КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Создание при одном из ключевых гуманитарных вузов России, РГГУ, Высшей политической школы имени Ивана Ильина обострило споры вокруг фигуры этого мыслителя. Но почему именно Ильина столь часто цитирует глава Государства Российского? В чём актуальность его политической философии для нашей страны и её будущего? И наконец, почему против этого мыслителя развёрнута самая настоящая травля? Давайте разбираться.

В истории русской философии, пожалуй, нет другого мыслителя, в которого бы так часто кидали камни, как в Ивана Ильина. Разве что Владимир Ульянов (Ленин), но тот, что называется, «огребает» не за гнозис, а за праксис. Ильину же достаётся за идеи. Причём как от пламенных ленинцев, так и от их леволиберальных попутчиков. От крайних леваков – троцкистов, анархистов, экофеминистов, некрокоммунистов и прочих политических первертов-маргиналов – до их реальных кукловодов – либеральных глобалистов.

В этом году исполнится 70 лет, как Иван Александрович предстал пред Господом, однако в покое его не оставляют. В первую очередь, конечно, потому, что вот уже почти два десятилетия его с удивительной регулярностью цитирует Владимир Путин, не скрывающий того, что Ильин является его любимым философом.

Но если ещё совсем недавно вспышки антиильинизма были довольно редкими, то в апреле 2024 года началась самая настоящая информационная война против Ильина. Сразу после того, как стало широко известно о создании при РГГУ Высшей политической школы имени Ивана Ильина под руководством профессора Александра Дугина.

О реальных политических причинах этой кампании и тех, кто за ней стоит, Первый русский телеканал Царьград уже выпустил подробное журналистское расследование. Мы же обратимся непосредственно к фигуре Ильина и попробуем разобраться, почему же именно он стал «любимым философом президента», в чём актуальность его политической философии для современной России. А разобравшись в этом, станет понятно и то, почему в Ильина летит столь много… даже не камней, а откровенной грязи и лжи.

СКРИНШОТ: TSARGRAD.TV

Пассажир «Философского парохода»

Парадоксально, но факт: Ивана Ильина и его наследие сегодня защищают те русские мыслители и публицисты, которые вполне могли бы его довольно жёстко раскритиковать. Действительно, как философ Ильин возрастал отнюдь не на русской православно-консервативной и не на славянофильской основе.

Неслучайно в юности его именовали «русским немцем»: его интересовала исключительно немецкая классическая философия, которую Ильин прекрасно знал в оригинале, поскольку немецкий язык был его вторым родным. Мать Ивана Александровича, урождённая Каролина Луиза Швейкерт фон Штадион, была немкой-лютеранкой и приняла Православие только после замужества.

Не избежал молодой Ильин и увлечения левыми идеями: восторгался первой русской революцией, публиковался (под псевдонимом) в революционном издательстве «Труд и воля» и одновременно глубоко изучал Гегеля. К слову, «любимого философа»… Владимира Ленина. Диссертация, которую Иван Александрович защитил в революционном 1918 году, была посвящена именно ему: «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Но, как видно уже из её тематики, Ильин, в отличие от Ильича, был «правым», а не «левым» гегельянцем. Религиозным, а не безбожным.

Мог ли Ильин покривить душой и встроиться в советскую систему? Легко. Он вполне мог вспомнить свою юношескую революционность и вступить в партию большевиков. Но к этому времени он уже стал вполне осознанным государственником, специалистом по государству и праву, автором работ «Общее учение о праве и государстве» и «О сущности правосознания». И вскоре после октябрьского переворота 34-летний Ильин посвятил юнкерам, павшим в боях с большевиками в октябре-ноябре 1917-го, статью «Ушедшим победителям», сделавшую мыслителя врагом новой власти:

Россия должна быть свободна от ига и будет свободна от него; от всякого ига; ибо русские предатели не лучше иноземцев и толпа не лучше тирана. Вы поняли это, и вы были правы. Вы, не колеблясь, поставили чувство собственного достоинства выше жизни; Родину – выше класса; право – выше силы; свободу – выше смерти. Вы сумели узнать врага народа, укрывшегося за личиною демократа, и врага России, принявшего облик революционера. Вами двигало чувство национальной чести и верное государственное понимание. Вас вдохновляла любовь к Родине. Знайте же: вы были глашатаями нового русского правосознания, и Россия пойдёт за вашим зовом.

Русское правосознание. Эта тема стала для Ильина одной из главных в его творчестве на многие годы. Ильин настаивал: это правосознание непременно должно быть монархическим. Даже если речь ещё не идёт о возрождении православной монархии. Вот как позже он напишет о творцах революционной смуты:

В открытую дверь хлынул поток окаяннейшего в истории напористого соблазна, и те, которые вливали этот соблазн, желали власти над Россией во что бы то ни стало. Они готовы были проиграть великую войну, править террором, ограбить всех и истребить правящую Династию; не за какую-либо «вину», а для того, чтобы погасить в стране окончательно всякое монархическое правосознание. Грядущая история покажет, удалось им это или нет. А на нас, на поколении русских людей, скорбью и мукой переживших эту революцию, лежит обязанность спросить себя, в чём же состоит сущность здорового, крепкого и глубокого монархического правосознания и как нам возродить его в России.

Неслучайно уже в 1918 году началась череда арестов и допросов в ЧК. Они вполне могли завершиться расстрельной стеной, но… вмешался Ленин. Есть версия, что этот «левый гегельянец» ответил на уже принятое решение о расстреле Ильина запретом: «Нельзя. Он автор лучшей книги о Гегеле». Практически неизбежную казнь заменила высылка из России на одном из печально известных «философских пароходов».

Не желавший расставаться с Родиной философ не по своей воле и не из-за трусости, но вынужденно оказался на чужбине. И хотя это было в не чуждой ему Германии, Иван Александрович Ильин к тому времени уже был сложившимся русским православным консерватором и монархистом. Несмотря ни на что, именно эти идеи он последовательно отстаивал все оставшиеся три десятилетия земной жизни.

Ложь о «фашизме» Ивана Ильина

Изложению философии Ильина посвящено немало научных работ. И здесь нужно сказать, что он сильно отличался от других русских мыслителей своего времени. В первую очередь – системностью. Школа немецкой классической философии дала себя знать. Иван Александрович терпеть не мог философского словоблудия, а потому неслучайно называл своего современника Николая Бердяева «Белибердяевым». Насколько справедливо, другой вопрос, но в том, что Ильин был куда последовательнее в своих взглядах, – факт.

А взгляды эти были резко антикоммунистическими, без малейших попыток оправдать происходившее в России. Ильин был убеждён: богоборческий режим должен пасть. Хотя и не «любой ценой». Сегодня философа пытаются обвинить чуть ли не в фашизме: мол, он симпатизировал Муссолини и Гитлеру. Да, в этом есть доля правды. В своих статьях 1928 и 1933 годов эта симпатия прослеживается. Но нужно помнить, что в те годы очень многие видели в будущих кровавых диктаторах всего лишь сильных правителей, стремившихся восстановить национальное величие своих стран, а также их исконные христианские ценности и традиции, попранные по итогам Первой мировой войны.

На рубеже 1920–1930-х годов никто и представить не мог, что уже очень скоро пришедшие к власти демократическим путём гитлеровцы проявят свою антихристианскую расистскую сущность. Хотя ещё в 1925 году Ильин в своей классической работе «О сопротивлении злу силой» фактически предвидел, насколько опасно следование такому политическому злу:

Несопротивляющийся злу рано или поздно приходит к необходимости уверить себя, что зло – не совсем плохо и не так уж безусловно есть зло, что в нём есть некоторые положительные черты, что их притом немало, что они, может быть, даже преобладают. И лишь по мере того, как ему удаётся уговорить себя, заговорить своё здоровое отвращение и уверить себя в белизне черноты, – угасают остатки сопротивления и осуществляется самопредание. И когда отвращение стихает и зло уже не переживается как зло, тогда приятие незаметно становится цельным: душа начинает верить, что чёрное – бело, приспособляется и уподобляется, становится сама чёрною. И вот уже одобряет, и наслаждается, и, естественно, восхваляет то, что даёт ей наслаждение. Таков духовный закон: несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым.

Увы, в Русском Зарубежье было немало тех, кто настолько ненавидел коммунистический режим, что готов был объединиться хоть с бесом, лишь бы против большевиков. Вопреки лжи сегодняшних леволибералов Иван Ильин никогда к ним не относился. Вот лишь краткий перечень его противостояния с гитлеровцами, начавшегося с их приходом к власти в Германии. Из письма Ильина 1938 года, когда философ был вынужден бежать в Швейцарию:

«Гонение на меня в Германии началось ещё в 1933 году за то, что я дерзал быть русским патриотом с собственным суждением. Вот список.

  • 1933. Апрель – июль. Первые посещения моего жилища политической полицией. Попытки разоблачить меня как «франкофила» или же использовать меня против остальной эмиграции. Мой отказ.
  • 1933. Август. Обыск у меня. Арест (так и везли под стражей через весь город на полицейской открытой колымаге). Запрещение «заниматься политической деятельностью» под угрозой концлагеря.
  • 1934. Апрель. Предложение мне как профессору Русского научного института заняться пропагандой антисемитизма во всём эмиграционном рассеянии. Мой категорический отказ.
  • 1934.Июнь. Мне отказано в праве на работу.
  • 1934. Июль. Я уволен в два счёта из Русского института.
  • 1937. Октябрь. Два допроса в Гештапо.

Не служил ли я в Москве большевикам?
Ответ: Нет.
Почему меня не расстреляли сразу, а выслали только через пять лет?
Ответ: Бог не допустил.
Не масон ли я?
Ответ: нет.

  • 1938. Февраль. Вызов в Гештапо. Запрет всяких выступлений – по-русски, по-немецки».

А в сентябре 1941-го в Швейцарии, несмотря на близость нацистской Германии, Иван Ильин пишет текст, в котором камня на камне не оставляет ото лжи о его мнимой симпатии к нацистам. Этот текст в 2019 году вышел в 31-м томе собрания сочинений Ивана Ильина, а на сайте Научной библиотеки МГУ размещён pdf-файл его рукописи. Приведём характерный фрагмент этой статьи:

У России может быть много неприятелей в мире, но враг у неё один. Это есть единственный враг, который хотел бы и мог бы завоевать её, расчленить и поработить… Все разговоры о том, что эта война, по намерениям вторгающихся, имеет смысл «крестового похода» против коммунизма, суть разговоры лживые или глупые – лживые у пропагандирующих, глупые у доверяющих. Война эта ведётся не с коммунистами ради их «идейного свержения», а с Россией.

И далее, повторимся, ещё в сентябре 1941-го, когда нацисты подступили к Москве, Ильин пророчески пишет о том, почему гитлеровская Германия уже проиграла, перечислив 12 причин её неизбежного поражения. А уже после войны философ напишет статью «О фашизме», где досконально разберёт, почему крайне правые идеологии превратились в антихристианские тоталитарные движения.

Считая себя русским националистом, он отлично понимал, что националистическая гордыня не имеет ничего общего с той борьбой против коммунистической идеологии и за возрождение исторической России, которую Ильин до конца своих дней считал святым делом:

Фашизм совсем не должен был впадать в политическую «манию грандиозу», презирать другие расы и национальности, приступать к их завоеванию и искоренению. Чувство собственного достоинства совсем не есть высокомерная гордыня; патриотизм совсем не зовёт к завоеванию вселенной; освободить свой народ совсем не значит покорить или искоренить всех соседей. Поднять всех против своего народа – значит, погубить его.

Иван Ильин и будущее России

И вот теперь мы подходим к тому, почему же Иван Ильин стал «любимым философом» Владимира Путина. Ответ прост. Философ был прекрасным политическим аналитиком, не неким «третьим глазом», а благодаря глубокому анализу, помноженному на христианскую интуицию, предвидящим будущее нашей страны.

Так, в своей послевоенной статье «Что сулит миру расчленение России» он фактически предрёк и распад СССР, и будущее восстановление разрушенной державы:

Мировая закулиса хоронит единую национальную Россию. Неумно это. Недальновидно. Торопливо в ненависти и безнадежно на века. Россия – не человеческая пыль и не хаос. Она есть, прежде всего, великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своём призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку, по мирному труду, по собственности и по национальной культуре. Не хороните же его преждевременно! Придёт исторический час, он восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права!

А ещё до войны Ильин очень точно высказался о рекомой «Украине» и украинском сепаратизме. И этот текст, несмотря на уже имеющееся обилие цитат, стоит привести целиком:

Украина признаётся наиболее угрожаемою частью России в смысле отделения и завоевания. Украинский сепаратизм есть явление искусственное, лишённое реальных оснований. Он возник из честолюбия вожаков и международной завоевательной интриги. Отделившись, это государство предаёт само себя на завоевание и разграбление иностранцам.

Малороссия и Великороссия связаны воедино верой, племенем, исторической судьбой, географическим положением, хозяйством, культурой и политикой.

Иностранцы, подготовляющие расчленение, должны помнить, что они объявляют этим всей России вековую борьбу. Не будет мира и хозяйственного расцвета на востоке при таком расчленении. Россия превратится в источник гражданских и международных войн на века. Расчленяющая держава станет ненавистнейшим из врагов национальной России. В борьбе с нею будут пущены в ход все союзы и всякие средства…

Национальная Россия не ищет ничьей погибели, но она сумеет ответить своевременно на всякую попытку расчленения и будет бороться до конца. Всякой державе выгодней иметь Россию другом, а не врагом. История ещё не сказала своего последнего слова.

История ещё не сказала своего последнего слова. Но, словно вслед за Иваном Ильиным, она произносит эти слова сегодня. И неслучайно Владимир Путин в сентябре 2022 года на церемонии подписания договоров о принятии в состав России Донецкой и Луганской народных республик, а также Херсонской и Запорожской областей в своей «Георгиевской речи» процитировал именно этого мыслителя:

Если я считаю моей родиной Россию, то это означает, что я по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю; что я верю в духовные силы русского народа и принимаю его историческую судьбу своим инстинктом и своею волею. Его дух – мой дух; его судьба – моя судьба; его страдания – моё горе; его расцвет – моя радость.

Слова поэтические, не вполне вписывающиеся в образ сухого системного философа. Но именно таким был Иван Александрович Ильин, в котором строгая система мысли сочеталась с глубокой православной верой и искренним, нелицемерным патриотизмом.

Что с того?

Но стоит ли записать Ильина в «классики», ученье которых «всесильно, потому что оно верно»? Вот уж точно Иван Александрович этому противился бы больше других. Безусловно, его философия и политическая публицистка – не Священное Писание, хотя во многом основывается на библейских текстах и святоотеческих творениях. Безусловно, в его сочинениях можно найти и противоречия, и ошибки.

СКРИНШОТ: TSARGRAD.TV

Но в том, что они могут и должны стать основой возрождения России как сильной духом великой державы, основанной на тех самых традиционных духовно-нравственных ценностях, которые сегодня наконец вновь становятся основанием государственной политики, сомневаться не приходится. И здесь хочется добавить слова из одного из последних писем Ивана Ильина:

Моё единственное утешение вот в чём: если мои книги нужны России, то Господь убережёт их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России.

Действительно, он жил только для России. И хотя скончался на чужбине, его прах стараниями русских патриотов, включая самого главу Государства Российского, вернулся на Родину и упокоился на кладбище Донского монастыря. И в этом контексте, завершая, стоит процитировать слова заместителя главы Управляющего делами Московской Патриархии архиепископа Зеленоградского Саввы (Тутунова), который в своём авторском телеграм-канале Cogito ergo sum в ответ на волну леволиберальной травли Ильина (а на самом деле, конечно же, и Путина) на днях написал:

Должна быть не только Высшая школа имени И.А. Ильина. Должен быть памятник И.А. Ильину у юрфака МГУ, который имеет честь числить его своим выпускником. И диссертации по наследию И.А. Ильина нужны тоже. А пока просто сходите к нему на могилу в Донской, помолитесь о его упокоении. Всегда полезно. И ему, и молящемуся.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему Иоанну и сотвори ему вечную память!

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ