ФОТО: FREEPIK.COM

На мой взгляд, чиновники российского Центробанка, без обид, никогда не отличались умом и сообразительностью. Мантры про таргет инфляции в 4% давно набили оскомину. Цены как росли, так и продолжают расти семимильными шагами. Однако стало известно о событии, которое уже не удивляет, а поражает своей интеллектуальной импотенцией.

Если, конечно, происходящее не рассматривать, как провокацию… Речь идёт о пенсионных накоплениях граждан, которые, простите, могут быть смыты в унитаз малоликвидного фондового рынка.

В ЦБ сообщили, что намерены упростить участие негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в инвестициях фондового рынка. Речь идёт о пенсионных сбережениях граждан, которые регулятор намерен разрешить использовать НПФ в небольших IPO и на покупку малоликвидных бумаг российских компаний.

Для сравнения. Сейчас фонды могут участвовать только в первичных размещениях, суммарный объём которых превышает 50 млрд руб. Теперь порог — «входной билет» — предлагается радикально снизить до 3 млрд руб. Ещё одна новелла — фондам разрешат вкладывать пенсионные накопления не только в акции первого эшелона, но и в бумаги малоликвидных компаний — так называемый второй и третий эшелоны.

«Данное предложение абсолютно не имеет никакого отношения к развитию нашей экономики. Просто очередная игра по перераспределению денежных доходов и, как правило, в пользу финансистов. То есть надо понимать, что покупка и продажа акций — это операции с фиктивным капиталом, не с реальным. И надеяться на то, что те, кто, допустим, купит акции и начнёт инвестировать, это очень слабая надежда, — объяснила доктор экономических наук Елена Ведута. — Потому за инвестициями, я ещё раз напоминаю, и очень часто эту ошибку делает именно Центральный банк, за инвестициями должно стоять реальное производство. То есть, если мы хотим, чтобы действительно улучшалась жизнь наших пенсионеров, улучшалась жизнь наших людей, мы должны понимать, что нужно производить дополнительные станки, дополнительное оборудование, строить новые цеха, создавать сырьё, чтобы деньги, которые называются инвестициями, действительно были воплощены в реальной экономике. А так, все эти игры — разрешит, не разрешит — никакого отношения не имеют к росту доходов пенсионеров. Более того, я просто уверена, что, начав свои более активные инвестиционные действия, наш Пенсионный фонд лишь ускорит банкротство этих фондов».

КАЖДЫЙ РАЗ УТВЕРЖДЕНИЕ РЕШЕНИЙ НА УРОВНЕ ЦБ ВЫЗЫВАЕТ БЕСПОКОЙСТВО… А ТОЧНО ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ? ФОТО: FREEPIK.COM

В настоящее время действует тотальный запрет на подобные инвестиции. Однако ЦБ предлагает снять запрет, ограничив подобные покупки акций фондами в пределах единого лимита 7% на активы с высоким риском. В официальном заявлении Центробанка говорится, что пенсионные накопления должны «размещаться исключительно в интересах клиентов».

Сейчас активы НПФ составляют почти 7,5 трлн рублей, или 4,5% ВВП. Между тем, по данным Московской биржи, капитализация только рынка акций в минувшем году превысила 58 трлн рублей. Отмечу, чиновники не первый раз за последние два года проявляют активный интерес к теме фондового рынка и тем деньгам, которые там обращаются.

Глава Минфина Антон Силуанов ранее уже заявил о планах привлечь порядка 40 трлн рублей средств граждан в качестве инвестиций в экономику. Он предлагает использовать финансы российских граждан как источник экономического роста:

«Прошло 20 лет, и мы начинаем, фактически, мощное строительство — дорожное строительство, в частности. Вот в нём можно было бы поучаствовать. Или в каких-то проектах с высокой маржой, связанных, например, с телекоммуникациями, сектором ЖКХ или с чем-то, где есть прямая отдача вложений средств. И понятно, что кто-то платит либо предприятиям, либо населению. Поэтому сам процесс направления средств негосударственных пенсионных фондов в малопонятные структуры, честно говоря, вызывает большое сомнение, — добавил заслуженный экономист России Владимир Гришин. — Второе, что вы спросили, контроль. Контроль за этими вложениями очень сложно будет осуществлять, потому что ну очень сложно будет осуществлять. Нужно будет, во-первых, проверить состояние этих компаний. Почему они стали убыточными? Может быть, там менеджмент был плохой, или неправильно нашли какую-то бизнес-идею. Это огромнейшая работа. И если 15-20 лет назад это было бы не так понятно, то сегодня уже каждый школьник знает, что надо сначала проверить бизнес, прежде чем вкладывать в него деньги. Ну и третье, конечно, это понятно, что каждый, кто хочет прирастить свои пенсионные накопления, в общем-то, надеется на быструю отдачу выше инфляционных показателей, которые имеются в нашей стране. То есть они надеются на то, что 10-12 процентов в год накоплениями сможет зарабатывать. Ну давайте тогда искать такие проекты».

А ДЕНЬГИ? У НЕТ ДЕНЕГ… ФОТО: FREEPIK.COM

И всё бы ничего, но у истории российских НПФ есть весьма мрачные страницы. При попустительстве чиновников ЦБ, а Банк России занимается регулированием данного сектора экономики, пять лет назад возникли два неконтролируемых и крайне опасных процесса: во-первых, шла консолидация рынка в форме образования пирамид, когда за счет старого фонда покупался новый; во-вторых, пенсионные накопления использовались на покупку недвижимости, яхт, самолётов владельцев НПФ.

По ранее опубликованным данным ЦБ, каждый десятый рубль пенсионных накоплений российских граждан был инвестирован в «токсичные» активы. Часть вложений обесценились, другие были полностью списаны. Доходность инвестирования накоплений населения оказалась ниже даже официальной инфляции. Очевидно, все эти инвестирования в «токсичные активы» не что иное, как банальное разворовывание средств граждан.

Самый яркий пример разворовывания пенсионных накоплений — дело олигарха Бориса Минцаблизкого друга бывшего главы «Роснано» Анатолия Чубайса. Минц сбежал с пенсионными деньгами в Лондон, где его сын купил дорогой спа-отель в самом центре британской столицы.

По мнению академика Сергея Глазьева, «господин Минц был одним из главных бенефициаров и в афере группы «Открытие», которая за деньги Центрального банка раскрутила гигантскую «пирамиду», а после все эти деньги вывела на Мальту и в Лондон, куда господин Минц и последовал».

ДОСТАТЬ БЕГЛЕЦА ПОКА НЕ УДАЛОСЬ. ФОТО: 5CGAUDILAB/SHUTTERSTOCK

Сбежал Минц в Лондон по паспорту гражданина Мальты, который приобрёл в 2016 году по программе «Гражданство в обмен на инвестиции». Минимальная сумма инвестиций, необходимая для получения гражданства, — 880 тыс. евро. Минц организовал не только пирамиду из пенсионных фондов, но и принял участие в разграблении банка «Отрытие». Его спасение обошлось российскому Центробанку в астрономическую сумму — около 2 трлн рублей.

Минц — это верхушка распильных схем. Более мелкие дельцы украли у российских граждан несколько десятков миллиардов пенсионных накоплений. После этих событий, буду объективен, ЦБ решил навести порядок на рынке негосударственного пенсионного обеспечения. Однако проблема в другом — абсолютное большинство граждан не доверяет ни Центробанку, ни пенсионным фондам. Дай-то Бог, чтобы криминальные аферы и тотальный обман остались в прошлом. Однако стремление ЦБ разрешить пенсионным фондам инвестировать в малоликвидные активы, уж простите, похожи на желание снять с себя ответственность и «смыть в унитаз» всю так называемую пенсионную реформу. Между тем, речь идет о самых важных деньгах — длинных пенсионных накоплениях. Не очевидно, что после возможного одобрения нового предложения ЦБ, граждане вообще сохранят свои сбережения на старость.

ЮРИЙ ПРОНЬКО