Военный эксперт, программный директор Академии политических наук, старший научный сотрудник Института Латинской Америки Российской академии наук Александр Степанов заявил, что США и страны НАТО уже практически 10 лет ведут милитаризацию Арктики, чтобы насытить военной инфраструктурой приграничные с Россией страны.

«Создание новых военных округов — это не некая радикальная мера, это ответ на реально складывающуюся в этом регионе обстановку», — пояснил он. «Процесс милитаризации Арктики со стороны НАТО и прежде всего — США длится уже практически 10 лет, все эти процессы были инициированы и запущены с целью насыщения военной инфраструктурой российского приграничья. Тут прежде всего речь идет о североевропейских государствах и о создании оптимальных условий для их вхождения в НАТО, эти страны не находились в данном статусе. В первую очередь речь, конечно, о Финляндии и Швеции», — указал эксперт.

Данные задачи были решены в рамках политико-дипломатических маневров, а также системной работы по формированию соответствующего информационного фона, констатировал Степанов. «В результате Финляндия и Швеция стали полноправными участниками Североатлантического альянса, обеспечив правовую основу очередному такту продвижения военной инфраструктуры блока на северо-восток», — отметил он.

По его словам, силы спецопераций войск стран НАТО в ходе арктических учений Nordic Response 2024 отработали высадку с вертолетов на движущиеся морские платформы, что свидетельствует об отработке захвата, в частности, российских атомных ледоколов. Степанов отметил, что о серьезности планов США на господство в Арктическом макрорегионе говорят регулярно проводимые учения. В частности, в феврале 2024 года под эгидой НАТО прошли арктические военные учения «Партнерство во имя мира» Nordic Response 2024. В них было задействовано более 20 тыс. военнослужащих из 13 стран НАТО, порядка 50 боевых кораблей, а также более 110 летательных аппаратов, включая истребители пятого поколения F-35, вертолеты и беспилотники.

«Значимым фактором в них стало активное задействование сил специальных операций и вообще подразделений специального назначения для потенциального проведения диверсий на объектах инфраструктуры. В частности, отрабатывалась высадка с вертолетов на движущиеся морские платформы, что может свидетельствовать о том, что потенциально отрабатываются версии захвата, допустим, российских атомных ледоколов или иных крупных морских транспортных средств, которые могут быть подвержены захвату либо атаке», — считает эксперт.

Он добавил, что США формируют разветвленную сеть авиабаз в Финляндии и рассчитывают с помощью истребителей F-35 вскрыть российскую систему противовоздушной обороны (ПВО) в Арктике. «Безусловно, одним из ключевых угрозообразующих факторов является вхождение Финляндии в НАТО с учетом прироста сухопутной границы и активного возведения в последние годы военной инфраструктуры. Переговоры Финляндии и США по вопросам двустороннего соглашения о сотрудничестве в сфере обороны (DCA) привели к тому, что в Финляндии формируется разветвленная сеть авиабаз. По имеющейся информации, в городской черте пригорода Хельсинки Куопио Пентагон планирует разместить базу ВВС, где, вероятно, будет развернута часть из планируемых к поставке 64 единиц малозаметного истребителя пятого поколения F-35», — говорит эксперт.

Он уточнил, что аэродром равноудален от Петрозаводска и Санкт-Петербурга на 360 км, что делает его универсальным с точки зрения потенциального применения F-35 на всем северо-западном регионе РФ, «формируя угрозы Ленинградскому военному округу и объектам Ленинградской военно-морской базы». «Одновременно в Лапландии, в пригороде Рованиеми (200 км до границы с Российской Федерацией) адаптируется аэродром под размещение F-35 с целью проецирования угроз на объекты Северного флота в Мурманске. В марте 2024 года F-35 получили сертификат в качестве официального носителя тактического ядерного оружия — термоядерных бомб B61 12-го поколения», — дополнил Степанов.

Как считает эксперт, необходимо осознавать, что «судьба европейских стран — реципиентов американского ядерного оружия для Вашингтона не представляет ключевого значения». «В данном случае они выступают в качестве пешек, жертва которыми является лишь тактическим ходом на пути необъявленной тотальной войны с Россией и всем русским. Прокси-война требует прокси-жертв», — отметил он.

Степанов считает, что американцы будут делать ставку на военно-воздушный компонент. «[США] предполагают, что в совокупности с высокоточным оружием, с тактическим ядерным оружием, носителем которого является как раз F-35, они смогут нанести массированные удары по основным объектам военной инфраструктуры, промышленности, вскрыть российскую систему ПВО», — добавил эксперт.

При этом, говорит Степанов, США проигрывают по системам гиперзвукового вооружения, в том числе морского базирования. У России крейсеры Северного флота располагают соответствующим вооружением. Речь, конечно, о «Цирконе», напомнил он. «И это является пока для американцев непреодолимой силой с точки зрения возможности перехвата, но они разрабатывают систему для противодействия», — отметил Степанов.

По его мнению, конфликт России и НАТО в Арктике может произойти уже в ближайшие два-три года в связи с высокой динамикой напряженности между сторонами. «Говоря о возможных сроках начала этого конфликта, по всем документам, срокам поставок, а также публичным заявлениям, которые делают представители военного командования стран НАТО и США, это рассчитано на 2030 год и далее. Но с учетом реально складывающейся обстановки, высокой интенсивности динамики, эскалации конфликта, напряженности, можно предположить, что это вопрос ближайших двух-трех лет», — резюмировал эксперт.

Источник