RBS 70 NG на позиции

По итогам прошлых преобразований, вооруженные силы Канады остались без наземных средств противовоздушной обороны. Задачи перехвата воздушных целей теперь решаются только истребителями. Однако к настоящему времени такую концепцию ПВО признали неудачной, и срочно принимаются меры по восстановлению утерянных возможностей. Первым шагом в этом направлении становится закупка шведских переносных ЗРК RBS 70 NG.

Новый контракт

О необходимости восстановления ПВО и закупки соответствующих вооружений в Канаде заговорили в последние годы. Последним толчком к составлению подобных планов, по всей видимости, стала работа российской боевой авиации на Украине. Канадские военные увидели, к чему может привести недостаточное развитие наземной ПВО, не говоря уже о ее полном отсутствии.

В начале марта 2023 г. министерство национальной обороны Канады объявило о запуске трех программ по выбору и закупке различных вооружений в рамках «срочных оперативных потребностей». Одна из программ получила название Air Defence – Urgent Operational Requirement (AD UOR) и предусматривала приобретение современных ПЗРК.

Запрос информации от потенциальных участников программы выпустили в марте 2023 г. Летом открыли прием технических предложений от конкурсантов. Следующие месяцы собирались потратить на анализ предложений и выбор наилучшего результата. Итоги конкурса собирались подвести в начале 2024 г., и тогда же ожидалось подписание контракта на поставку серийных изделий.


Пуск ракеты

Программа AD UOR не столкнулась с какими-либо затруднениями, и ее ранние стадии были проведены в указанные сроки. 15 февраля 2024 г. министр обороны Канады Билл Блэр подвел итоги программы и назвал ее победителя. Наиболее удачным и максимально соответствующим требованиям армии посчитали ПЗРК RBS 70 NG, разработанный шведской компанией Saab.

Шведскую компанию на канадском конкурсе представлял ее местный филиал Saab Canada Inc. Ему выдали заказ на производство и поставку готовых комплексов. Этот документ предусматривает изготовление неназванного количества ПЗРК общей стоимостью 227,5 млн канадских долл. (ок. 170 млн долл. США). Старт поставок ожидается до конца календарного года.

Параллельно с AD UOR велась программа Counter Uncrewed Aircraft System – Urgent Operational Requirement (CUAS UOR), целью которой являлось создание системы радиоэлектронной борьбы для противодействия БПЛА. К настоящему времени CUAS UOR тоже довели до стадии закупки серийных изделий и принятия на вооружение. На такие изделия по новому контракту потратят 46 млн канадских долл. – ок. 34 млн долл. США.

Новые ПЗРК системы РЭБ первой получит боевая группа канадской армии, сейчас развернутая в Латвии. Будет ли продолжено подобное перевооружение в рамках всей армии, пока не уточняется. При этом указывают особую роль нового контракта. Благодаря ему, канадская армия впервые с 2012 г. будет иметь на вооружении какие-либо средства ПВО.


«Переносной» комплекс на автомобиле

Шведская разработка

История ПЗРК Robotsystem 70 (RBS 70) начинается в 1969 г., когда шведская армия решила заменить имеющиеся на вооружении американские комплексы FIM-43 Redeye современным образцом собственного производства. Разработка нового изделия была поручена компании Bofors AB при участии ряда других шведских организаций.

В 1972 г. новый ПЗРК и вспомогательные средства для него дошли до полигонных испытаний, которые заняли несколько следующих лет. В 1975-м компания «Бофорс» запустила серийное производство для поставки изделий в шведскую армию. Официально комплекс приняли на вооружение в 1977 г. и начали массово развертывать в вооруженных силах.

Сразу после этого начался процесс модернизации. Первая модификация RBS 70 MK I появилась в 1982 г. К началу девяностых разработали вариант MK II. В начале двухтысячных годов проект RBS 70 сменил хозяина – теперь разработкой и производством комплексов занималась компания Saab Bofors Dynamics. В 2011 г. она создала последний на данный момент вариант комплекса с литерами NG (Next Generation).

Стартовым заказчиком «Роботсистемы-70» стала шведская армия. Позже новые ПЗРК приобрели соседи по Скандинавии и другие страны. В общей сложности такие комплексы поступили на вооружение двух десятков стран Европы, Азии и Латинской Америки. Часть экспортных контрактов появилась в недавнем прошлом и предусматривает поставку современных изделий RBS 70 NG. В частности, одним из последних получателей RBS 70 «следующего поколения» в прошлом году стала Украина.

Технические особенности

RBS 70 NG представляет собой переносной ЗРК особого облика, предназначенный для борьбы с низколетящими самолетами, вертолетами, БПЛА и авиационными средствами поражения. В конструкции используются некоторые оригинальные решения, отличающие это изделие от других ПЗРК и дающие некоторые преимущества.


Оператор за работой

Конструктивно RBS 70 NG состоит из нескольких основных частей. Это одноразовый транспортно-пусковой контейнер с управляемой ракетой, пусковое устройство с системами управления и тренога для размещения на позиции. Длина комплекса определяется ТПК и достигает 1,4 м. В зависимости от состава приборов, масса боеготового комплекса достигает 95 кг. Он может переноситься силами расчета или перевозиться транспортом. Размещение производится на стационарной позиции или на машине-носителе. Применение с плеча ввиду большой массы исключается.

ПЗРК комплектуется управляемой ракетой, построенной в удлиненном цилиндрическом корпусе с двумя наборами Х-образных плоскостей и рулей. Длина ракеты – 1,32 м, диаметр – 105 мм, масса – 17 кг. Ракета имеет нестандартную для ПЗРК компоновку. В головной части помещена осколочно-фугасная боевая часть массой 1,1 кг с ударным и лазерным неконтактными взрывателями. За БЧ располагается двухрежимный твердотопливный двигатель с боковыми соплами, а в хвосте помещена аппаратура управления. Предусмотрен сбрасываемый стартовый двигатель. В полете ракета развивает скорость более 500 м/с. Дальность стрельбы ракеты последней модификации – до 9 км, высота – 5 км.

Пусковое устройство имеет тепловизор для обнаружения и сопровождения цели, а также лазерный дальномер-целеуказатель. После пуска ракеты оператор или автоматика удерживает прицельную марку на цели, направляя на последнюю лазерный луч. В хвостовой части ракеты имеется приемник лазерного излучения, при помощи которого она отслеживает положение луча и летит вдоль него. Сопровождение цели продолжается до момента ее поражения.

ПЗРК RBS 70 NG может применяться самостоятельно или в связке с различными системами обнаружения. Так, расчеты могут получать целеуказание от обзорной РЛС по типу Saab Giraffe.

Актуальное изделие RBS 70 NG выгодно отличается от других современных ПЗРК большей дальностью пуска. В то же время, этот комплекс в разы тяжелее прочих систем, что негативно сказывается на его мобильности. Также используется более тяжелая ракета с не самой тяжелой и мощной боевой частью. Известные ограничения накладывает отсутствие самонаведения и необходимость сопровождения цели на протяжении всего полета ракеты.

Таким образом, несмотря на все доработки и улучшения, ЗРК RBS 70 NG лишь условно относится к категории переносных. При этом он не имеет однозначного превосходства над другими ПЗРК, а также уступает по всем характеристикам более тяжелым системам, штатно размещаемым на грунте или на самоходных шасси.

Работа над ошибками

В двухтысячных годах военное и политическое руководство Канады разработало и приняло ошибочный план развития ПВО. В связи с географическими особенностями страны решили отказаться от наземных систем этого класса, списать всю имеющуюся технику и использовать для перехвата воздушных целей только истребители. Кроме того, планировали полагаться на партнерство с США в рамках совместной системы NORAD.

В 2012 г. прежняя система ПВО прекратила свое существование, но уже через 10-11 лет проявилась ошибочность такого решения. Канадской армии пришлось срочно наверстывать упущенное и искать новые системы обороны, соответствующие актуальным вызовам и угрозам. Результатом этого процесса уже стала закупка шведских ЗРК RBS 70 NG и неких систем РЭБ. Кроме того, реализуется программа разработки / закупки ЗРК с более высокими характеристиками, которая займет еще несколько лет.

Таким образом, решения прошлого, казавшиеся удачными и полезными, на самом деле были большой ошибкой. И теперь приходится в срочном порядке исправлять ее в условиях ограниченных возможностей и необходимости развития прочих родов войск и систем вооружения. Как скоро удастся восстановить ранее расформированную ПВО, покажет время.