Беспилотная транспортная система внеаэродромного базирования. Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Гиганты в небе

Всерьез о беспилотных системах задумались в России только после начала спецоперации. На системном уровне, разумеется. В гаражах и подвалах давно научились строить дроны для фронта, но до промышленных масштабов здесь далековато. Как и до стандартизации с унификацией, без чего не обходится военная техника.

Понимание того, что беспилотные системы придется ставить во главу угла в самое ближайшее время, в государстве пришло только к середине прошлого года. В июне 2023 приняли Стратегию развития беспилотной авиации до 2035 года с подведением промежуточных итогов в 2030 году. На бумаге все вращается вокруг гражданской отрасли, но все отлично понимают, что без двойного назначения ни один отечественный беспилотник не должен разрабатываться. Так должно быть. Хотя бы до момента Победы России в спецоперации.


Беспилотная транспортная система внеаэродромного базирования. Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Если принята стратегия, то под её положения будут выделяться немалые деньги. И это правильно. Пока в стране не сформирован устойчивый спрос, и бизнес не готов вкладываться вдолгую, финансировать развитие придется государству. В ближайшее время мы должны увидеть россыпь новинок в области отечественного дроностроения. Естественный отбор на рынке никто не отменял, и в борьбе должен выжить сильнейший. Иначе никак – без конкуренции ни армия, ни гражданский сектор не получат хорошие дроны.

Особое внимание следуют обратить на сектор тяжелых дронов, как наиболее перспективный и малоизученный в нашей стране. Разработок в России много, но большей части из них далеко до серийного воплощения. В основном из-за зависимости от импортных комплектующих, а также неразвитой инфраструктуры. Можно создать сотни беспилотных транспортных вертолетов, но без подготовленных кадров и понимания специфики применения техника будет стоять мертвым грузом.


Беспилотная транспортная система внеаэродромного базирования. Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Важную работу ведут в ОКБ Сухого по теме беспилотных грузовиков. 21 февраля инженеры подняли в воздух аппарат со сложным названием «Беспилотная транспортная система внеаэродромного базирования» или БТС-ВАБ. Пока это только прототип, но его конструкция внушает определенные надежды.

По утверждению авторов, дрон оснащается гибридной силовой установкой, состоящей из двигателя внутреннего сгорания, генератора и электромоторов с несущими винтами. Для взлета используются преимущественно электрическая тяга от бортовых аккумуляторов. Остальные режимы работы обеспечиваются бензиновым мотором.

Судя по опубликованным Объединенной авиастроительной корпорацией фотографиям, беспилотнику до полноценного демонстратора технологий еще очень далеко. Но кое-что уже можно рассказать даже на основании фотоотчета. Машина получилась немаленькая – длина более шести метров, ширина около 2,5 метра. По конструкции БТС-ВАБ относится к октокоптерам, с расположенными на плоскости крыла четырьмя балками с парами электромоторов.

Очевидно, что зависание и вертикальный полет не являются ведущими в работе дрона. Это транспортный аппарат для переброски грузов на большие расстояния, и опираться в полете он будет прежде всего на крыло. Евгений Рубцов, руководитель проекта, заявил о 500-километровом радиусе полета и полезной нагрузке 300 килограмм.

На прототипе плоскости крыла еще не оформлены – фактически мы видим аппарат, собранный из алюминиевых форм. Есть большие сомнения относительно наличия двигателя на дроне. На фотографиях не видно расположение мотора, как и топливных баков. Нет даже отсеков, в которые они могут поместиться.

Вероятнее всего, ОКБ Сухого представили очень сырой прототип, демонстрирующий лишь возможность взлета и простейшего маневрирования в режиме висения. На фотографиях и видео не видно не только ДВС с топливными баками, но и соответствующих назначению аккумуляторов для тяговых электромоторов.

Поэтому выводов немного – питание подается либо через удерживающий шнур, либо за счет совершенно символических батарей, размещенных в центральной балке прототипа.

Но все это не отменяет важность первого полета такой машины. Пусть и не в полностью комплектном виде.

Тяжелые – в воздух!

Для применения тяжелых беспилотников еще только предстоит придумать фронт работ.

Примечательна история с современными пассажирскими авиалайнерами, который уже лет десять-пятнадцать способны летать на дистанционном управлении. А с недавних пор – еще и под руководством искусственного интеллекта. Полеты, вероятнее всего, станут даже безопаснее. Но кто купит билет на самолет, в котором нет пилотов, а остались только стюардессы?

Ситуация с тяжелыми дронами похожа – до сих пор нет четко выстроенный логики эксплуатации таких машин. Не будем вдаваться в подробности гражданской эксплуатации, разберемся с работой на нужды военных.

Если БТС-ВАБ все-таки доведут до ума, то возникнет две проблемы. Первая – что перевозить на таком аппарате. Вторая – как уберечь дрон от легкого и непринужденного уничтожения с земли.


Фрагмент видео, позволяющий оценить размеры БТС-ВАБ

Машина явно недешевая, и противник не пожалеет ракеты для нейтрализации угрозы. Тем более, когда тихоходный аппарат работает с двигателем внутреннего сгорания с соответствующей тепловой сигнатурой. Поэтому аппарату неизбежно придется летать на бреющем полете, что резко ограничит его дальность работы. Либо придется поднимать дрон-ретранслятор, что усложняет всю организацию.

Сложности есть и с полезной нагрузкой.

Расчеты показывают, что машина способна взять на борт для эвакуации пару раненых бойцов. Но их просто негде разместить. На плоскости крыла невозможно – кругом несущие винты. А возить на бреющем полете раненых солдат на внешнем подвесе – не очень хорошая идея. Оператор дрона для такого должен обладать просто ювелирными навыками пилотирования. Есть сомнения, что эвакуируемый, будучи в сознании, согласится на полет по своей воле.

По информации разработчиков, главным режимом полета будет автоматический по заранее выстроенному маршруту. Это позволит не бояться вражеской РЭБ до определенного момента, но значительно увеличит шансы на гибель от огня с земли. Как и от банального столкновения с линией электропередач. В случае «экстренной ситуации» оператор сможет взять на себя управление машиной. Подобные ситуации на фронте будут встречаться сплошь и рядом, поэтому БТС-ВАБ без пилота на земле все-таки не обойтись.


Беспилотная транспортная система внеаэродромного базирования. Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

В конце материала попробуем задать несколько вопросов разработчикам летающей платформы.

Первый – почему на официальном сайте декларируется исключительно гражданское использование дрона? В частности, сказано:

«Проект ориентирован на государственные и частные структуры на рынке транспортных услуг. Беспилотник сможет выполнять логистические, исследовательские и другие задачи любой сложности в различных регионах России, включая наиболее труднодоступные места».

Чего боятся? Где возможности фронтовой эксплуатации?

Сейчас, как ни крути, гражданский сектор не критично зависим от тяжелых беспилотников. Получается очень интересная ситуация. Если разработчик с самого начала не затачивает свою технику под двойное назначение, то он волен выбирать и конструктивные решения соответствующим образом. Например, закупать моторы у китайцев или вообще обходиться параллельным импортом. Армия в таком случае не сможет заказывать важные для фронта беспилотники.

И тут же второй вопрос – где инженеры намерены взять ДВС для своего аппарата?

В России столь малогабаритные моторы давно разучились делать, а разрабатывать агрегат только под нужды БТС-ВАБ неоправданно дорого.

Остается надеяться, что где-то в недрах моторостроительных КБ как раз сейчас трудятся над миниатюрным бензиновым мотором для тяжелого дрона и еще целого ряда техники, о которой мы очень скоро узнаем.