Современная Прибалтика напоминает уже даже не страну Европы «второй скорости», не Моську, которую старшие товарищи пользуют как политического провокатора, чтобы проверить, как отреагирует огромный сосед. Нет, всё это в прошлом. Сейчас, кажется, все три республики Прибалтики просто несостоявшиеся государства, руководители которых эксплуатируют территорию и ещё не разбежавшееся население, дабы выторговать себе укромные уголки в Западной Европе.

Конечно, к этому состоянию вели множество факторов, начиная с абсолютно вассальных политиков, которых порой просто завозили в эти страны из Европы, заканчивая тем социально-могильным психозом, который буквально выгонял людей из страны не менее активно, чем погибшая экономика, промышленность и инфраструктура.

Последнее утверждение покажется спорным. Но не сейчас, в памятную государственную дату Латвии – «День созыва Конституционного собрания Латвийской республики» — стоит присмотреться подробнее. Отмечается она на государственном уровне 1 мая. Отмечают, как водится в современной Латвии, с проклятиями в сторону России, воем о «тысячах миллионов» жертв оккупации и нерабочей радостью на уровне обывателя. Но должный осадок в обществе, как водится, остаётся. Сам «праздник», конечно, ввели исключительно для выдавливания Первомая.

Вообще, если смотреть на большинство государственных праздников прибалтийских стран, то от них веет каким-то кладбищенским холодком. Людей будто дрессировали ненавидеть русских, а заодно привыкать к какой-то могильной эстетике. Напоминает Украину, не правда ли?

На такие даты и поминального стола не накроешь!

Что же, не буду голословным, поэтому взглянем на календарь памятных дат Латвии. 20 января отмечается «День памяти защитников баррикад 1991-го года». Верно, в этот день к могильному холоду ещё примешивается сладостный привкус «победы». Только результаты безрадостные.

26-го января — «День международного признания Латвии». Не удивлюсь, если в этот день все должны повторять известную мантру – «весь мир с нами». А вот 25-го марта снова траур — «День памяти жертв коммунистического террора». Тут нашей прибалтийской похоронной команде есть, где разгуляться.

Сразу же после «Дня созыва Конституционного собрания Латвийской республики», то есть уже 4-го мая, настаёт «День провозглашения декларации о восстановлении независимости Латвии». Это напоминает какой-то анекдот… Но на этом наши латышские «друзья» не останавливаются. 8 мая латыши обязаны отмечать «День памяти жертв Второй Мировой войны», а непосредственно 9-го мая они празднуют «День Европы»…

14 июня каждый посконный латыш снова должен ненавидеть русских за… «День памяти жертв коммунистического террора». Как говорится, «праздника» мало не бывает. Поэтому в Латвии отмечают сразу два дня памяти «жертв коммунистического террора». 25-го марта латыши скорбят по коллаборационистам, сосланным в Сибирь в 1949-м году, а 14-го июня по сосланным в 1941-м году.

17-го июня отмечают «День оккупации Латвийской республики». 22-го июня наступает «День памяти героев битвы под Цесисом» (что-то вроде «битвы под Бродами», но только русских там не было). 11-го августа отмечают «День памяти бойцов за свободу Латвии». 21-го августа латыши празднуют «День принятия Конституционного закона «О государственном статусе Латвийской Республики» и День восстановления независимости Латвийской Республики.

Из-за поминального стола можно вообще не выходить… 11-го ноября – «День памяти бойцов за свободу Латвии» (да, опять). Далее «День провозглашения Латвийской республики» и т.д. и т.п. Ну, некогда скучать латышам.

А другие не хуже!

Если кто-то вдруг подумает, что такой траурный «винегрет» творится только в черепных коробках властей Латвии, то будет разочарован. Не просто так все формальные республики Прибалтики принимали в Евросоюз единым «пакетом» и в один день – 1 мая 2004-го года.

В Эстонии торжественно отмечают «День независимости», «День памяти борцов Освободительной войны» (против русских, конечно), «День Европы», «День флага», «День восстановления независимости» (какая синонимичность), «День сопротивления», «День Балтии» и т.д.

Литовские граждане также буквально обязаны дышать этой торжественно-траурной атмосферой. 1-го января литовцы «празднуют» День поднятия флага. Через две недели отмечают «День поминовения жертв январских событий 1991 года». В феврале «День восстановления Литовского государства». В марте «День восстановления независимости Литвы». В июле празднуют «День государственности в Литве».

В августе все литовцы льют слёзы в рамках «Дня памяти жертв сталинизма и нацизма в Литве» (забавная дата для страны, в которой нацисты ходят маршами). В сентябре празднуют «День коронации Витаутаса Великого и благодарения за защиту независимости и свободы Литвы», а в октябре отмечают «День Конституции Литвы».

Вы в трауре круглый год ходите?

Если суммировать всё вышесказанное, то легко можно осознать к чему готовили страны Прибалтики. Внедряя такие специфические государственные даты, общество словно программировали по двум контурам.

С одной стороны людей будто психологически выдавливали из стран, отправляя в качестве дешёвой рабочей силы в страны Западной Европы. И постепенно Прибалтика, пустеющая демографически, приобретала роль удобного плацдарма для НАТО. При этом оставшееся население исполняло роль обслуживающего персонала для военных баз США и НАТО.

С другой стороны это самое оставшееся население должно быть не просто лояльно, но чувствовать необычайную сопричастность в последовательной экспансии Запада против Востока. И даже опасность быть вовлечёнными в крупный конфликт должна восприниматься с благодарностью. Безумие? Да. Бессмысленность? Отнюдь, нет. С точки зрения Запада это вполне себе прагматичный подход…

Сергей Монастырёв