Как дела с отоплением, будет ли тепло в квартирах — вопрос, который более всего волнует жителей ДНР в канун холодов. Что на самом деле сегодня происходит в столице республики, готовность которой, по словам чиновников, к отопительному сезону составляет 95%?

Самая дефицитная профессия в ДНР

Отопительный сезон в ДНР из года в год стартует 15 октября. И если раньше всё работало как часы, а о проблемах с отоплением никто и не слышал, то с 2022 года ситуация кардинально изменилась. Во-первых, из-за тотальной мобилизации, прокатившейся по республике, работать в котельных, да и в целом в системе ЖКХ, стало просто некому. Все мужчины призывного возраста были забраны в окопы, в их числе не менее 4,5 тысяч коммунальщиков. Во-вторых, дало о себе знать отсутствие полноценного водоснабжения – особенно это отразилось на минувшем отопительном сезоне, но и в этом году, несмотря на то, что частично решить проблемы с водой удалось, ситуация не сильно лучше.

Строго формально, отопительный сезон стартовал. Однако паблики разных городов республики буквально забиты жалобами на отсутствие тепла в квартирах.

По словам пенсионера Станислава Ос-ко, работающего слесарем в одном из центральных донецких ЖЭКов, основной причиной отсутствия тепла во многих домах являются порывы на теплотрассах, которые ведут от котельных к домам горожан.

«Трубы старые, поэтому рвутся, как внутри домов, так и снаружи. Бывает, по пояс в воде стоим, но чинить надо. Старое поколение слесарей еще есть, а оно привыкло работать в любых условиях», — рассказывает он «Антифашисту».

Станислав говорит, что сейчас слесари — самая востребованная профессия в ДНР.

«Прямо, как министры… Я недавно прочитал в газете, что с начала текущего года в центры занятости ДНР поступила информация о 16 800 вакантных местах работников ЖЭКов, из которых больше половины – слесаря. Оно и понятно, зарплата у слесарей, прямо скажем, небольшая, 14600 рублей. Желающих на такую зарплату идти мало, да и потом те, кто имел призывной возраст, давно на фронте…», — поясняет он.

Пригодился японский опыт

Местные СМИ сообщают, что неотапливаемых домов в Донецке остается порядка полутора тысяч (цифра меняется ежедневно), к этому числу следует также прибавить порядка 14о объектов социальной сферы — больницы, учебные заведения, детсады и прочее.

Инна К-ва работает в одной из центральных донецких школ в районе железнодорожной больницы. Учителя из-за обстрелов работают с учениками на удаленной системе, но посещать учебное заведение педагогам все равно надо.

«Два-три раза в неделю прихожу в школу, много бумажной работы… Только руки мерзнут, сейчас, правда, на улице немного потеплело, заканчивается бабье лето, но я с ужасом думаю, что будет, когда столбик термометра начнет опускаться…».

Дончанка надеется, что тепло в школу все равно дадут, возможно, даже через несколько дней.

В квартире Инны две батареи — в кухне и детской — уже теплые и это радует все семейство.

«Хочется тепла… Два дня назад порадовали наши коммунальщики, батареи стали теплеть, руки на них пока не согреешь, зато теплые батареи облюбовал наш кот Вася. Он постоянно лежит на батарее в кухне и греется», — смеется она.

Третья комната Инны пока холодная, женщина уже звонила в ЖЭК, и ей пояснили, что из-за отсутствия жильцов на верхних этажах, невозможно произвести развоздушивание в трубах, поэтому тепла нет.

«Такой ответ сильно напрягает, у нас на этом стояке несколько квартир пустых, и когда приедут жильцы и приедут ли они вообще, неизвестно. Поэтому я боюсь, что батарея в спальне так и останется холодной, как в прошлом году».

Дончанка прочитала в соцсетях, что теперь ЖЭК якобы имеет право в присутствии полиции открывать пустые квартиры и производить необходимые работы для того, чтобы запустить отопление. Но станут ли они это делать на практике, женщина не знает.

Вынуждена надевать согревающие от холода перчатки и жительница дома по проспекту Мира 3, Светлана П-ная.

«Одна батарея еле теплая, а две другие ледяные, – рассказала она. – Пальцы стынут. Холод — такая штука, к которой трудно привыкнуть даже закаленному человеку».

Дончанка рассказала, что пересмотрела массу литературы, где рассказывается, как люди спасаются от холода, если в доме нет отопления. Оказывается, много приемов на этот счет изобрели в Японии.

«Там в большинстве старых домов вообще нет отопления. Японцы привыкли к грелкам. В богатых домах японцев теплые полы. Я не богата, такой пол сделать у меня нет возможности, поэтому я достала две электрогрелки и теперь обогреваю ими ступни ног, когда работаю за компьютером и поясницу. И знаете, помогает… Как говорится, дело спасения утопающих – дело рук самих утопающих».

Тотальная ложь и тепло по блату

Марина А. живет в Ворошиловском районе – самом центральном районе Донецка. Принято считать, что здесь всё происходит в первую очередь, и тепло подают, конечно, тоже первым «ворошиловцам». На самом деле, это совсем не так. На дворе конец октября, но в её квартире отопления пока нет – Марина надеется на блат, больше не на что и не на кого.

«Вокруг тотальная ложь, — рассказывает она. – Котельная, которая обогревает наш дом, числится работающей, а наш дом – как тот, в котором тепло уже есть. По факту, тепла у нас не было с 15 октября, ни одного дня. Мы пишем в районный чат, их организовали в том году в Телеграме – никакого толка вообще, как в бездну кричим. Постоянно ходим и звоним в ЖЭК – никакого толка, кроме ответа, что наша заявка уже есть. Звоним в теплосеть – аналогично. А в официальных сводках – мы подключены, тепло у нас есть!».

Марина рассказывает, что её раздражают комментарии некоторых людей о том, что в Донецке теплая погода и, мол, отопление не нужно. «Эти люди (или нелюди?), очевидно, пишут с диванов в теплых квартирах, не понимая, что такое жить сегодня в Донецке. Разбитые окна в подъездах от обстрелов, разбитые балконы, у очень многих людей до сих пор в квартирах фанера вместо стекол. Тепло не всегда, уже идут дожди, ночью температура падает, стены домов давным-давно остыли. У меня в квартире (угловая квартира сталинки) +13 градусов, комнаты согреваю кондиционером и обогревателем, ванну так же, в кухне постоянно, когда мы дома, работает газовая плита. Да, это вредно, воздух выжигается, и могут быть разные неприятности – но что делать, если иначе находиться там невозможно?», — возмущается она.

Чтобы добиться тепла в доме, Марина решила прибегнуть к знакомствам. «Я всегда и всё стараюсь делать честно, по правилам. Но здесь правила уже не работают. Приходится пользоваться связями. У меня есть подруга, которая работает в одном из ключевых министерств – не буду называть в каком и кем, чтобы не подставлять. Она обещала помочь, пошевелить тех, кто отвечает за тепло в городе, чтобы обратили внимание на наш дом. Вот, сидим, ждём. Надеемся, что хоть это поможет», — рассказывает она.

Пока Марина и ее дети греются на улице – сейчас там намного теплее, чем в квартире, когда там не включены обогреватели.

Неприятных «сюрпризов» может быть немало

Наблюдения последних лет показывают, что работники коммунальных служб часто сталкиваются с проблемами, вызванными высоким износом сетей. Ведь большую часть жилого фонда республики представляют собой постройки 40-60-х годов. Многие из них требуют капитального ремонта. Общий же физический износ жилого фонда составляет более 40%, по словам бывшего сотрудника коммунальной сферы Донецка, знакомого с ее проблемами еще в советский период, старожила Виталия Морозова.

«В перестроечное время ничего не вкладывалось в коммунальную сферу, а Украина, тем более, не вкладывала в наш регион. Крупные аварии, включая, порывы труб, устраняли, но капитальную реконструкцию жилого фонда никто не делал. То, что досталось от советской власти, то и эксплуатировали. Немного глянец навели на фасады домов в центральной части города перед Олимпиадой, и на этом закончилось», — рассказал он.

Именно поэтому, по словам старожила, прохождение отопительного сезона часто характеризуется значительным количеством неприятных «сюрпризов» для населения. Наиболее частый – порывы старых изношенных труб. Иногда их приходится латать не один раз.

Так, в прифронтовом Киевском районе, в домах 25, 27, 29, 31, 33 на Партизанском проспекте нет тепла. По словам местных жителей, ремонтники теплосети разрыли ямы, но позитивного результата не наблюдается.

«Сидим без тепла, в квартирах дети и старики. Сидим и гадаем, успеют ли закончить ремонтные работы до холодов, на этом месте их проводят уже в третий раз. Первый раз — в январе, второй раз — в августе. А когда сейчас закончатся – неизвестно», — написала возмущенная жительница одного из вышеуказанных домов в соцсетях.

Судя по комментариям дончан, проживающих в Киевском районе Донецка, «сильны опасения, что придется вторую зиму народу зимовать без отопления».

«Только рапортует ГУП ДНР «Донбасстеплоэнерго», что якобы на сегодняшний день задействовано 311 котельных. А на деле?… На Партизанском котельная якобы работает, но подача на жилые дома почему-то перекрыта. А так-то да, отопление есть. В котельной», — огорчается один из пользователей.

«Что за издевательство… 23 октября, отопления нет, батареи ледяные, боюсь, на стенах грибок может пойти, если тепла не дадут. Во дворе убиться можно, трубы меняют, все перерыли, в ЖЭКе сказали, ждите, на все дома слесарей, как всегда, не хватает», — вторит ему другой дончанин.

Проблемную ситуацию с отоплением подтверждают еще несколько горожан, проживающих в Петровском, Киевском и Ворошиловском районах. По словам жительницы дома 71 по улице Розы Люксембруг, они уже надоели работникам коммунальной службы своими упорными звонками по телефону насчет обещанного тепла – но будут продолжать настойчиво звонить, другого выхода нет.

Ещё одной проблемой людей, живущих без тепла, являются счета за электричество. Обогреватели всех видов, кондиционеры потребляют много электроэнергии, а расценки на нее выросли. Что делать в таком случае, как доказать, что тепла в твоем доме нет (особенно, если он числится как тот, где оно есть) – непонятно. Никаких скидок по оплате в таком случае в официальном порядке не предусмотрено. Более того, счета за оплату несуществующего тепла, тоже скоро начнут приходить – что делать тогда, как добиваться перерасчета и сколько времени и нервов придется на это потратить, дончане думают с ужасом.

Есть и хорошие новости

О том, что ситуации в ходе запуска отопительного сезона бывают разные, и многое в этом случае зависит от слаженных действий коммунальщиков, рассказал журналист Сергей Ч-к, дом которого находится на Набережной. Мужчина упорно звонил по телефону по несколько раз в день, просил разобраться с проблемой, почему у него нет тепла, в то время, как в подъезде рядом, батареи в большинстве квартир потеплели.

«Оказалось, что при проведении ремонтных работ и замене труб, было что-то напутано, и в результате прекратился доступ воды в отопительную систему. Долго разбирались, но в итоге систему удалось запустить, тепло есть и это повышает настроение», — говорит мужчина.

Он хвалит работу коммунальщиков и всех, кто задействован в ремонтных работах по замене труб.

«Хочу поблагодарить за то, что помогают нам выживать в холод, фактически рискуя своими жизнями во время обстрелов, которые до сих пор не прекратились в Донецке».

Журналист считает, что труд сотрудников и рабочих коммунальной сферы в ДНР – героический.

«Их всегда только ругают, но эти люди во время военных действий, делают нашу жизнь более благоустроенной». По его словам, он разговорился с сотрудником одного из столичных ЖЭКов, которая подтвердила, что на складах не только сформирован необходимый запас материалов, которые будут использоваться при ликвидации аварийных ситуаций во время отопительного сезона, но также получены из России материалы для полной замены труб в аварийных домах.

Насколько это соответствует истине, увидим уже скоро. Пока жителям ДНР повезло, природа пришла на помощь, и столбик термометра днем, несмотря на конец октября, держится на отметке 16-17 градусов.

Екатерина Ветрова