ФОТО: TOKA74/ALF RIBEIRO/SHUTTERSTOCK

Импортозамещение невозможно без сознательного отказа рядовых потребителей от товаров из недружественных стран. Прежде всего американских. Только вот незадача. В наших магазинах американских-то товаров почитай что и нет. А что же делать?

Не покупать американское? А где его найти?

Вот новость, которая вызвала ожесточённые споры в социальных сетях: в Таджикистане в одном из магазинов решили объявить бойкот американским товарам. И люди перестали покупать что бы вы думали? Правильно, кока-колу. Действительно, трудно себе представить товар, который больше подходил бы на роль маркёра американского присутствия по всему миру.

Картинка с ящиками никому не нужной газировки выглядит очень убедительно и заставляет задуматься: а почему мы так не можем? Кто мешает провозгласить отказ от вражеских товаров? Зачем спонсировать чужую экономику?

КАРТИНКА С ЯЩИКАМИ НИКОМУ НЕ НУЖНОЙ ГАЗИРОВКИ ВЫГЛЯДИТ ОЧЕНЬ УБЕДИТЕЛЬНО. ФОТО: СКРИНШОТ ТГ-КАНАЛА ЦАРЬГРАД

На Западе, кстати сказать, с русскими и условно русскими товарами в таких случаях не церемонятся. Тем более что пельмени, борщ и ингредиенты для него, блины и гречку очень легко на ценниках в магазинах назвать не русскими, а украинскими. А о происхождении всего остального (в особенности энергоносителей) – деликатно умолчать. Сжиженный природный газ в розницу в супермаркетах ведь не продаётся…

Итак, каковы шансы на успех в России кампании «не покупай американское» или «бойкотируй американские товары»?

Ответ на этот вопрос, полагаю, многих разочарует, а многим другим покажется банальным: шансы на успех получаются мизерными, потому что бойкотировать на поверку совершенно нечего.

Возьмём, к примеру, ту же кока-колу. Владелец бренда в рамках санкций против России нас уже сам бойкотировал. Официально ушёл из России. Газировкой нас больше не снабжает и на своих заводах в России больше её не производит. Пустых полок из-за этого не образовалось, колы разных других производителей продаётся очень и очень много. Более того, и собственно кока-кола тоже продаётся. В основном она импортная. Но вот беда – привозят её к нам не из США и не из какой другой недружественной страны, а из входящего в ЕврАзЭС Казахстана. Покупать или не покупать этот напиток – дело личного вкуса, но факт в том, что если его бойкотировать, то ущерб получится нанести разве что казахам, а отнюдь не американцам.

Кола – очень хороший пример того, что мы на самом деле безо всякого сознательного бойкота не покупаем ничего американского. Товары, которые ассоциируются с Америкой, на рынке есть. А вот настоящих американских – нет как нет.

КОЛА – ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ ПРИМЕР ТОГО, ЧТО МЫ НА САМОМ ДЕЛЕ БЕЗО ВСЯКОГО СОЗНАТЕЛЬНОГО БОЙКОТА НЕ ПОКУПАЕМ НИЧЕГО АМЕРИКАНСКОГО. ФОТО: PHOTOJULI86/SHUTTERSTOCK

Возьмём символичное из символичного – айфоны. Готов поспорить, что кое у кого из моих читателей в Царьграде айфон есть. Пользоваться им уже не так удобно, как раньше, из-за блокировки в России в рамках санкций системы оплаты Apple Pay, но многие пользуются и даже покупают новые модели. Вот, однако, в чём штука – ничего американского в этих моделях нет. Не надо быть экстрасенсом, чтобы провидеть: все эти смартфоны «assembled in China», то есть «собраны в Китае». И ни одной молекулы с другой стороны океана, хоть Атлантического, хоть Тихого, в них нет. То же относится и ко всем прочим смартфонам американских марок. На рынке они есть. Покупатели у них в России тоже есть. А американских деталей там нет. Никаких.

НЕ НАДО БЫТЬ ЭКСТРАСЕНСОМ, ЧТОБЫ ПРОВИДЕТЬ: ВСЕ ЭТИ СМАРТФОНЫ «ASSEMBLED IN CHINA», ТО ЕСТЬ «СОБРАНЫ В КИТАЕ». ФОТО: PRIMAKOV/SHUTTERSTOCK

Не покупать американское? А кому от этого хуже?

На самом деле всё даже ещё интереснее. Некоторое время назад проскальзывала информация, что эти самые айфоны не получается собирать без искусственных сапфировых кристаллов, которые производятся на одном не очень-то избалованном вниманием прессы заводе на Южном Урале. При желании можно найти американца и показать: смотри-ка, айфон-то у тебя русский!

Но шутки в сторону. Вы не сумеете найти в России практически никаких товаров «made in USA». «Американские» джинсы будут сшиты в Пакистане или в Бангладеш, а особенно дорогие – в том же Китае или очень редко – в Турции. «Американские» компьютеры изготовлены на Тайване, в Индонезии, в Индии, опять же в Китае. Запчасти для автомобилей американских марок, да любые формально американские товары у нас покупают китайские, азиатские, в самом крайнем случае и очень редко – европейские.

Хуже того. В самих США ситуация почти ничем не будет отличаться от той, что имеет место в России. Не так давно (несколько месяцев назад) там в социальных сетях мелькала история одной очень упорной и патриотичной женщины, твёрдо решившей, что будет покупать своему ребёнку только американские товары. История поисков американской бейсболки и очков от солнца затянулась на несколько месяцев… И не увенчалась успехом. Нет американского, покупайте китайское.

В РОССИИ ПРАКТИЧЕСКИ  НЕТ НИКАКИХ ТОВАРОВ «MADE IN USA», ЗАТО ВСЕГДА МОЖНО НАЙТИ «MADE IN CHINA». ФОТО:DMITRY KALINOVSKY/SHUTTERSTOCK

Нет, конечно, сказать, что в США вообще ничего не производят, было бы неправильно. Но многочисленные программы возвращения производств в Америку в самом лучшем случае повысили процент американских товаров на самом же внутреннем американском рынке, не более того.

Как же так, что ж такое? А вот так. Господство США в мировой экономике в том и заключается, что они грабят весь мир, заставляя работать на себя и производить что-то материальное, а сами только «стригут купоны». Как совершенно справедливо писал недавно эмигрант из России (он даже отказался от гражданства) экономист Андрей Мовчан, если бы за джинсы, сшитые в Бангладеш, в Бангладеш платили цену, которую эти штаны стоят в Англии, в Англии никто не мог бы купить себе штанов. А так за пару, которая в Лондоне стоит 100 фунтов, в Бангладеш фабрика получает пару долларов, а работник этой фабрики не может рассчитывать на те 100 фунтов в качестве месячной оплаты труда. Это и называется неоколониальная эксплуатация.

Если отказаться в России от «американских» штанов и курток, пострадает, как и в случае с газировкой, азиатский производитель. А не американский хозяин бренда.

ЕСЛИ ОТКАЗАТЬСЯ В РОССИИ ОТ «АМЕРИКАНСКИХ» ШТАНОВ И КУРТОК, ПОСТРАДАЕТ, КАК И В СЛУЧАЕ С ГАЗИРОВКОЙ, АЗИАТСКИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ. А НЕ АМЕРИКАНСКИЙ ХОЗЯИН БРЕНДА. ФОТО: AFRICA STUDIO/SHUTTERSTOCK

Не покупать американское? А чем заменить?

Конечно, защитники «гегемона» говорят, что тот «зато» обеспечивает весь мир нематериальными, но очень важными интеллектуальными товарами. Например, операционными системами для тех же собранных в Китае персональных компьютеров и смартфонов. С этим спорить трудно: действительно обеспечивает. Тем же способом, что и джинсами, – путём колониальной эксплуатации. Едва ли для кого-то секрет, что большинство программистов больших американских компаний живут в Индии и других странах Азии (а самые умелые из них переезжают в США).

Теоретически разумное бойкотирование программных продуктов американских компаний возможно. И способно нанести американской экономике действительно тяжёлый, а возможно, даже и фатальный урон. Представляете, что будет, если русские откажутся от Windows? Да ещё убедят сделать то же самое всех своих союзников и партнёров? Просто мечта!

Практически воплощение этой мечты в жизнь пока наталкивается на неприятную правду. С точки зрения большинства пользователей, заменить операционные системы и самые распространённые офисные программы просто нечем. С точки зрения профессионалов, это не так, русские операционные системы уже есть, есть пакеты офисных программ, есть и планы замены западных программных продуктов, прежде всего в органах государственной власти. Эти планы постепенно реализуются. Но пока в самом лучшем случае можно сказать, что от американского «софта» избавлены единицы процентов компьютеров и смартфонов, работающих в России.

В Китае, кстати, ситуация немногим лучше. Производители смартфонов начинают отказываться от американских операционных систем только под воздействием американских же санкций, и пока на нашем рынке с полностью неамериканским программным обеспечением представлен только Huawei.

НА НАШЕМ РЫНКЕ С ПОЛНОСТЬЮ НЕАМЕРИКАНСКИМ ПРОГРАММНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРЕДСТАВЛЕН ТОЛЬКО HUAWEI. ФОТО: VIEWIMAGE/SHUTTERSTOCK

Что с того

Говорить о бойкоте и избавлении от зависимости нужно. И нужно работать над этим именно в нематериальной сфере. В сфере программного обеспечения, развивая и продвигая отечественные «Мой офис» или, к примеру, Astra Linux. Последовательно переходя на отечественные программы, купленные в отечественных магазинах программного обеспечения. Рекламируя всё это. Приучая к этому детей буквально со школьной скамьи.

НО ГЛАВНОЕ ВСЁ-ТАКИ В ДРУГОМ. НУЖНО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ АМЕРИКАНСКИХ ТОВАРОВ В СФЕРЕ ИДЕОЛОГИИ. ФОТО: RICHARD B. LEVINE/GLOBALLOOKPRES

Но главное всё-таки в другом. Нужно отказаться от американских товаров в сфере идеологии. Америка – это не только джинсы, кадиллаки и айфоны. Америка – это идеи. Её экспансия – это экспансия идей, от «прав человека» до «чикагских мальчиков» и современных BLM и «дайверсити». Экспансия цинизма, лжи и содома. Отказаться от продукции, содержащей эти ингредиенты, куда сложнее, чем не пить газировку, которая так хороша, что может служить для очистки сантехники…

АНДРЕЙ ПЕРЛА