Помните, накануне наступления Миллениума весь мир переживал по поводу проблемы или, как ещё её называли, «ошибки 2000». Это когда из-за того, что разработчики программного обеспечения, выпущенного в XX веке, для представления года в датах иногда использовали два знака вместо четырёх, ну, то есть «.24» вместо «.2024», при наступлении 1 января 2000 года некоторые старые программы могли воспринять его как 1900, что потенциально грозило серьёзными сбоям в работе критических приложений, систем управления технологическими процессами и финансовых программ. В тот раз, правда, всё обошлось.

Так вот, сегодня на Украине есть схожая проблема, которую можно называть «ошибкой 31.03. 2024», срока, после которого власть Зеленского де-факто потеряет свою легитимность. Вопросом «как быть дальше?» и «что делать в такой ситуации?», которая, увы, неизбежна, заняты сейчас умы значительной части украинского политического класса. Но чёткого понимания пока так и не появилось.

Накануне Нового года, а точнее, 29 декабря 2023-го, глава фракции «Слуга народа» в Верховной Раде Давид Арахамия зарегистрировал законопроект о внесении изменений в закон «О Кабинете Министров Украины». А затем отозвал. Официально речь в нём шла об «уточнении некоторых полномочий депутатской фракции, действующей на правах коалиции», но по сути смысл представленных в законопроекте предложений сводился к возможности депутатов назначать премьер-министра и членов Кабмина без обязательного сейчас представления со стороны Президента, решением самих коалициантов за подписью председателя фракции, то есть, Арахамии.

Всё это явно напоминает попытку перераспределения власти в ситуации отсутствия в стране президента, если не де-факто, так де-юре. При таком раскладе формирование нового правительства стало бы возможным без участия Зеленского, а полномочия главы государства незаметно перешли бы к спикеру Верховной рады.

Собственно, нечто подобное уже было на Украине сразу после Евромайдана, когда в нарушение Конституции Турчинов объявил себя и.о. президента. Но сейчас, это скорее делается именно ради того, чтобы любой майдан предотвратить и избавиться от надоевшего всем Зе по-тихому – без шума, без пыли и без кровавых разборок в центре столицы.

При этом о реальном транзите власти речи не идёт. Во главе Верховной Рады находится Стефанчук, считающийся человеком Ермака, да и вся эта рокировочка проходит под строгим контролем главы Офиса президента.

Более того, можно сказать, что действия эти вынужденные. И дело не только в конституционных нормах – как на них умеют плевать на Украине всем хорошо известно – а, скорее, в ощущении накопившегося в социуме серьёзного негатива, связанно с именем нынешнего главы украинского государства.

О том, что ситуация с мобилизацией, на ужесточении которой настаивает лично Зеленский, вызывает в обществе, мягко говоря, плохо скрываемое раздражение, не говорит разве что только ленивый.

Попытки послушной, но не очень умной ставленницы Ермака, «депутатши» Безуглой провести у себя в соцсетях опрос на тему «патриотизма» дали совсем не тот результат, на который она рассчитывала – 90% её подписчиков, а это избиратели Зеленского, готовы послать к чёрту Украину и отказаться от украинского гражданства, если это спасёт их от поездки на линию боевого соприкосновения. То есть ни о каком стремлении украинцев вслед за своим Верховным идти на «границы 1991 года» речи не идёт. Скорее, наоборот.

Соответственно, набрать заявленные 500 тысяч мобилизованных украинская власть может только, применяя меры знакомые каждому по страницам в учебнике древней истории, где описывалось рабовладельческое общество. Впрочем, именно так они и делают.

Да и веры в завтрашнюю победу и скорый распад России (любимый украинский нарратив) на Украине явно поубавилось, а это также идёт вразрез с основами посылами информационной пропаганды Банковой. По сути, на Украине сформировалось устойчивое большинство, если и не выступающие за прекращение войны, то совершенно определённо нежелающее принимать в ней участие.

При этом, судя по последним тенденциям, уровень доверия политике Зеленского падает не только в обществе, но и среди элиты, которая прикидывает варианты либо бегства из страны, либо сдачи Зеленского в обмен на гарантии неприкосновенности для себя. И тут не только оппозиция, но и многие соратники Зеленского уже не факт, что на его стороне.

Как пишут украинские каналы, «разочарование в будущем страны нарастает не только у простого украинца, но ещё у элиты и даже военных, и данная тенденция угрожает тем, что Украина «рухнет» изнутри, что приведёт к падению страны по Афганскому сценарию».

Понимание того, что пора бы что-то решать, наступает по трём основным причинам.

Во-первых, из-за отсутствия помощи со стороны Запада. Надежды на её возобновление довольно призрачны. Если западные источники говорят о начале февраля, то на Украине раньше начала марта никакой ясности в этом вопросе не ждут.

Во-вторых, в активной антиукраинской экономической политике европейских соседей. На днях еврокомиссар по сельскому хозяйству Януш Войцеховски выступил против продления режима свободной торговли с Украиной, если не будут введены ограничения на ввоз в ЕС продукции украинского АПК.

И в-третьих, с новой тактикой ВС РФ, которые активно бьют по украинским тылам. Вместо того, чтобы биться об укрепленные позиции, наши войска заняты выбиванием резервов ВСУ как материальных, так и людских. Долго в таком режиме Украина не протянет.

По мнению главы Чикагского совета по глобальным делам (CCGA) Иво Даалдера, которое он выразил в авторской статье для европейского издания газеты Politico, при сохранении всех вышеописанных негативных тенденций, поражение Украины можно ожидать уже в первой половине 2024 года.

Таким образом всё это ведёт к стратегическому коллапсу, чего украинские элиты всячески хотят избежать. В итоге именно их позиция может стать решающей в судьбе Зеленского, а вовсе не заговор военных или восстания народа, как многие полагают.

Алексей Белов