ФОТО: DMITRIY KRASKO / SHUTTERSTOCK.COM

Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» — всё это вместо святыни. Станем ли мы, русские люди, «инвалидами по духу», не помнящими ни родства, ни веры отцов? Увы, такая опасность есть. И её нельзя замалчивать.

На днях, гуляя с детьми по доброй старой Вологде, увидели с ними у Поклонного Креста, стоящего на месте уничтоженного коммунистическим руководством области в 1972 году Спасо-Всеградского собора группу подростков: детки забрались на Крест и по-обезьяньи кривлялись, изображая из себя распятых. Мат, глумливый хохот, «ща пофоткаемся», втянутые в плечи головы прохожих, старающихся не замечать кощунства и быстренько пробегающих мимо: «Меня не трогают, и ладно». Мои дети онемели: тычут пальцем на этот, простите, «перформанс». Действовать нужно было быстро и жёстко. До мордобоя дело не дошло, хотя я был вполне готов к нему, — хватило громкого окрика и камеры телефона, направленной на потомков коммунаров. Смылись стремительно. Дети выдохнули, но по дороге все время спрашивали, как это понять, почему так себя ведут «эти ребята».

Да потому, думаю, так себя и ведут, что подавляющее большинство втянуло головы в плечи. Здесь и глупый страх «вылезти из стада», и откровенное безразличие. Оскорбление святыни? Святотатство? Не, не слышали: для нас святотатство — это повышение цен на услуги ЖКХ, продукты, билеты. Вот это — да, это настоящее святотатство. А со своими крестами и прочими храмами пусть церковники разбираются. Понастроили молелен. (Кстати, это цитата: именно так возмущался один из моих собеседников, тоже житель древней Вологды, когда-то — столицы Северной Фиваиды). Мы — люди цивилизованные, «Битву экстрасенсов» смотрим. А чё такого?

Поклонный Крест, повторяю, находится на месте уничтоженного Спасо-Всеградского собора. Храм называли еще «Спас обыденный» — в память об избавлении от моровой язвы в 1654 году, когда по обету вологжан «об один день» была всем городом построена маленькая церковь, которая к ХХ веку была уже прекрасным собором. Согласно обету предков, кстати, храм был поставлен на вечные времена в назидание потомкам. Насколько способными оказались потомки к усвоению назиданий и уважению к памяти предков, можно видеть сегодня.

ГРАВЮРА. ВОЛОГДА, ВИД НА СПАСО-ВСЕГРАДСКИЙ СОБОР

Кстати, о памяти. Как только заходит речь об исторической справедливости, потоком льётся вот это:

Не смейте менять исторические названия улиц, площадей, городов! Улица Ленина — это наша история! Улица Кирова — тоже! А не эти ваши Большая Кирилловская, Екатерининская и прочая шелуха! Площадь Революции — да! Сенная площадь — старорежимная дрянь! Подумаешь, церкви посносили — зато сейчас там памятники Ленину стоят, вот! Историей надо гордиться!

Как заметил однажды игумен Довмонт (Беляев) по поводу гордости, «у человека может быть и история болезни, причём болезни… хм… непристойной. По моему убеждению, не всякая история достойна гордости — часто она требует стыда и покаяния. И советское безумие, в том числе разрушение храмов, относится к такой постыдной и требующей покаяния, то есть исправления, истории». Какое там покаяние, какой стыд…

В своё время я спросил у владыки Максимилиана, тогда архиепископа Вологодского и Великоустюжского, что он думает по поводу идеи возрождения Спасо-Всеградского собора в Вологде. Владыка вздохнул. По его словам, всё было бы хорошо, только кто будет ходить в восстановленный храм? Кто будет заботиться о нём, кто будет чувствовать его своим, родным — вопрос, и вопрос серьёзный.

ПОКЛОННЫЙ КРЕСТ НАХОДИТСЯ НА  МЕСТЕ УНИЧТОЖЕННОГО КОММУНИСТИЧЕСКИМ РУКОВОДСТВОМ ОБЛАСТИ В 1972 ГОДУ СПАСО-ВСЕГРАДСКОГО СОБОРА.

В городе уже, слава Богу, есть много возрождающихся из пепла церквей — кто возродит из пепла человеческую совесть и память, способные к постоянной молитве? Чтобы открытие храма было поводом открыть Бога «в ребрах», а не очередным бодрым отчётом о неуклонно возрождающейся духовности при пустующей церкви — вот где трудность.

Ты прямо как с неба свалился, — говорят знакомые священники. — Кощунство — увы, привычное, едва ли не постоянное явление в, может быть, всё ещё христианской Вологде. Мерзостные надписи на стенах церквей, взломанные ящики с пожертвованиями, пьяные компании у храмов — это наша действительность. Северная Фиваида, говоришь? Ох.

А есть и бытовое, обычное, так сказать, кощунство. На том же месте — прямо напротив Поклонного Креста. Там в своё время была возведена часовня в честь преподобного Арсения Комельского, вологодского святого XV века, из тех, благодаря которым Русский Север и был назван Северной Фиваидой. Построена часовня была по проекту Владимира Николаевича Шильдкнехта, губернского архитектора, благодаря которому знаменитая колокольня вологодского Софийского собора является архитектурной жемчужной доминантой города. Так вот, в 1924 году с часовни сорвали кресты, а затем здесь обосновалась контора артели инвалидов «Новый путь». Позже в часовне было кафе. Сейчас — с одной стороны некая чайхана, с другой — «наливайка».

В 1924 ГОДУ С ЧАСОВНИ СОРВАЛИ КРЕСТЫ, А ЗАТЕМ ЗДЕСЬ ОБОСНОВАЛАСЬ КОНТОРА АРТЕЛИ ИНВАЛИДОВ «НОВЫЙ ПУТЬ». ПОЗЖЕ В ЧАСОВНЕ БЫЛО КАФЕ. СЕЙЧАС — С ОДНОЙ СТОРОНЫ НЕКАЯ ЧАЙХАНА, С ДРУГОЙ — «НАЛИВАЙКА».

У входа в чайхану стоят (пока) гости из Средней Азии, у входа в «наливайку» — (пока) представители титульного населения Вологодчины. Последние ни трезвостью, ни чистоплотностью, ни элементарной культурой не отличаются. Вопрос: как долго, по вашему мнению, потребуется (пока) гостям города из Средней Азии, чтобы стать полноправными хозяевами (пока) русского края в таких условиях? Мне кажется, им нужно просто дождаться, когда «наливайка» выполнит свою задачу, то есть заставит сдохнуть побольше клиентов. Которым до какой-то там духовности, до какого-то там преподобного Арсения Комельского и заветов каких-то там православных предков, спасённых от моровой язвы в далеком XVII веке, ну точно нет дела. Как и до самого Православия, впрочем.

ПРИКРЫВАЯСЬ УВАЖЕНИЕМ К ИСТОРИИ, МОЖНО МНОГО НАВОРОТИТЬ. РАЗРУШЕНИЕ СПАСО-ВСЕГРАДСКОГО СОБОРА

Прикрываясь уважением к истории, можно много наворотить. Можно, например, возложить охапку гвоздик к дому, где в вологодской ссылке «томился великий вождь и учитель товарищ Сталин», как это сделал исполняющий обязанности губернатора Вологодской области Филимонов. С декабря 1911-го до февраля 1912-го «томился». Здесь много таких «утомленных» было: с августа 1913-го по сентябрь 1914-го неподалеку, в двухэтажном доме с балконами, украшенными балюстрадой и резьбой, получая жалкие пособия от ненавистного государства, «мучились» в ссылке мама и сестрица ещё одного вождя — Ульянова-Ленина.

Правда, возлагая охапку гвоздик к памятной доске Сталина, временно исполняющий обязанности губернатора словом не обмолвился о, например, уважении к памяти (и уж тем более о молитве) замученных во время большевистских гонений людей. В паре сотен метров от этого дома находится то, что осталось от Свято-Духова монастыря, в кельях которого проводились пытки и расстрелы. Монастырское кладбище уничтожено, на части его территории сейчас расположен стадион «Динамо». Уважать память, оказывается, можно очень избирательно. Выпячивая при этом те самые постыдные болезни общества, о которых с горькой иронией говорит игумен Довмонт (Беляев). Гордиться такими болячками точно не стоит. Иначе контора артели инвалидов «Новый путь» нам обеспечена. Причём инвалидов по духу. Что гораздо страшнее.

ПЁТР ДАВЫДОВ