Процесс интеграции Белоруссии и России в рамках Союзного государства за последние несколько лет коренным образом изменился. Геополитическая ситуация вокруг двух стран, а также попытки Запада разрушить их экономику путем введения беспрецедентных в истории санкций сформировали условия, при которых и Минск, и Москва окончательно убедились в том, что в настоящее время у них нет реальных союзников за исключением друг друга. Потому и прошедший (2 апреля) День единения народов России и Белоруссии перестал быть символическим – оба государства подошли к нему с результатами, о которых еще пять лет назад говорить было сложно. Жаль, что пока что это совершенно недостаточно осмыслено в информационном поле, хотя время давно требует иных подходов к освещению дат и событий, которым прежде журналисты и эксперты отводили роль символических, и не более. И рассматривались они, соответственно, преимущественно сквозь призму официоза. Сейчас всё по-другому, символы наполнены современным значением.

Стоит напомнить, что День единения народов связан с подписанием еще в 1996 году Договора о создании Сообщества Белоруссии и России, в соответствии с которым было решено создать «политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств». Ровно через год в Москве президенты двух стран Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали Договор о Союзе Белоруссии и России, который в 1999 г. превратился в Союзное государство (СГ). Прошедшие после этого годы принесли немало событий, а между Минском и Москвой периодически возникали различные трения, которые серьёзным образом тормозили процесс интеграции. При этом само по себе Союзное государство всегда оставалось примером того, как можно и нужно восстанавливать потерянные после развала СССР связи. Поэтому неслучайно к союзу Белоруссии и России в некоторые годы хотели присоединиться и другие страны.

Александр Лукашенко и Борис Ельцин после подписания Договора о Союзе Белоруссии и России 2 апреля 1997 года
Александр Лукашенко и Борис Ельцин после подписания Договора о Союзе Белоруссии и России 2 апреля 1997 года

Например, такая идея была ещё у существовавшей в конце 1990-х годов Югославии, думали об этом и в Молдавии, где разговоры о присоединении к СГ активно велись с 2001 года. К сожалению, в конечном счёте эти разговоры так и не привели к результату, в том числе и потому, что балканское государство было уничтожено США и их союзниками, а в Кишинёве у власти были поставлены прозападные политики. В 2007 г. войти в состав Союзного государства хотели в Киргизии, где местная оппозиция планировала инициировать соответствующий референдум, однако вновь из-за вмешательства стран Запада процесс был остановлен. Через год о подобном шаге заговорили и в получивших независимость Абхазии и Южной Осетии, это привело к тому, что парламенты обеих республик получили статус постоянных наблюдателей при Парламентском собрании Союзного государства.

Растянувшийся на десятилетия процесс интеграции Белоруссии и России дал обоим государствам многое, а СГ стало одним из центров происходящего сегодня сближения ряда постсоветских республик в рамках иных интеграционных объединений – Евразийского экономического союза, Договора о коллективной безопасности и даже образовавшегося еще в 1991 г. Содружества независимых государств. Минск и Москва продемонстрировали всем, что в реальности можно сделать, если речь идёт о государственных интересах, а не о подыгрывании политическим амбициям националистов и их кураторов со стороны ЕС или США.

Резкий рывок Белоруссия и Россия в рамках Союзного государства сделали в последние несколько лет. До этого между Минском и Москвой не раз возникли различные противоречия, «газовые», «молочные» и иные, которые во многом были итогом недопонимания одной из сторон стратегических целей своего партнёра. Для Белоруссии всегда главным был вопрос экономики, в то время как Россия видела в СГ в первую очередь политический проект, с помощью которого можно было начать процесс общеевразийской интеграции со всеми вытекающими из этого последствиями. Только после 2020 г., когда в Белоруссии произошла попытка государственного переворота и стало понятно, что Минск без поддержки Москвы рискует потерять свою независимость, процесс интеграции вышел на новый уровень. Главным результатом последующего развития событий стало подписание в конце 2021 года 28 союзных программ по интеграции, реализацию которых стороны сегодня практически завершили.

Начало проведения специальной военной операции (СВО) на Украине и развернувшаяся после этого прокси-война Запада против России и Белоруссии стали дополнительными стимулами для Минска и Москвы для ускорения процесса сближения. И вопрос уже касался не только экономики, но и военного сотрудничества, а также геополитического планирования. Белоруссия и Россия, сохраняя свой суверенитет и независимость, приняли окончательное решение отказаться от взаимодействия с недружественными странами, сконцентрировавшись на развитии внутренних компетенций, импортозамещении, проведении совместной внешней политики и, что самое главное, обороне. Именно поэтому в Белоруссии появилась региональная группировка войск СГ, а также было размещено российское тактическое ядерное оружие, которые во многом способствовало тому, что агрессивные заявления со стороны Запада в адрес Минска стали заметно тише.

Очевидно, что Минск и Москва абсолютно одинаково смотрят как на региональную, так и глобальную повестку дня, даже несмотря на то, что Белоруссия  не участвует в СВО. Обе страны, по сути, стали проводить единую внешнюю политику, а на уровне двусторонних отношений были решены практически все проблемы, которые существовали до этого десятилетиями. Это касается в первую очередь вопросов поставок энергоносителей, доступа белорусской продукции на российский рынок, а также экспорта товаров из Белоруссии через морские порты РФ. Хотя ранее Александр Лукашенко и отмечал, что стороны полностью не определились по созданию единых рынков газа, нефти, нефтепродуктов, но сегодня уже идет речь о готовности двух стран к запуску общего рынка электроэнергии. Всего же, как заявлял ранее госсекретарь СГ Дмитрий Мезенцев, за время существования Союза было реализовало 82 программы на общую сумму около 65 млрд российских рублей. Минск и Москва уже приступили к унификации своего законодательства в ряда отраслей, расширили сотрудничество в сфере логистики, науки, промышленности и технологий, в том числе в космической сфере. Более того, после начала санкционной войны против РФ Белоруссия активно включилась в российскую программу импортозамещения, для чего Москва выделила Минску средства в размере 105 млрд рублей.

Развитие отношений между Белоруссией и Россией в рамках СГ в последние годы вывело их на совершенно новый уровень. По итогам 2023 г. объем торговли между странами превысил $50 млрд, что стало рекордом. Более того, именно развитие интеграции и работы по импортозамещению привели к тому, что белорусский экспорт в РФ стал превышать импорт, чего Минску не удавалось достичь в прошлые десятилетия. Так, если с 2010 по 2021 г. поставки из Белоруссии в Россию оценивались в среднем в $12 – 13 млрд в год, то в 2023 г. этот показатель достиг $25 млрд. И, как отмечают в обеих столицах, это далеко не предел, а по различным прогнозам рост товарооборота России и Белоруссии по итогам 2024 г. составит 6,3%.

Александр Лукашенко и Владимир Путин на заседании Высшего госсовета СГ в Санкт-Петербурге 29 января 2024 г.
Александр Лукашенко и Владимир Путин на заседании Высшего госсовета СГ в Санкт-Петербурге 29 января 2024 г.

Важным шагом на пути развития СГ стало и прошедшее в январе в Санкт-Петербурге заседание Высшего госсовета Союзного государства, где был принят новый интеграционный пакет документов на следующие три года – «Основные направления на 2024 – 2026 годы». В документе 11 разделов и 120 задач, которые включают в себя сотрудничество как по старым, так и новым направлениям. В том числе речь идет о формирование единой макрополитики и финансовой политики, общих транспортного и энергетического рынков, а также запуске наднационального налогового комитета и т. п. Кроме того, до конца 2024 года должно вступить в силу соглашение о взаимном признании виз, о чём стороны говорят уже не первый год.

Сегодня абсолютно очевидно, что Союзное государство Белоруссии и России не просто существует, но и продолжает ускоренными темпами развиваться. Минск и Москва уже сделали много для того, чтобы белорусы и россияне в обеих странах чувствовали себя как дома. И это касается не только экономики и политики, но и идеологии, в первую очередь в области сохранения совместного исторического прошлого. В этой связи совершенно понятно, что в Белоруссии всегда воспринимали   происходящее в РФ, как у себя дома, что в очередной раз продемонстрировала реакция белорусов на трагедию в «Крокус Сити Холле». Аналогичное восприятие событий в Белоруссии можно наблюдать и в России. Это означает, что Союзному государству быть, как бы этому ни противились на Западе. Поэтому и День народного единства  – не просто символическая дата.

Игорь СМОЛИЧ