Фрегат HMS St Albans (F83) проекта «Тип 23». Перед надстройкой видны пусковые установки ПКР Harpoon. Фото Минобороны Великобритании

Королевский военно-морской флот Великобритании призван решать несколько основных задач разного рода. В частности, от него требуется бороться с надводным флотом потенциального противника и поражать вражеские наземные объекты. Для выполнения ударов такого рода британские корабли и подлодки основных типов несут и могут применять ракетные комплексы нескольких моделей с разным уровнем тактико-технических характеристик.

Состав флота

Флот бывшей «владычицы морей» переживает не лучшие времена. В последние десятилетия Великобритания чрезмерно экономила на развитии вооруженных сил в целом и КВМФ в частности, что привело к понятным результатам. Количество боевых кораблей в строю постепенно сокращалось, а кроме того, падали их качественные показатели. Тем не менее, несмотря на все ограничения и проблемы, КВМФ смог сохранить определенный ударный потенциал.

В настоящее время в списочном составе британского флота присутствует 10 подлодок с ракетным вооружением. Из них шесть построены по проектам Astute и Trafalgar и несут тактические крылатые ракеты. Также в строю имеется четыре стратегических подводных ракетоносца типа Vanguard – формально они тоже предназначены для поражения наземных целей.

В составе надводных сил имеется менее двух десятков кораблей с управляемым ракетным вооружением, способных атаковать надводные и наземные цели. Самые новые и крупные в этой категории – шесть эсминцев проекта Type 45 или Daring-class. Также имеется 11 фрегатов «Тип 23» / Duke-class, из которых в боеготовом состоянии находится не более десятка.


Надстройка и пусковые установки «Гарпунов» эсминца HMS Diamond (D34). Фото Wikimedia Commons

Отдельно следует упомянуть пару новых авианосцев типа Queen Elizabeth. Они не имеют собственного ударного ракетного вооружения и оснащены только средствами ПВО. Однако авиационная группа этих кораблей в будущем должна получить ракетные комплексы ударного назначения.

КВМФ также располагает несколькими десятками сторожевых и патрульных кораблей и катеров. Эти вымпелы обычно оснащены только зенитными ракетами, а также вооружены артиллерией малого и среднего калибра. В целом они способны атаковать корабли и береговые объекты, но их возможности в этом контексте весьма ограничены.

Подводный потенциал

Все подлодки КВМФ Великобритании оснащаются 533-мм торпедными аппаратами. Так, на современных многоцелевых АПЛ типа «Эстьют» устанавливается по шесть таких устройств, более старые «Трафальгары» имели пять, а на стратегических «Вэнгардах» предусмотрено только четыре. Во всех случаях предусматривается использование торпед Spearfish, способных поражать подводные и надводные цели на дальностях до 50-54 км.

Многоцелевые подлодки двух актуальных проектов также могут использовать торпедные аппараты для запуска крылатых ракет Tomahawk. Используются ракеты модификации Block IV TLAM с подводным стартом, имеющие дальность полета 1700 км. Боекомплект торпедных аппаратов подлодки типа Trafalgar включает до 30 ед. вооружения – торпеды и ракеты хранятся на общих стеллажах. Новые Astute несут 38 ед. оружия.


Корвет HMS Somerset (F82), получивший ракеты NSM. Фото Минобороны Норвегии

Ракетоносцы типа Vanguard тоже предназначены для решения ударных задач, хотя и в ином масштабе. Они оснащены 16 шахтными пусковыми установками для баллистических ракет Trident II D5, предоставляемых США. Дальность стрельбы превышает 12 тыс. км. Возможно использование боевого оснащения разных конфигураций со специальными боезарядами.

Корабельные ракеты

Основу надводных сил КВМФ на данный момент составляют эсминцы «Тип 45» и фрегаты «Тип 23». Два проекта значительно отличаются друг от друга с точки зрения конструкции и основных тактико-технических характеристик. Кроме того, на кораблях разных типов и классов используется отличающийся состав вооружения. Вымпелы несут разные артиллерийские системы и зенитные ракетные комплексы.

При всем этом, «Дэринги» и «Дюки» имеют унифицированное ударное ракетное вооружение. Исходно корабли обоих проектов получали противокорабельные ракетные комплексы Harpoon. Две счетверенные пусковые установки монтировались перед надстройкой поперек корпуса – для стрельбы через борт. Дозвуковая ракета «Гарпун», в зависимости от модификации, позволяет поражать надводные цели на дальностях не менее 120-150 км. Боевые характеристики изделия достаточны для уничтожения кораблей малого и среднего водоизмещения, а также для повреждения более крупных объектов.

ПКР Harpoon не отличается новизной, и недавно КВМФ начал перевооружать свои корабли. В качестве замены выбрали норвежскую ракету NSM. Как и ранее, используются две пусковые установки с четырьмя ракетами на каждой, размещенные перед надстройкой. Изделие NSM представляет собой дозвуковую крылатую ракету с дальностью полета 200-250 км. От «Гарпуна» она отличается более совершенной системой наведения, но несет менее мощную боевую часть.


Пуск крылатой ракеты с подлодки HMS Astute. Фото Минобороны Великобритании

К настоящему времени ракеты NSM получил только один фрегат Type 23. Вскоре такое оружие получат прочие корабли этого типа, планируемые к сохранению в боевом составе. В 2024 г. на аналогичную модернизацию отправится первый из эсминцев «Тип 45». Проект перевооружения не отличается сложностью, и его собираются завершить в течение нескольких следующих лет.

Морская авиация

Морская авиация КВМФ на данный момент располагает только одним типом боевых самолетов – это американский F-35B. К настоящему времени Великобритания получила несколько десятков таких машин и осваивает их. Согласно существующим планам, они должны работать с береговых аэродромов и образовывать авиационные группы авианосцев. Планируется продолжение закупок, за счет чего будет создана группировка самолетов желаемой численности.

Истребители-бомбардировщики F-35B способны нести разнообразное авиационное вооружение разработки стран НАТО, в т.ч. противокорабельные ракеты и боеприпасы «воздух-земля». Однако, насколько известно, британский флот пока не может использовать все эти возможности. Самолеты морской авиации вооружены только ракетами «воздух-воздух» и управляемыми бомбами, тогда как ракеты для поражения кораблей или наземных целей пока отсутствуют.

Сейчас для британской тактической авиации разрабатывается крылатая ракета SPEAR 3. Это будет управляемый боеприпас «воздух-поверхность» с дальностью полета не менее 130-140 км. Появление таких изделий в арсеналах КВВС и КВМФ ожидается к концу десятилетия. Также не исключается разработка или закупка боеприпасов других типов, которые позволят морской авиации атаковать более широкий круг целей.


Авианосец Queen Elizabeth и его авиационная группа на основе истребителей F-35B. Фото Минобороны Великобритании

Оружие будущего

Для КВМФ разрабатываются и строятся вымпелы нового поколения. Так, с 2017 г. ведется строительство нескольких фрегатов перспективного проекта Type 26, а в 2022-м заложили головной фрегат «Тип 31». Не менее восьми кораблей двух этих проектов пополнят боевой состав флота к концу десятилетия. Кроме того, ведется разработка совершенно новых проектов боевых кораблей с прицелом на более отдаленное будущее.

Перспективные корабли предлагается оснащать универсальной вертикальной пусковой установкой Mk 41, совместимой с разными боеприпасами. В качестве ударного средства для новых кораблей сейчас создается ракета с рабочим названием Future Cruise/Anti-Ship Weapon (FC/ASW). Это будет крылатая ракета с высокими летными характеристиками, способная атаковать корабли или береговые цели. Боеприпас «корабль-земля» планируют принять на вооружение в 2028 г., а противокорабельную модификацию будут ждать до середины тридцатых годов.

Номенклатура и возможности

Надводные и подводные силы, а также морская авиация КВМФ Великобритании имеют определенный ударный потенциал. При помощи штатных вооружений они могут поражать надводные и береговые цели в широком диапазоне дальностей. При этом номенклатура используемых боеприпасов имеет некоторые характерные особенности.

Нетрудно заметить унификацию вооружений и желание сохранять ее в будущем. Так, все подлодки КВМФ используют одни и те же торпеды, а многоцелевые АПЛ несут общую ракету Tomahawk. Ударное вооружение кораблей выглядит схожим образом. Сейчас эсминцы и фрегаты вооружены изделиями Harpoon, а в ближайшие годы все они перейдут на современную ПКР NSM. Для перспективных кораблей создается ракета FC/ASW, и вновь речь идет о едином оружии для носителей разных типов.

При всем этом, ударное оружие КВМФ не отличается новизной. Используемая подводными силами модификация «Томагавка» появилась в середине двухтысячных годов, а «новая» ракета NSM недавно отметила десятилетие начала серийного производства. Впрочем, вновь разрабатываемые образцы должны будут исправить ситуацию со средним возрастом оружия.

В целом номенклатура ударных вооружений королевского ВМФ выглядит приемлемо и соответствует ставящимся задачам. Однако она уже имеет ограниченный потенциал, а в перспективе он будет сокращаться. Командование флота понимает это и пытается принимать меры. Уже ведется разработка ряда новых проектов, которые, как ожидается, помогут сохранить ударные возможности флота на нужном уровне. Насколько успешными они будут, станет ясно лишь к концу нынешнего десятилетия.