Все в России знают про таджиков, особенно теперь. И кажется, что нищий Таджикистан, выплевывающий из себя толпы агрессивных горных крестьян, был всегда. Это не так. Как и многие другие вещи, его создали большевики.

Этот край вошел в состав России в 1870-е годы. Русская армия тогда заняла Восточный Памир, присоединив местные княжества. Таджики тогда жили преимущественно на территории нынешнего Узбекистана. Особенно это касалось их городского класса. На современной территории Таджикистана вообще не было городов кроме второстепенного Ходжента, а Дюшамбе (Душанбе) представлял собой мелкий кишлак. В основном «развитые» таджики жили в Бухаре, Самарканде и Ташкенте. В Российской империи они не выделялись из мирных городских среднеазиатов, и в отличие от кочевых киргизов или казахов не бунтовали.

А горные кишлаки даже самим таджикам были не интересны. Советская власть решила иначе. К 1924 году ЦК постановил создать в составе Узбекистана автономный Таджикистан. К тому времени в партии уже были много таджиков. Но мало кто из них связывал свою судьбу с глухими горами. Ведь Бухара, Самарканд и другие города, где они жили, по советскому делению были Узбекистаном. Поэтому сами таджикские функционеры отрезали Таджикистану максимально малые границы, чтобы не лишать «свой» Узбекистан территорий.

Потом красные таджики поняли, что в Узбекистане при власти им удержаться невозможно. Большевики везде тащили вверх «титульные народы», соблюдая жёсткую национальную сегрегацию. А Таджикистан в 1929 был выделен в отдельную союзную республику — маленькую и нищую, с неудобными границами и диким сельским населением.

СССР стал вливать ресурсы. С нуля начали строить города и поселки посреди глухих гор, переселяя туда дефицитных в Центральной России инженеров, врачей и учителей. В 30-е годы в Таджикистан стали также переселять раскулаченных. Русские были костяком всех промышленных центов страны — Ленинабада, Душанбе, Чкаловска, Советабада, Табошара, Кайракума и других. Из них только Ленинабад (Ходжент) существовал до советского времени. В Таджикистане руками русских даже наладили производство микроэлектроники и бытовой техники! Выходило крайне невыгодно, но советской власти было важно показать принцип. А экономические издержки можно было снять с владимирских колхозников.

После войны людей в Таджикистан стали заманивать повышенными нормами снабжения. Но даже на пике численность русских в стране не превышала 14%. Поэтому благами пользовались сами таджики, принимавшие это как должное. В Таджикской ССР были заполнены полки магазинов, но население так и оставалось диким и необразованным, а местная власть — разделенной на враждующие кланы таджиков и памирцев.

Падение численности русских началось в 70-е. К этому моменту местные кадры проектно вытеснили русских из руководства, а таджикские интеллигенция и культура утвердились как основные. Советская власть достигла своей цели, русские стали не нужны. Начали учащаться межнациональные конфликты. Кульминацией стал 1991 год с самой с массовыми убийствами,  грабежами и изнасилованиями русских прямо на улицах Душанбе.

Русские убежали. Началась стагнация промышленных центров, обнищание страны и гражданская война. Её смогли закончить лишь благодаря российской армии. Работы в стране теперь мало, бедность без советских дотаций чудовищная, нормального образования нет. Поэтому таджики едут к нам. А правительство РФ радо их принять — 3 миллиона из 10 миллионов таджиков живут в России, и гражданство они получают сотнями тысяч каждый год. Нам в России эти люди не нужны. А вот правительству для чего-то нужны. Не дает покоя ответственность за советский проект? Или хотят его продолжить?

 

Движение Царский Крест