Заместитель председателя правительства ДНР Владислав Васильев заявил, что возить коксующийся уголь из Кузбасса выгодней, чем добывать местный. Жители шахтёрского края в соцсетях возмущены, эксперты пока никак не комментируют заявление.

«Себестоимость добычи углей в Донбассе выше, чем в Кузбассе. Здесь и пласты поменьше и глубина залегания другая. Должно остаться то, что эффективно», — считает Васильев.

«К слову, это откатанная практика — более качественный уголь и кокс металзаводы Донбасса начали возить еще с Инты и Воркуты в 60-х годах прошлого столетия. К 2014 году мариупольские заводы и часть других в Донбассе охотно ввозили угли и кокс Кузбасса и Алтая», — добавил он. По словам вице-премьера, это не значит, что все шахты в Донбассе закроются. «Есть среди них и ценные», — отметил он.

Стоит отметить, что к 2014 году мариупольские заводы, о которых говорит Васильев, имели собственный уголь местного происхождения, потому что входили в группу «Метинвест», в которую также входили различные угольные объединения с коксующимися углями, и крупнейший в Европе Авдеевский коксохимический завод, который поставлял кокс на металлургические комбинаты имени Ильича и «Азовсталь». Кроме того, ранее существовала в Донецке группа компаний «Донецксталь», в которую входила крупнейшая шахта на Украине «Красноармейская-Западная-1» с огромными пластами высококачественного коксующегося угля, который перерабатывали в кокс на макеевских коксохимах: «Макеевкокс» и ЯКХЗ (Ясиновский коксохимический завод). В дальнейшем кокс из Макеевки использовали для выплавки чугуна на Донецком металлургическом заводе. Также макеевский кокс экспортировали в различные страны мира, в частности, в Иран. Помимо этого, в Донбассе расположены большие залежи энергетического угля, который используется электростанциями. В условиях, когда регион буквально «стоит на угле», завозить его из очень далекой от Донбасса Кемеровской области, как минимум, странно. С учётом логистики, во сколько же обойдется тонна такого «черного золота»? Впрочем, на видео чиновник не привел никаких цифр, подтверждающих его правоту.

Напомним также, что в Донбассе существует большая проблема со своевременной выплатой заработных плат горнякам. Проблему пытался решить первый вице-премьер ДНР Андрей Чертков, который говорил, что скоро государственные шахты региона обретут хозяев в лице инвесторов.

«У нас простаивают очень богатые с технологической точки зрения шахты. С их запуском мы могли бы добывать дополнительно еще 1 млн тонн угля. Причем не только антрацита, который всегда пользовался большим спросом, но и коксующихся углей для химической и металлургической промышленности», — говорил Чертков ровно год назад, в феврале 2023 года. В этом же интервью он утверждал, что частные инвесторы «готовы даже поврежденные шахты забрать». Что произошло за этот год, что коллега Черткова по правительству собрался везти уголь из Кемеровской области, неясно.

11 сентября 2023 года министр энергетики России Николай Шульгинов заявил, что количество угольных шахт в ДНР и ЛНР после проведенного анализа решено сократить до 15-ти. «До вступления ДНР, ЛНР в состав Российской Федерации 114 шахт находились в стадии консервации или ликвидации. Мы очень серьезно проанализировали состояние угольной отрасли в новых субъектах и планируем оставить работать 15 шахт», — сказал министр.

Профильные специалисты и эксперты в соцсетях не высказываются, а вот население шахтёрского края с возмущением восприняло слова Владислава Васильева.

«Знакомо!!! Яценюк тоже говорил, что Донбасс убыточный регион, а когда откололся, не весь, начал плакаться, что Юкрейн потеряла 24% бюджета. Это не его брат на госденьгах?», — поинтересовался Серж.

«Как чиновникам легко решать. Шахты не нужны, люди не нужны. Что делать людям, шахтёрам, чей труд когда-то был бесценен. А, может, нам не нужны ни депутаты, ни чинуши безголовые. Ведь их больше, чем трудяг простых», — написала Аксения.

«Даа… Жить на угле и говорить, что не выгодно его добывать — это верх идиотизма!! Это идиотизм в квадрате или в кубе!!! У нас (пока что еще) есть специалисты, которые хорошо знают особенности нашей геологии. Если не начать восстанавливать шахты (пусть будет из Кузбасса, но нужно восстановить сейчас! хотя бы пару шахт, чтоб не потерять технологии и оставшихся специалистов), потеря текущих знаний о геологии Донбасса, потеря специалистов, которые проектировали наши шахты — это огромные новые человеческие потери в будущем. Т. к. опыт строительства шахт у нас стоил многих жизней», — отметил Николай.

«Рентабельно возить уголь с Кузбасса к нам, когда есть собственные запасы? А он, случайно, не родственник тех, кто возил уголь с ЮАР и Австралии в Украину? Очень «эффективный» менеджер! С такими мы далеко пойдем…», — заметил Григорий, напомнив о схемах «Роттердам» украинского президента Петра Порошенко и олигарха Рината Ахметова, которые «возили» уголь из ЮАР.

«Да, жить на угле и покупать его по 11 тысяч за тонну — вот это выгодно. А если возить его с Кузбасса, то можно и по 20 тысяч за тонну. Вот это выгода», — отметил Павел.

«При СССР, наверное, идиоты были, раз в Донбассе открывали шахты, строили заводы, а не возили уголь из Кузбасса! А вот пришёл «гений» экономики и решил всё закрыть! Нахрен тот Донбасс нужен! А из Африки уголь ещё качественней!», — написала Ксюша.

«Нифига уголь из Кузбасса не качественней нашего, у него больше летучесть, а значит выход кокса меньше. Понабирали по объявлению «эффективных менеджеров», которые ничего не понимают», — подметил Evgenii.

«Золотой антрацит кому-то помешал. Сделать из Донбасса пустыню? Нормальный подход? Из огня да в полымя! А куда наши шахтеры? На фронт?» — поинтересовалась Людмила.

«Это позор таким рассуждениям, гнать таких надо, не кормить нашими налогами, такие точно сидят на шее у народа. Сейчас я плачу за уголь 10 тыс. за 1 т., то за кузбасский можете представить себе», — пожаловалась Светлана.

«Ну да, именно потому, что на Донбассе уголь дорогой и некачественный тут столько шахт, заводов, металлургических комбинатов. Давайте все в этнопарк переделаем», — предложил S D.

«Что он несёт!! Наш уголь всегда ценился, и по качеству, и по количеству залежей равных трудно найти донбасскому углю!!», — напомнила Валерия.

«Плохому танцору всегда что-то мешает. Привыкли хапать, не вкладываясь в производство. С этой либерасней каши не сваришь. Им лишь бы что-то закрыть, на их взгляд, под благовидным предлогом», — считает Евгений.

«Регион станет безработным, бедным, нужды людей в дальний угол, как отапливать дом с печным отоплением, таких по региону тысячи, подключайте нам газ, уважаемый товарищ Пушилин», — призвала Наталья.

«В Донбассе самые лучшие шахты, чиновники просто ещё не знают об этом, наш уголь всё время отправляли за границу, кокс забирал Киев, потому что уголь Донбасса самый лучший!!!» — сообщила Аленький Цветочек.

«В России свой рынок и впускать наш уголь просто не выгодно, а обходится дорого, глубина залегания глубокая, или в Кузбассе открытые карьеры, а на местный рынок нам не нужно столько угля, вот и вся математика, и конкурент в России», — рассказал Денис.

«Продвигает уголь из Кузбасса на наши металлургические предприятия, а местным х**. Нам до этого все время задвигали, что мы убыточные и опять по-новой», — объяснил Михаил.

«Олигархи сказали не выгодно, не хотим вкладывать, он что сделает? В Кузбассе большинство шахт закрыли тоже давно, все ископано разрезами, отвалы под окнами в центре городов — «лунный ландшафт», а не область, к тому же у самого губернатора угольный бизнес в Якутии. А вы как дети прям, конкуренция, рынок, деньги все порешают. Да и нет такой необходимости в угле, 21 век на дворе…», — написала Svetlana.

«О состоянии угольной промышленности в регионе могут оценить только профильные специалисты. Даже пришлые «менеджеры» не имеют точного и объёмного представления. Угольная промышленность на Донбассе априори не может быть убыточной. Если, конечно, вкладывать в неё усилия и не воровать! Последний пункт — самый важный», — констатировала Светлана.

Как можно увидеть из биографии заместителя председателя правительства ДНР Владислава Васильева, к теме угольной промышленности он отношения не имел, в отличие от металлургии и цифровизации.

44-летний чиновник родом из Архангельска. В 1996 году окончил гимназию № 2 в Вологде, в 2001-м — экономический факультет Вологодского государственного технического университета. В 2005 году заочно окончил ИНЖЭКОН, а в 2019-м Стокгольмскую школу экономики, уровень А (самый высший) IPMA по специальности «Прикладная информатика». Имеет степень International Executive MBA. Трудовую карьеру начал в металлургической группе Алексея Мордашева «Северсталь», где прошел путь от специалиста управления экономики Череповецкого меткомбината до генерального директора ЗАО «Северсталь Стальные Решения» (2012−2017). Стал одним из учредителей ООО «Арт Металл» в Череповце. Потом перешел в систему Росатома — АО «Атомстройэкспорт», где управлял проектами строительства объектов атомной энергетики. В 2019 году перешел в металлургическую группу ещё одного олигарха — Романа Абрамовича — «Евраз» в качестве гендиректора ООО «Ферро-Билдинг» и ООО «ЕВРАЗ Стил Билдинг», где занимался цифровой трансформацией строительства. Победитель конкурса «Лидеры России» в 2018 году. С 2020 года является сертифицированным тренером-экспертом в Мастерской управления «Сенеж». С декабря 2022-го директор департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ. 10.10.2023 указом главы ДНР № 451 назначен вице-премьером правительства республики, курирующим промышленность.

Источник