OLLYY_SHUTTERSTOCK

Безусловно, коррупцию пора приравнять к государственной измене. Но есть и обратная сторона медали. «Сидящие на темах» чиновники могут ответить России саботажем, а значит и дестабилизацией. Как же в этом случае действовать? Ответ на вопрос – в «Сухом остатке».

Российское общество давно догадывалось, что в кабинетах власти не так ладно, как нам рассказывают официальные лица и голубой экран. Коррупция, распилы, откаты, успешность родственников и «нищебродство» чиновников – далеко не полный перечень грехов и прегрешений тех, кто пошёл во власть. Однако даже на этом фоне отдельные «непотопляемые» выглядят весьма одиозно.

В ситуации «стабильного застоя» это ещё прокатывало, в ситуации ЧС – становится большой опасностью. Часть представителей так называемой элиты реально не понимают, а что такого в элитной квартире в Дубае или в особняке в Чистом переулке? Подумаешь, коррупция. Дескать, все берут, а он что, рыжий? Между тем вопрос распродажи Родины оптом и в розницу – это вопрос выживания страны и её национальной безопасности:

«Люди такого уровня, совершившие коррупционные преступления, должны привлекаться исключительно за измену Родине, всё остальное от лукавого. И привлекаться должны с полной конфискацией имущества – как своего, так и близких, – выразил уверенность в нашем эфире генерал ФСБ в отставке Александр Михайлов. – Потому что люди настолько подрывают доверие к государству, что иногда даже думаешь, а как мы в этом государстве живём. Мы сейчас смотрим: в открытом доступе в Интернете лежат его фотографии – виллы, яхты, супруга – богатая, конечно, женщина, но тем не менее у человека должна быть личная скромность. Ну ты чего фотографируешься в этих царских покоях, выставляя все напоказ? Ну есть голова у человека или нет? Ну как это может быть? Я считаю, что это люди, которые потеряли берега. Чем меньше у нас будет таких людей, тем легче нам будет жить, а самое главное – общество будет воспринимать власть как настоящую, а не как власть барыг».

PRECIOUSJ_SHUTTERSTOCK

Громкие дела в высших эшелонах власти – это всегда шок не столько для общества, которое готово к подобному развитию событий, сколько для самой элиты. Всё было тихо, а тут такой шторм. Хорошо помню, как в декабре 2017 года арестовали «за корзинку с колбасками» тогдашнего министра экономического развития Алексея Улюкаева. У чиновников Минэка, Минфина, Центробанка, мягко говоря, были удивлённые лица. Дескать, так все делают, в кулуарах делились мнениями они. С тех пор, на мой взгляд, ситуация существенным образом изменилась. Однако размеры взяток поражают. Бывшего подмосковного вице-губернатора Светлану Стригункову обвиняют в получении взятки в 150 млн рублей, а бывшего замглавы Минобороны Тимура Иванова на сумму не менее 1,2 млрд рублей.

«Я не могу говорить о том, сколько они взяли, что они взяли, но я вспоминаю Александра Васильевича Суворова, который говорил, что интенданта через полтора года можно расстреливать без суда и следствия. И ничего в этом плане не изменилось. У нас скандалы в Минобороны только с системой имущественных отношений. Надо всё-таки ориентироваться на военную среду. На тех ребят, которые получают гроши, отдавая свои жизни, вот кто является судьёй для него, а не общество как таковое. У нас много в маргинальной среде всяких разговоров о власти и так далее, а вот люди, которые непосредственно служат в Минобороны, других правоохранительных органах, вот кто судьи настоящие должны быть для этой ситуации», – подчеркнул Александр Михайлов.

Проблема России в том, что те, кто призван ей служить, превратились не просто в жуликов и воров, а в тех, кто верит в свою вседозволенность и безнаказанность. Будут ли изменения? Хочется в это верить. Однако есть и существенные сомнения по этому поводу. Скамейка запасных почти пустая, а те, кто сейчас «сидит на темах», могут и ответить, например, саботажем и дестабилизацией ситуации в стране. Им есть что терять. Зверь, загнанный в угол, – весьма опасное существо.

ЮРИЙ ПРОНЬКО