Воланд сжег Москву — так на экранах воплотилась мечта создателей новой версии «Мастера и Маргариты», их украинских собратьев, бывшего главрежа театра Вахтангова Туминаса и других ненавистников нашей страны. Воплощена эта мечта была не за чей-нибудь, а за наш с вами, дорогой читатель, счет. То бишь за счет российской казны, пополняемой в том числе и нашими налогами.

Ещё несколько лет назад петербургский режиссер Николай Лебедев собрался в очередной раз экранизировать булгаковский роман. Всё уже было готово, но… А что, собственно, но? А «но» в таких случаях одно. Вмешалась мафия, которая сочла, что никак не годится отдавать столь лакомый в финансовом отношении (800 «лямов», шутка ли!) проект человеку со стороны. «Бабло» — это ж такая особая вещь, которую надо распиливать только среди своих.

Кто же в итоге оказался своим для Министерства культуры России? Американский режиссер правильного этнического происхождения Михаил Арнольдович Локшин. В истории данного персонажа, как говорится, прекрасно всё. Давным-давно, когда «если бы не Ленин, мои жили бы в местечках» (В. Соловьев), это самое местечковое семейство Локшиных отбыло в поисках лучшей доли в США. Шли годы. И подобно другому семейству – Познеров – Локшины стали активно работать на «советы». За что, по их по крайней мере уверениям, подверглись преследованиям ФБР. Само собой, СССР не мог пройти мимо утеснений в отношении почти что наших соотечественников, а самое главное — коммунистов, чей выбор доказывал, что мы лучше США. Серия публикаций и передач в СМИ, телемост с Америкой, проведенный гражданином четырех стран (и в ту пору коммунистом же!) Познером. За тяжкой судьбой утесняемых злыми янки Локшиных следила вся ещё не ведавшая Санты-Барбары советская страна. Дальше, конечно, был хэппи-энд: Локшин вернулись на транзитную историческую родину – в СССР. Но вот незадача, сам СССР как раз в это время и затрещал по всем своим швам, и Локшиным с Познерами срочно пришлось переквалифицироваться в пламенных демократов и любителей Америки. Впрочем, дело это для такой гибкой публики впоне себе привычное, и вот уже молодой искатель славы Миша Локшин рванул к некогда брошенной ещё одной транзитной сторической родине… Но нужен ей оказался примерно также, как собаке пятая нога. ФБР им (к счатью) больше не интересовалось, правда, и Голливуд (увы) тоже. И тогда эмигрант-рецидивист вновь устремился в Россию, где его в очередной раз приняли как любезного блудного сына, обеспечив работой и вожделенным «баблом»…

«Поколениям россиян придется платить репарации за трагедию, которую они принесли Украине», «Речи Томаса Манна сегодня лучше всего касаются вины России в целом за имперский менталитет и военные преступления», — это задокументированная (раз написанное в интернете, уже не вырубишь топором!) самим же Локшиным его реакция на начало СВО. Михаил Арнольдович даже не скрывает, что делится своими гонорарами с украинскими «коллегами». Единомысленны с ним и члены его съемочной группы. И продюсер Дишдишян. И продюсер Блаватник, сопредседатель Российского еврейского конгресса и на всякий случай подданный британской короны. И «мастер» Цыганов, обличавший СВО публично. И его жена «маргарита» Снигирь, поддерживавшая в «благородном» порыве своего мужа. «Душно» им, видите ли, в РФ… Ну так в чем проблема? Чемодан-вокзал… Киев. И дышите там полной грудью. Вот Юлия Ауг публично отреклась от России. В благодарность её дочка получила роль Геллы… То есть очевидно, что режиссер методично собирал в своем фильме таких же русофобов, как и он сам. А Минкульт благодушно взирал на это, поощряя рублем.

Вот казалось бы… Известный актёр Назаров, чья вина состояла в критике СВО (а не в поддержке Украины, как таковой, и тем паче не в финансировании оной), был изгнан из театра и ошельмован во всех СМИ. А Локшин сотоварищи за прямую поддержку врага словом и деньгами получили внушительный бюджет для реализации своего «творческого потенциала» от российского государства. (Ну, видимо, чтобы было, на что помогать дорогим украинским партнерам…) Вопрос на засыпку: чем Локшин и ко лучше Назарова? Уж не тем ли, что, в отличие от последнего, человека с попросту своими взглядами (пусть неверными, но не конъюнктурой продиктованными), ни в какие кланы не входящего, являются представителями тех самых «больших патриотов», которых регулярно крышует словоохотливый президентский пресс-секретарь Песков? Как муж Ксюши Собчак Богомолов, который, кажется, по сей день руководит столичным театром и даже проводил в рамках государственного мероприятия лекцию о Кирилле и Мефодии на ВДНХ (и это с его-то кощунственным послужным списком!).

Защитники новой экранизации «МиМ» упирают на то, что фильм получился талантливый, а проект ведь был запущен ещё до СВО, в 2018 г. (этот аргумент выдвигает, в частности, газета «Культура» — фактический рупор минкульта). Э нет, господа-товарищи. Оба этих довода в данном случае не проходят. Объясняю почему, если для кого-то это неочевидно.

До СВО говорите? А что, у нас война началась только в феврале 2022 г.? Расскажите об этом Донецку и Горловке, Луганску и Первомайску, Славянску и Краматорску… Для России и русских война началась в 2014-м. И не надо пытаться лукаво оправдываться: дескать, 8 лет можно было быть врагом России и русофобом («вы не понимаете, это другое!»), и только после объявления СВО это стало «не комильфо» (и то не для всех, «большим патриотам» можно). Локшин сотоварищи ВСЕГДА были врагами России и русских. И получили, несмотря на это, государственные деньги на реализацию своего проекта. Вот и все. И никаких «до» и «после».

Дальше. Могу согласиться с тем, что в случае, когда некий художник, исповедующий гнусные взгляды, создает действительно шедевр, стоит закрыть глаза на него самого и отдавать должное произведению искусства. Но, во-первых, такой подход уместен в мирное время, а не во время войны. Во-вторых, не надо смешивать некие взгляды и прямое содействие врагу. Скажем, если человек исповедует пацифистские взгляды и выступает против войны вообще, то… Да, с ним можно и должно спорить, но это его убеждения, на которые он имеет право. Совсем другое дело, когда человек прямо сочувствует врагу и даже оказывает ему материальную поддержку. Это уже не вопрос неких общих убеждений, а прямая вражеская деятельность. Не могу употребить слово «предательство», потому что эмигрант-рецидивист предателем может быть лишь по отношению к себе и своему карману.

Таким образом, даже если полагать фильм Локшина талантливым, это нисколько не оправдывает выделение ему государственных средств. Пацифист Сокуров, к примеру, честно снимает свои фильмы на деньги спонсоров. А «большой патриот» Локшин сжигает Москву за государственный счет. Впрочем, гений и злодейство все же редко сочетаются. И рожденный брать отдавать не может. Именно поэтому локшинская экранизация до скрежета зубовного напоминает сербскую версию середины 70-х. Только с голливудским лоском…

Под новый год все дружно возмущались «голой вечеринкой». Но в конце концов данное скотство – главным образом, дело участвовавших в нем скотов. Они бесновались в своем пространстве и за свой счет. А вот субсидирование миллионами казенных денег спонсоров собственного врага в разгар войны – это вообще-то повод для вопросов к минкульту и уже не со стороны возмущенной общественности, а соответствующих органов.

 

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.  

Автор: Агидель Епифанова.