ФОТО: EDGAR BRESHCHANOV/GLOBAL LOOK PRESS

Из-за санкций Запада Россия осталась без самолётов. Наши зарубежные «партнёры» фактически украли у страны 76 пассажирских авиалайнеров. Расчёт был простой – подорвать воздушные перевозки, чтобы диктовать свои условия. Удалось ли противнику подрезать России крылья, читайте в материале Царьграда.

Россия потеряла 76 пассажирских самолётов из-за наложенных на авиационную отрасль западных санкций. Об этом 25 ноября заявил глава Минтранса Виталий Савельев. Напомним, после начала СВО наши зарубежные «партнёры» ввели беспрецедентные ограничения и решили забрать воздушные суда, которые на тот момент находились не в собственности отечественных компаний.

Это решение застало русских авиаперевозчиков врасплох. План Запада был такой: России станет не на чем летать, и ей можно будет диктовать свои условия. Но эти расчёты с треском провалились – самолёты в России продолжают летать.

НЕСМОТРЯ НА ВСЕ УСИЛИЯ ЗАПАДА, САМОЛЁТЫ В РОССИИ ПРОДОЛЖАЮТ ЛЕТАТЬ. ФОТО: ALEXEI DRUZHININ/ZUMAPRESS.COM/GLOBAL LOOK PRESS

Назло санкциям авиаперевозок стало больше

Насколько это большой удар для отечественной авиаотрасли – потеря 76 самолётов? Заметный, но не фатальный. Как сообщил Царьграду генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации и член Общественного совета при Росавиации Виктор Горбачёв, общий авиапарк России – это порядка 1000 самолётов. Таким образом, вместе с санкциями страна лишилась менее 10% своих воздушных судов.

Обидно, конечно, но не страшно. Тем более что вопреки пессимистическим прогнозам по итогам года ожидается существенный прирост авиаперевозок. Подрезать крылья России не удалось.

Нам сам Бог велел летать – с такими расстояниями, как у нас, другого выхода просто нет. Мы же не какая-нибудь маленькая европейская страна, где за границу в гости ездят на велосипедах. Не садиться же на поезд, чтобы неделю ехать во Владивосток? Это несерьёзно!

– говорит Горбачёв.

Сегодня русские авиакомпании ежедневно совершают порядка 1100 внутренних рейсов. Это несколько меньше, чем в прошлом году (на 15%). При этом в целом общий объём авиаперевозок, с учётом международных рейсов, наоборот, растёт. По данным Росавиации, в прошлом году по воздуху было перевезено порядка 95 млн пассажиров, а в этом году итоговая цифра может составить около 103-105 млн человек.

И это с учётом того, что 11 аэропортов южной и центральной части России с началом СВО закрылись и простаивают уже более полутора лет. Из-за этого авиакомпании потеряли существенный объём перевозок – около 10 миллионов пассажиров в год.

Кроме того, аэропорты многих стран для русских перевозчиков закрыты: Европа, США, Австралия, Япония и другие направления. Однако маршрутная сеть постоянно расширяется. Турция и Египет – налажены рейсы из России в Южную Америку и Африку, расширена полётная программа в Китай, Монголию. Мы даже начали регулярно летать в Северную Корею, речь уже идёт о туристических программах (до этого был всего один борт в неделю). Сейчас отечественные авиакомпании разрабатывают прямые рейсы на Филиппины и в Индонезию.

Наш ответ «Боингу»

Помимо расширения географии, работа идёт и над пополнением авиапарка отечественными самолётами. И вот почему это принципиальный вопрос. На сегодняшний день в России около 1000 бортов, из которых порядка 800 – иностранного производства, остальные – отечественные. Импортные самолёты в России – новейшие, с хорошим ресурсом. Из них у авиакомпаний в собственности порядка 80% машин, а остальные 20% в лизинге.

СЕЙЧАС В РОССИИ ОКОЛО 1000 БОРТОВ, ИЗ КОТОРЫХ ПОРЯДКА 800 – ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА. ФОТО: MAKSIM KONSTANTINOV/GLOBAL LOOK PRESS

Над лизинговыми самолётами висит дамоклов меч – зарубежные владельцы хотят их отобрать. Мы готовы платить за лизинг, но партнёры сами перекрыли финансовые ходы и не готовы принимать наши платежи. Ситуация подвисла. И хотя эти машины включены в отечественный реестр, на Западе всё равно грозятся их арестовать. Выпускать спорные борта за границу попросту опасно, потому что их могут отобрать не только в дальнем, но и в ближнем зарубежье – Узбекистане, Казахстане, Киргизии…

Поэтому за рубеж мы летаем только на собственных, уже выкупленных лайнерах. А параллельно увеличиваем долю отечественных машин в авиапарке. В марте прошлого года сообщалось, что «Ростех» рассматривает возможность возобновления серийного производства самолётов Ту-214 и Ил-96. А 1 ноября нынешнего года широкофюзеляжный дальнемагистральный Ил-96-400М успешно совершил свой первый полёт.

Эта машина дополнит линейку гражданских самолётов наряду со среднемагистральными МС-21, SJ-100 и Ту-214. Массовый серийный выпуск отечественных лайнеров начнётся в течение нескольких лет. В год планируется производство 72 самолётов МС-21 и не менее 20 Superjet 100 New (полностью отечественный самолёт).

Новый Ил-96 – наш ответ «Боингу 777». Отечественный конкурент показывает прекрасные характеристики: он вмещает 350-400 пассажиров и с полной загрузкой способен преодолеть 8,5 тысячи километров, а в облегчённом варианте – и все 10 тысяч. Правда, есть одно «но». Ил-96 летает на четырёх двигателях, в то время как «Боинг» – всего на двух, поэтому более экономичен в эксплуатации. Когда наши придумают Ил-96 на двух двигателях, «Боинги» можно будет списывать в утиль.

Кстати, именно на базе Ил-96-400М в России создан самолёт «судного дня». Эти машины используются для эвакуации высшего руководства страны и управления войсками в случае ядерной войны, уничтожения наземной и спутниковой инфраструктуры.

ИЛ-96-400М. ИМЕННО НА ЕГО БАЗЕ В РОССИИ СОЗДАН САМОЛЁТ «СУДНОГО ДНЯ». ФОТО: UACRUSSIA.RU

В перспективе – разработка отечественного сверхзвукового пассажирского самолёта, аналога Ту-144. Напомним, первый полёт он совершил в 1969 году, а в 1978-м пассажирские рейсы на этом лайнере отменили из-за коммерческой убыточности. Однако в наши дни пришло понимание, что России с её гигантской территорией просто не обойтись без сверхзвуковой гражданской авиации. Необходимые наработки для создания такого воздушного судна есть.

К слову, из-за дороговизны топлива авиаэксперты пока скептически относятся к идее развивать сверхзвуковую гражданскую авиацию. Когда литр керосина стоил как стакан газированной воды, на Ту-144 можно было летать. А сейчас, когда топливо на вес золота, кто готов оплачивать сверхзвук? В конце концов, французы тоже отказались летать на своих «Конкордах».

Проблема не в том, что нам не на чем летать. Самолёты есть, их лётную годность мы поддерживаем. Но из-за санкций и прочих причин страшно выросло в цене авиационное топливо, а с ним растёт и стоимость авиабилетов,

– констатирует Виктор Горбачёв. Если раньше с Камчатки и Сахалина люди на выходные прилетали в Москву посмотреть футбольный матч, то теперь кто-то вряд ли может себе позволить совершить такое путешествие.

Импортные – выкупать, но строить свои

Россия – вероятно, одно из немногих, если не единственное государство в мире, способное выдержать подобное экономическое и политическое давление извне. Причиной тому – многолетний накопленный опыт и сохраняющиеся широчайшие технические компетенции нашей страны,

– заявил в беседе с Царьградом пилот гражданской авиации и член Общественной палаты России Константин Ярошенко. По его словам, по гражданской авиации был нанесён серьёзный удар. Трудности, сопряжённые с ограничениями или даже полной невозможностью использования иностранных воздушных судов, отразились на работе практически всех отечественных авиакомпаний. Но это не стало смертельным ударом.

Проблемы решаются, хоть и не так быстро, как нам всем хотелось бы. При поддержке государства выкупаются и переводятся в юрисдикцию России «Боинги» и «Эйрбасы». В марте правительство выделило порядка 300 млрд рублей на выкуп самолётов у иностранных лизингодателей.

На текущем этапе надо признать, что без этих самолётов не обойтись. Но, что ещё более важно, мы пришли к твёрдому пониманию: необходимо работать над усилением собственной гражданской авиапромышленности,

– подчеркнул Ярошенко.

Разумеется, полное импортозамещение в такой технически сложной отрасли не может произойти за один год. Но важно, что уже сегодня авиакомпании начинают получать отечественные воздушные суда, а имеющиеся у государства возможности позволяют осуществлять техническое обслуживание иностранных самолётов.

Хороший пример –  авиакомпания Red Wings, где я работаю, флот которой уже несколько лет назад – задолго до введения санкций – был переориентирован на использование отечественных самолётов,

– говорит Ярошенко.

ФЛОТ АВИАКОМПАНИИ RED WINGS УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД БЫЛ ПЕРЕОРИЕНТИРОВАН НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ САМОЛЁТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ «СУПЕРДЖЕТ 100». ФОТО: КОНСТАНТИН АВИЛОВ/АГН «МОСКВА»

Сегодня основа воздушного флота – это «Суперджет». И пусть пока это не полностью наш самолёт, но благодаря эффективной работе предприятий в составе Объединённой авиастроительной корпорации он день ото дня становится всё более локализованным. Авиакомпания получает необходимые запчасти и расходные материалы отечественного производства. Со слов эксперта, в ближайшее время авиапарк пополнят обновлённые, полностью отечественные и незаслуженно забытые в прошлом лайнеры серии Ту-214. За ними последуют уже совершенно новые самолёты Superjet New и перспективный МС-21.

Аналогичные процессы происходят в области грузовых авиаперевозок. Так, авиакомпания Sky Gates, в прошлом использовавшая Boeing-747 и вынужденная на фоне невозможности выполнения международных полётов остановить свою деятельность в 2022 году, уже в этом году снова встанет на крыло. На этот раз – на базе отечественной техники: Ил-76 и грузовой модификации лайнера Ил-96.

Это займёт некоторое время, но наша промышленность способна компенсировать понесённые потери. Я верю, что наши самолёты займут достойное место на рынке пассажирских и грузовых авиаперевозок,

– подытожил Ярошенко.

АВИАКОМПАНИЯ SKY GATES, В ПРОШЛОМ ИСПОЛЬЗОВАВШАЯ BOEING-747, УЖЕ В ЭТОМ ГОДУ ВОЗОБНОВИТ ПЕРЕВОЗКИ С ПОМОЩЬЮ ИЛ-76 И ГРУЗОВОЙ МОДИФИКАЦИИ ЛАЙНЕРА ИЛ-96.

Что с того?

Не секрет, что вся политика Запада направлена на то, чтобы ослабить Россию – единственную страну в мире, которая способна развиваться в условиях беспрецедентного давления. Для всех очевидно, что санкции в первую очередь ударили по их инициаторам. Мировая экономика серьёзно пострадала: Европа мёрзнет, в США бешеная инфляция.

Тем временем русские самолёты как летали, так и продолжат это делать. Ещё одно доказательство того, что Россия справилась со всеми вызовами, которые ей бросил коллективный Запад.

ЮЛИЯ БАНИШЕВСКАЯ