24 октября 2020 года на трассе «Луганск-Краснодон» в районе села Новоанновка трагически оборвалась жизнь командующего 14 БТРО Народной милиции ЛНР (бывшая бригада «Призрак» им. Алексея Мозгового) подполковника Алексея Маркова (позывной «Добрый»). Ему было всего лишь 47, из которых 6 лет он отдал спасению мирного населения ЛНР от нацбатов и регулярной украинской армии.

«Доброго» похоронили в Алчевске (так завещал сам командир) со всеми воинскими почестями. Сам он родом из Омска, долгое время проживал в Москве. Последним его пристанищем стала луганская земля: Аллея Славы на алчевском кладбище пополнилась могилой еще одного героя…

«Красного командира Алексея Маркова похоронили в Алчевске, рядом с могилой народного героя Алексея Мозгового. Гибель «Доброго» — большая утрата для всего коммунистического движения. Он был примером для многих коммунистов. Он был защитником обездоленных людей Донбасса, брошенных под каток украино-американской военной машины. Он был настоящим антифашистом, с оружием в руках боровшимся против коричневой чумы. Мы всегда будем помнить тебя, Алексей Геннадьевич! Светлая память!», — отмечает одесский коммунист Алексей Албу.

…Это было недавно, но, вместе с тем, это было давно: 4 ноября 2014 года Алексея Маркова в составе Красного добровольческого отряда (КДО) проводили для выполнения интернационального долга в Донбасс. Мероприятие состоялось возле памятника Ленину на площади Ильича в Москве. Долг он выполнил, но домой, увы, не вернулся.

…Умный, обаятельный, тактичный, высокообразованный, интеллигентный, идейный и настоящий… И это — не пафосные слова: именно таким запомнили Алексея Маркова все те, кто его знал. Те, для кого его гибель стала тяжелой утратой… И потом: добрым никого просто так не назовут — такого позывного, как у Алексея, ни у кого среди бойцов ЛДНР не было. «Добрый» был единственным и неповторимым в своем роде защитником Донбасса, он же — последний из плеяды командиров так называемой первой волны, прошедший нелегкий путь от рядового бойца до командира батальона. Последующий снимок — первое фото Алексея Маркова, сделанное на Донбассе в ноябре 2014 года. А в августе 2019 года ему было присвоено воинское звание подполковника.

«…Последний романтик, идейный человек со своим мнением и зашкаливающим личным магнетизмом. «Старая гвардия», идейные ополченцы уходят — кто устает от усиливающегося маразма и возвращается в гражданскую жизнь, кто уходит прямиком в Вальгаллу… Очень грустно и больно. Что дальше? Кто остается?», — спрашивает донецкий военкор Екатерина Катина.

Такие вопросы действительно витают в воздухе, поскольку за годы войны и в ЛНР, и в ДНР ушли из жизни все знаковые командиры. Все! Алексей Марков был последним из фронтовых лидеров, кто внёс огромный вклад в будущую Победу, но очевидцем этого знаменательного события, увы, уже никогда не станет…

«…От очень многих людей в батальоне мне случалось слышать примерно такое: «Я здесь, пока комбат здесь… Я служу, пока «Добрый» тут комбатом… Ему верю, за ним пойду куда угодно… Он уйдёт — я тоже уйду». Хочется им сказать вот что: теперь «Добрый» навсегда здесь, никуда он не уйдёт, и никто его не сможет выгнать или убрать. «Добрый» останется с нами. «Призрак» останется «Призраком», — так прокомментировал гибель своего командира Андрей Морозов (позывной «Мурз»).

…Шесть лет Алексей Марков жил и воевал на пределе человеческих возможностей: за «призраковцами» были закреплены самые опасные участки фронта. В течение всего этого времени он ни разу не изъявил желания бросить службу и уйти на гражданку. Он всё время твердил лишь одно: уйду со службы только после того, как победим…

«…Этой зимой были дни, когда на одну только позицию «Призрака» прилетало по 200 мин и снарядов калибром от 82-мм и выше, но люди не ушли с неё. Они вылезали после обстрелов из «лисьих нор» и блиндажей, заново откапывали свои полуразрушенные траншеи и огневые точки, и держали эту позицию. И после месяца таких обстрелов, когда, казалось бы, пора было уже всё бросить к чертям и уйти, отступить, бойцы «Призрака» и 4-й бригады 18 февраля выскочили из этих самых окопов в атаку и выбили обнаглевших ВСУшников с нового опорника, недавно оборудованного на нейтралке, с которого те корректировали огонь. Не спецназ, не «зелёные человечки», а именно те самые «ополчуги», которые сохранили и сохраняют в себе дух «того времени». Те самые, но уже с пятью годами военного опыта за спиной…», — вспоминает Андрей Морозов («Мурз»).

Алексей не только бесстрашно воевал, но и в перерыве между боями успевал освещать военные события. Он публиковал фото-доказательства преступлений украинских военных, всегда охотно общался с военкорами, словом, всяческими способами пытался донести людям всю правду об этой кровопролитной войне.

«Встав на защиту луганского народа, он до последнего вздоха хранил верность общей идее и собственным идеалам. Важность его заслуг перед Республикой не поддается оценке, поскольку трудно представить человека, больше болеющего душой за народ Луганщины, чем Алексей», — заявил официальный представитель НМ ЛНР Яков Осадчий, подчеркнув, что Марков «всегда находился на передовых рубежах защиты Республики».

…Передовые рубежи остались, вот только «Доброго» там уже никто не увидит. Остается лишь память да призраки всех ушедших «призраковцев», которых так и не удалось победить фашиствующим отморозкам. Видео, на котором Алексей Марков читает в рамках проекта «Воюющая поэзия Победы» стихотворение Константина Симонова «Жди меня», было записано в мае текущего года на тех самых передовых рубежах…

Оксана Шкода