Авианосец HMS Queen Elizabeth

Королевский военно-морской флот Великобритании на протяжении последних лет сталкивается с рядом характерных проблем. Несмотря на весь оптимизм и различные программы строительства и модернизации, общее состояние КВМФ постепенно ухудшается. И без того ограниченное количество боевых кораблей вскоре дополнительно сократится, что негативно скажется на общей боеспособности флота и вооруженных сил в целом.

Текущее состояние

Бывшая владычица морей Великобритания сейчас располагает флотом ограниченных размеров и боеспособности. В настоящее время в боевом составе КВМФ числится всего 10 подлодок, 2 авианосца и более 30 боевых кораблей разных классов. Также имеется достаточно большое количество катеров разных классов и вспомогательный флот.

В составе подводных сил КВМФ имеется четыре атомных ракетоносца типа Vanguard, начавшие службу в 1993-99 гг. Это единственные британские носители стратегического ядерного оружия. График их боевой службы составлен таким образом, чтобы в районах патрулирования одновременно находилось 1-2 подлодки. Также несут службу пять многоцелевых АПЛ типа Astute (сданы в 2010-22 гг.) и последний корабль типа Trafalgar обр. 1991 г.


ПЛАРБ HMS Vanguard одноименного проекта

Крупнейшими надводными боевыми единицами КВМФ являются два авианосца типа Queen Elizabeth, поступившие на службу в 2017 и 2019 гг. Основу их авиационной группы составляют современные самолеты укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B американского производства.

В 2009-13 гг. КВМФ получил шесть эсминцев Type 45 / Daring-class. На данный момент это самые крупные многоцелевые боевые корабли британского флота. Самыми массовыми среди кораблей основных классов являются фрегаты «Тип 23» / Duke-class. В строю насчитывается 10 таких кораблей, построенных в 1991-2002 гг. Также флот имеет восемь сторожевиков пр. River. Первые три корпуса были сданы в 2003 г., а в 2018-21 гг. по доработанному проекту построили вторую серию из пяти кораблей.

КВМФ может высаживать морские десанты, для чего имеет два десантных корабля типа Albion возрастом ок. 20 лет. Однако один из них находится в резерве, а второй стоит на ремонте. Также в качестве десантных могут использоваться три транспорта Bay-class. Основой минно-тральных сил являются шесть тральщиков типа Hunt, построенных в первой половине восьмидесятых. Также в строю остался один тральщик типа Sandown, принятый в 2000 г. Эксплуатируется 18 патрульных катеров малого водоизмещения. 16 вымпелов пр. Archer были построены во второй половине восьмидесятых. Оставшиеся два катера относятся к проекту Cutlass и несут службу с 2022 г.

Объективные проблемы

Известный список боевых единиц в той или иной мере показывает часть проблем, с которыми сейчас сталкивается КВМФ Великобритании. В первую очередь, это ограниченная численность. В строю имеется всего несколько десятков кораблей и подлодок ряда основных классов, причем количество крупных боевых единиц весьма ограничено. Такой состав флота считают в целом достаточным, но он явно не соответствует военно-морским амбициям Лондона.


Многоцелевая АПЛ HMS Ambush типа Astute

Существенной проблемой является возраст кораблей. В строю до сих пор остаются корпуса, построенные в восьмидесятых годах. При этом в течение последних 10 лет, начиная с 2014 г, в строй приняли всего несколько кораблей – два авианосца, вторую серию сторожевиков River из пяти единиц и два катера Cutlass.

Содержание даже такого флота связано с крупными тратами, и в сфере финансирования тоже наблюдаются затруднения. В течение последних лет неоднократно сообщалось, что Минобороны и КВМФ не смогут реализовать все программы и планы при сохранении нынешнего уровня затрат.

Как и вооруженные силы в целом, КВМФ сталкивается с нехваткой личного состава. Поток новобранцев, желающих служить в армии или на флоте, по ряду причин сокращается. К настоящему времени это начало приводить к проблемам с комплектованием экипажей. Далеко не всегда имеющиеся человеческие ресурсы позволяют собрать полный экипаж требуемого состава.

Попытки решения

Командование вооруженных сил и руководство Минобороны видит сложившуюся ситуацию и пытается искать выход из нее. Предлагаются меры разного рода, за счет которых хотят улучшить положение в тех или иных сферах. При этом нередко приходится идти на компромиссы и жертвовать различными показателями.


Фрегат HMS St Albans проекта Type 23

Весной 2023 г. руководство Минобороны обратилось к правительству с просьбой о срочном увеличении финансирования КВМФ. В дополнение к существующему бюджету затребовали 11 млрд фунтов стерлингов на содержание имеющихся кораблей и экипажей, а также на перспективные проекты. Финансовое положение Великобритании нельзя назвать простым, и поэтому флот получил только 5 миллиардов. По известным данным, эти деньги ушли в основном на закупку вооружений, а также на разработку перспективных проектов кораблей и подлодок.

Несмотря на ограниченное финансирование, КВМФ реализует крупные программы строительства кораблей. Несколько лет назад в состав флота ввели два авианосца, а теперь судостроители занимаются корпусами других классов. Так, в 2017-23 гг. были заложены четыре перспективных фрегата проекта «Тип 26». Также имеется контракт на следующие четыре. Головной корабль начнет службу во второй половине двадцатых годов, и за ним последуют остальные.

В апреле 2022 г. состоялась закладка головного фрегата Type 31, отличающегося меньшим размером и водоизмещением. Для КВМФ уже строятся два таких корабля из пяти запланированных. Всю серию планируют достроить и передать заказчику не позднее начала 2030 г.

Корабли новой постройки будут постепенно заменять в боевом составе КВМФ списываемые вымпелы. За счет этого будут избавляться от морально и физически устаревшей техники, а также сокращать расходы. Кроме того, недавно стало известно об изменении плана вывода кораблей из эксплуатации для оптимизации процесса подготовки экипажей.


Фрегат HMS Somerset после модернизации и перевооружения, декабрь 2023 г.

В начале января британские СМИ сообщили, что флот раньше предполагавшегося срока выведет из состава фрегаты HMS Argyll и HMS Westminster проекта «Тип 23». Их экипажи пройдут переподготовку и в будущем начнут службу на первых фрегатах Type 26. Как оказалось, КВМФ в текущих условиях не имеет возможности сформировать полностью новые экипажи и вынужден принимать не самые удачные меры.

С 2019 г. продолжается ремонт десантного корабля HMS Bulwark. На время работ часть экипажа перевели на другие вымпелы, и его полное восстановление теперь не представляется возможным. В связи с этим теперь предлагается завершить ремонт и отправить корабль в резерв. В результате оба десантных корабля КВМФ будут небоеспособны, хотя и смогут вернуться на службу при необходимости. По итогам таких событий десантные силы будут использовать только транспорты типа «Бэй».

В связи со сложностью конструкции и спецификой эксплуатации корабли должны регулярно проходить ремонт. К концу года в сухой док для проведения необходимых работ поставят один из имеющихся авианосцев, HMS Queen Elizabeth. Сроки завершения ремонта и восстановления корабля пока не названы. До конца этих мероприятий в КВМФ будет только один боеготовый авианосец.

Имеется график поочередного временного вывода из боевого состава и ремонта других надводных кораблей. Вследствие этого реальный состав и численность надводных и подводных сил будут отличаться от списочного. Соответствующим образом будет сокращаться потенциал флота.


HMS Daring — головной корабль проекта Type 45

Вероятно, работы на отдельных кораблях будут занимать по несколько лет. Проблемы по линии финансирования или поставки необходимых агрегатов могут привести к увеличению этих сроков. Кроме того, учитывая последний опыт КВМФ, нельзя исключать риски сокращения экипажей ремонтируемых кораблей в пользу остающихся в строю. Соответственно, реальные результаты любого запланированного ремонта могут быть самыми разными.

Поводы для беспокойства

Таким образом, КВМФ Великобритании сталкивается с рядом характерных проблем, которые не позволяют ему показывать требуемый уровень боеспособности, а также мешают дальнейшему развитию. Количество кораблей в боевом составе едва соответствует актуальным стратегиям, их оперативные возможности ограничены, а численность личного состава недостаточна.

Минобороны Великобритании пытается принимать те или иные меры, которые, как оно считает, помогут сохранить основные показатели на желаемом уровне, а затем и нарастить их. Однако такой оптимизм может быть неоправданным. Наблюдаемые сейчас проблемы формировались и копились в течение долгого времени, и разбираться с ними будет сложнее, чем кажется.