодным.

Ну, и напоследок — для сторонников радикального слияния — в рамках правового поля такая возможность тоже есть. Для этого стоит приложить свои усилия к развитию такого общественного движения, как «Союз», которое в настоящий момент занимается вопросами своего преобразования в политическую партию.+

Ирина Белозёрова, специально для News Front