26 января 2020 года на 52-м году земной жизни скончался настоятель московского храма преподобного Феодора Студита протоиерей Всеволод Чаплин.

Наверное, сложно назвать ещё одного современного священнослужителя, который, не будучи облечённым архиерейским саном, был бы столь же известен, в том числе и в совершенно далёкой от Церкви среде. Протоиерея Всеволода Чаплина знали все. Ну или почти все. На протяжении многих лет он был одним из ключевых официальных церковных спикеров.

Любому журналисту до него было легко дозвониться, чтобы взять комментарий, хлёсткий и небанальный. Порой слишком хлёсткий и весьма не банальный, ну и практически всегда неполиткорректный. Вообще, неполиткорректность стала своего рода стилем отца Всеволода. Многим это не нравилось, иные стремились подловить спикера на наименее удачных его изречениях, скандализировать. Порой начиналась откровенная травля, но сам батюшка не боялся этого, казалось, он даже намеренно оттачивал, заострял свои формулировки.

По роду деятельности, а на протяжении почти 20 лет отец Всеволод Чаплин курировал в Московском Патриархате церковно-общественные отношения, он общался с самыми разными политическими деятелями и, очевидно, больше симпатизировал не системным центристам (где-то консервативным, но в основном либеральным), а тем, кто выбивался из политического мейнстрима. Причём как «справа», так и «слева». К слову, мы и познакомились с ним лично на одном из подобных политических собраний: весной 2001-го на учредительном съезде созданного Александром Дугиным общественно-политического движения «Евразия».

Однако, будучи весьма и весьма политизированным, отец Всеволод всегда в первую очередь оставался священнослужителем, служителем алтаря, Престола Божия. Православным клириком, благоговейно совершавшим богослужения и никогда не дававшим повод усомниться в своей верности Христу и Его Церкви. Так он и ушёл из земной жизни, в воскресный день, совершив Божественную Литургию и в последний раз причастившись Святых Христовых Таин.

ЧаплинБудучи верным Церкви, никогда не уклоняясь в раскол, отец Всеволод нередко очень жёстко критиковал власти. Причём как светские, так и церковные. Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»

Но будучи верным Церкви, никогда не уклоняясь в раскол, отец Всеволод нередко очень жёстко критиковал власти. Причём как светские, так и церковные. Эта критика порой была весьма субъективной и эмоциональной, иногда вызывала недоумение, напоминая стиль «блаженных похабов» русского средневековья. Было это нарочитое юродство или что-то иное, сказать сложно. Но совершенно точно в этом не было развязного цинизма и нигилизма, столь свойственного нашей эпохе. Впрочем, сам батюшка был её порождением, этаким постмодернистом в рясе.

Воцерковившись в начале 1980-х, старшеклассником он, сын профессора-атеиста, уже тогда был вхож как в среду церковной интеллигенции тех лет, так и в «тусовку» московских хиппи, собиравшихся на Гоголевском бульваре — знаменитых «Гоголях». И до последних дней его земной жизни в митрофорном протоиерее Всеволоде Чаплине порой проглядывал тот юный Сева с «Гоголей», что некоторых шокировало, но больше умиляло, заставляя улыбнуться. А чувство юмора, включая самоиронию, у батюшки было просто потрясающим.

Годам к 45 отец Всеволод собрал практически все церковные награды, которые только мог получить представитель «белого» немонашествующего духовенства. А после этого совершил самый настоящий «дауншифтинг», из «церковного министра» став простым настоятелем храма преподобного Феодора Студита у Никитских ворот — старинной и очень уютной, но небогатой церквушки в центре Москвы.

Утрата высокого церковного поста позволила отцу Всеволоду стать ещё более свободным в выражении своей неполиткорректной позиции. И если в молодости он порой был достаточно широким в воззрениях, в которых уживалось «левое» и «правое», консерватизм и либерализм, со временем он становился всё более последовательным православным консерватором. В чём-то даже ультраконсерватором.

ЧаплинОтец Всеволод становился последовательным православным консерватором. В чём-то даже ультраконсерватором. Фото: Pravda Komsomolskaya / Globallookpress

Буквально за несколько дней до смерти батюшка активно подключился к теме поправок в российский Основной закон. И даже предложил некоторые собственные формулировки изменения Конституции, начиная с её преамбулы. Как и со многими другими идеями и высказываниями отца Всеволода, с ними можно и нужно дискутировать, но в данном случае они поразительно близки позиции телеканала «Царьград», в частности высказанной его учредителем, заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым. В какой-то степени эти слова — «политическое завещание» протоиерея Всеволода Чаплина:

«Мы, нация Россия — русский народ и все объединённые им равноправные народы, соединённые прошлым, настоящим и будущим на своей земле, утверждая права и свободы человека, его гражданское и нравственное достоинство, его ответственность перед согражданами, милосердие, справедливость и мир в обществе, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, сознавая преемство нашей страны от всех самостоятельно избранных её народами форм государственного бытия, включая Российскую Империю и Союз Советских Социалистических Республик, храня высокие идеалы и ценности, укоренённые в религиозном или гуманистическом миропониманиях, уважая Православие как основу российской истории и культуры, а также традиционные для России формы ислама, иудаизма и буддизма как основные религиозные традиции народов нашей страны, <…> принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИИ».

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему, новопреставленному протоиерею Всеволоду, и сотвори ему вечную память!

Автор:
Тюренков Михаил