Начало учебного года стало в буквальном смысле переломным для русских школ на Украине. 1 сентября для учащихся и педагогов настал день икс. Как известно, закон об образовании предусматривает переход с сентября 2020 года русских школ на украинский язык обучения. Одновременно школам, где преподавание ведётся на языках нацменьшинств, являющихся официальными языками ЕС, была дана отсрочка до 2023 года.

Летом 2020 года депутат Рады от партии «Слуга народа» Макс Бужанский зарегистрировал законопроект № 2362, предполагающий такую же отсрочку и для русских школ. Но в парламенте начались протесты, инициированные  партией Порошенко «Европейская солидарность», что заставило «слуг народа» во главе со спикером Дмитрием Разумковым положить документ в долгий ящик, а затем и вовсе снять его с рассмотрения.

И с 1 сентября тотальная украинизация русских школ начала набирать обороты.

«Есть действующий закон, и он говорит, что с 1 сентября все русские школы должны переходить на украинский язык. Только в младшей школе, до 4 класса, может быть русскоязычный компонент, но он жёстко ограничен»,

–  заявил журналистам интернет-издания «Страна» заместитель главы профсоюза педагогических работников Сергей Романюк.

Закон об образовании предусматривает, что младшие классы в русских школах продолжат обучение детей, но новых наборов в русскоязычные классы уже не будет.

Однако социологические опросы, проведённые уже после начала учебного года, показывают: на практике школы не спешат переходить на государственный язык. Во многих учебных заведениях набрали группы первоклассников с русским языком обучения и настойчиво подчёркивают, что младшие классы категорически не будут переводить на украинский язык обучения.  Ссылаются педагоги и директора школ на Закон Украины «О полном общем среднем образовании», вступивший в силу с 1 августа.

Статья 5 данного закона гласит, что лица, относящиеся к нацменьшинствам Украины, языки которых являются официальными языками ЕС, обучаются на  украинском языке в объёме не менее 20% годового объёма учебного времени в 5-й классе, к 9-му же классу он составит уже 40%, в старших классах – не менее 60%.

«Лица, которые относятся к другим нацменьшинствам (в том числе русские), получают базовое и профильное среднее образование на государственном языке в объёме не менее 80% годового объёма учебного времени»,

– прокомментировал новшества в образовании юрист в сфере образования Андрей Черных.

При этом стоит учитывать, что с 16 июля текущего года на Украине начал действовать закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного».

Необязательным украинский остаётся в частном общении или при совершении религиозных обрядов.

Зато все остальные сферы должны использовать украинский язык в обязательном порядке. Касается это государственного и коммунального секторов, а также медицины и транспортной сферы. Также обязательным  является украинский язык для маркировки товаров и услуг, в образовании, сфере искусства и СМИ. Одновременно украинский становится языком межнационального общения, ранее этим статусом был наделён русский.

Что касается сферы образования, украинский язык теперь навязан в качестве обязательного для дошкольных, школьных, внешкольных и высших учебных заведений. Русский язык готовы оставить в качестве параллельного обучения для младшей школы и детсадов. В качестве исключения для этого разрешено создавать отдельные группы и классы. Для высшего образования таких привилегий нет – вузы ведут преподавание только на украинском языке. В рамках университета или института будет разрешено изучение одного либо нескольких предметов на одном из официальных языков Евросоюза. Для Внешнего независимого тестирования предусмотрен переходный период на украинский язык до 2025 года.

Примечательно, что тотальная украинизация образования стала тормозиться  задолго до старта. В июне текущего года школы страны провели инвентаризацию учебников, инициированную документом с подписью тогда ещё и. о. министра образования Любомиры Мандзий. Проводили её с целью перераспределить книги между школами и укомплектовать русские школы материалами на госязыке. Делиться, как оказалось, было нечем: в украинских школах не нашлось достаточного количества необходимых учебников и учебных пособий. Родители учеников русских школ говорят, что обеспечивать детей необходимыми учебниками директора и учителя не спешат, предлагая купить их самостоятельно. Иными словами, за принудительную украинизацию граждане государства должны платить из своего кармана.

«Была проведена соответствующая подготовительная работа, по оперативной информации областных департаментов образования, проблемных вопросов не возникает, ученики обеспечены учебниками на украинском языке по необходимости. На данный момент никаких обращений по этому вопросу в Министерство образования не поступало»,

– бодро отчитался исполняющий обязанности профильного министра Сергей Шкарлет.

Он уточнил, что для русских школ распределение по языкам обучения с разделением языков обучения на 80 и 20% в пользу украинского обязано начаться уже в сентябре текущего года.

Однако юристы отмечают, что для преподавателей школ приоритетом является как раз закон о среднем образовании, а не о госязыке. Поэтому школьные учреждения воспользовались правом самим составлять планы обучения и языка преподавания – они не заинтересованы в форсировании тотальной украинизации.

Директор одной из русских школ на правах сохранения анонимности заявил:

«Будем советоваться с родителями и действовать очень постепенно. Не думаю, что будет преступлением, если процент предметов на украинском окажется немного ниже указанного в законе. Большинство родителей за то, чтобы продолжать обучение на русском языке. И мы это учитываем. Потому будем смотреть, что можно будет сделать в этой ситуации. Постараемся оставить обучение на русском по максимуму. И будем ждать, что изменится политическая ситуация в стране, когда этот маразм прекратится».

Несмотря на навязываемую чиновниками и властями Украины тотальную украинизацию образовательной сферы, тысячи школьников и сегодня продолжают учиться по учебникам на русском языке. Киев был вынужден констатировать провал ликвидации русскоязычного образования. Об этом в конце сентября рассказал депутат Верховной Рады Максим Бужанский.

«Прошло 1 сентября, сейчас 30 сентября, и что мы видим? Мы видим, что тысячи детей имеют на руках русскоязычные учебники. Ничего, кроме позора, не достигнуто. Ничего, кроме того, что дети не могут обучаться так, как нужно, не достигнуто»,

– отметил в своём комментарии украинский парламентарий, уточнив, что учителя вынуждены во время уроков переводить русский текст на мову.

Существует опасность того, что школам начнут в дальнейшем закручивать гайки украинизации. Да и деятельность так называемого языкового омбудсмена Тараса Креминя с его ведомством украинизаторов как угрозу сопротивлению украинизации исключать нельзя.

Анна ШЕРШНЁВА