В исторической документальной и художественной литературе неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев стал легендой благодаря «Слову о полку Игореве». До сих пор неизвестно, почему автор сказания выбрал темой своего произведения выход в поле малоизвестного удельного князя, а не большой поход киевских или черниговских князей. Вероятно, неудачливый предводитель был его земляком или соратником по борьбе с кочевниками.

О самом князе Игоре Святославиче из летописей известно не так много. Он был одним из черниговских Рюриковичей, активно присоединявшимся к междоусобным войнам и даже принимавшем участие в известном походе 1169 года на Киев. Город Новгород-Северский, которым Игорь управлял, был вторым по значимости в Черниговском княжестве. «Слово» изображает новгород-северского князя безусловным патриотом, однако на деле это Рюрикович отнюдь не брезговал союзами со степняками, когда это было выгодно. Имел Игорь Святославич и опыт «хождения в степь», за ним числилось даже несколько удачных сражений со степняками.

Если говорить о самом походе 1185 года без штампов, то этот «выход в поле» был инициирован не столько патриотическими побуждениями князя, сколько его завистью к успехам «старших» князей. Дело в том, что в 1183 и 1185 гг. киевский князь Святослав Всеволодович нанёс степнякам несколько серьёзных поражений. После этого он начал готовить большой поход на половцев, собирая дружины подручных князей и бояр. Заметив эти сборы, Игорь Святославич решил своего собрата опередить и самому получить все выгоды от победы. Собрав небольшое войско и обнадёжившись разгромом ближних к полю кочевий, новгород-северский князь в апреле 1185 года отправился в поход, который сулил большой успех.

Таким образом, никакой необходимости в срочном выступлении не было, Игорь Святославич мог просто присоединиться к соединённому войску под командованием киевского князя. Но он этого не сделал, руководствуясь собственной гордыней, а не интересами Руси.

Непомерные амбиции новгород-северского князя привели к тому, что он игнорировал сообщения о соединении сил половцев и продолжал углубляться в степь. Небольшая победа, одержанная над передовым отрядом степняков, только усугубила ситуацию. Игорь Святославич окончательно потерял связь с реальностью и отправился с малыми силами в дальние половецкие кочевья, где его уже поджидало соединённое половецкое войско. Степняки, в своей родной степи ориентировавшиеся гораздо лучше русских князей, со всех сторон окружили дружины новгород-северского князя, а потом устроили бойню.

Сам Игорь Святославич, как и его подручные князья, в битве уцелел, а потом благополучно бежал из плена. Впрочем, его родной сын Владимир еще долго томился в половецких кочевьях, ожидая выкуп. Лишь женившись на половецкой княжне, он смог выбраться на Родину. В тот же год половецкое войско, воспользовавшись гибелью новгород-северских дружин, совершило большое нападение на удел Игоря Святославича. Лишь с большим трудом степной набег удалось отбить, да и то благодаря тому, что половцы не стремились закрепиться на русских землях.

Так бесславно закончился поход, столь поэтично описанный в «Слове». Несмотря на множество благородных действий, он стал памятником не патриотизму, а человеческому тщеславию и эгоизму.

Заглавная иллюстрация: Картина Васнецова В.М. «После побоища Игоря Святославича с половцами»

Нил КОЛЬЦОВ