BULKIN SERGEY/GLOBALLOOKPRESS

Глава Минздрава Михаил Мурашко заявил о «колоссальном потоке» иностранцев, желающих лечиться в России. Удивительно! Оказывается, у нас есть медицинский туризм! И это несмотря на санкции, на нынешнюю политическую ситуацию. Более подробно обсудим тему с нашим экспертом Яном Власовым.

На днях министр здравоохранения России Михаил Мурашко сделал весьма неожиданное заявление. По его словам, в стране наблюдается «колоссальный поток» желающих из числа иностранцев, которые после завершения пандемии коронавируса хотели бы пройти курс лечения в России.

В нашу страну сегодня сформировался колоссальный поток – пандемия закончилась, границы открылись, и колоссальный поток желающих приехал лечиться,

– сказал Мурашко на Конгрессе молодых учёных.

По его словам, в стране на фоне приемлемой ценовой политики наращивается инфраструктура в здравоохранении, развиваются технологии. Люди из других стран приезжают в Россию в том числе «за теми вещами, которые где-либо в другой стране получить нельзя», добавил министр.

По словам ведущего «Первого русского» Юрия Пронько, довольно странно выглядит то, что у нас, оказывается, такой «медицинский туризм», «колоссальный поток» желающих лечиться в России, как сказал господин Мурашко. А сами русские постоянно озадачены проблемами отечественного здравоохранения. Особенно после проведённых реформ.

Ведущий обсудил эту тему с одним из лучших специалистов в медицине, членом Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), сопредседателем Всероссийского союза пациентов Яном Власовым в программе «Царьград. Главное».

В России медицина лучше?

Юрий Пронько: Ян, рад видеть! Добрый вечер. Что скажете по сути заявления? Не удивило?

Ян Власов: Неожиданно. Знаете, коллеги, в том числе и зарубежные, и раньше рассказывали, что в ряде случаев, действительно, был определённый поток людей в нашу страну. Они ехали именно за медицинской помощью, и в основном это стоматология. Или высокотехнологичные, достаточно дорогие исследования. Очень многие, например, приезжали МРТ-томографию сделать. И не потому, что у нас лучше делают, а из-за соотношения цены-качества. Оно у нас, действительно, лучше.

Я занимаюсь таким заболеванием, как рассеянный склероз. Это достаточно тяжёлое неврологическое заболевание, которое требует множества визуализационных обследований. Прежде всего, МРТ всех отделов мозга. И, в общем-то, это выходит довольно накладно.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Когда жители США приезжают в Россию, и я говорю: «Неужели у вас дешевле?» – они говорят: «Вы знаете, для того чтобы сделать голову, нам надо сначала сделать шею, а чтобы сделать шею, надо сначала сделать грудной отдел позвоночника. И чтобы сделать грудной, надо сделать поясничный, и так далее». При этом каждое исследование стоит у них несколько тысяч долларов.

Это каждое исследование. Понятное дело, что для них это экономия. Они приезжают сюда на несколько дней, делают эти исследования за относительно несерьёзные для США деньги и возвращаются к себе полностью довольные.

И не страшны медведи?

– Ян, когда министр здравоохранения Михаил Мурашко говорит о «колоссальном потоке», имеет в виду граждан дальнего зарубежья? Ваш пример с американцами просто из жизни, я так понимаю?

– Да, это пример из жизни до ковида. И я имею в виду именно дальнее зарубежье. Я рассказываю абсолютно реальную историю. Это люди, которых я консультировал, лечил. И я прекрасно знаю, что это было именно так.

– Сейчас в связи с новой логистикой, мягко говоря, неудобно попасть в Россию. Но при этом министр говорит о «колоссальном потоке». То есть соотношение цены и качества всё равно в пользу России получается?

– Как ни парадоксально, да. Поэтому те, кто хотят попасть, они попадут. Через Дубай, через Турцию. Господи, что, трудно, что ли? Да, здесь будет удорожание. Но не в сравнение со стоимостью так называемой медицины в стране-«оригинаторе». США же себя позиционируют как «страна оригинальных медицинских технологий». Поэтому там всё очень дорого. В этой части это не существенно изменит настроения граждан.

Гораздо сложнее убедить коренного американца в том, что в России его случайно не затопчет на улице медведь, пока он идёт на МРТ. Вот с этим проблема. А те, кто знает, что это не так, они приедут и сделают эти исследования.

Современная медицина в России

– А не странно ли то, что вот так доступно? Ну, относительно. Я понимаю, что покупательная способность у всех разная, доходы разные и так далее. Мы с вами как-то обсуждали особенности структуры ведения медицины в стране, страховую часть и так далее. И что местные, мягко говоря, ропщут, а для иностранцев – «добро пожаловать» в Россию. Стоит ли этим гордиться?

– Юрий, мы же говорим о платных системах.

– Я понимаю, да.

– Ропщут те, кто не может по закону своевременно получить то, что положено. С этой точки зрения, иностранцам у нас вообще ничего не положено. Поэтому они могут приехать только за тем, что можно купить. В этом плане у нас достаточно хорошо развита частная медицина. Особенно в городах-миллионниках, где и новое оборудование, и хорошее программное обеспечение. Почему бы им этим не воспользоваться? Это же рынок. Ропщут именно в области государственного здравоохранения, не частного. В частной совершенно другие истории. Но у нас выдавливают из государственного здравоохранения в частное. И это, конечно, отдельная история…

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Если говорить о ближнем зарубежье, то там ситуация похожая. Вот, например, я живу в Самаре. И у нас пограничное государство – Казахстан. И совершенно точно огромное количество жителей Казахстана поедут в Россию для того, чтобы получить медицинскую помощь. И здесь речь идёт не о каких-то высоких технологиях. А вообще хоть какую-то! Это правда.

– Ничего себе! Честно говоря, вы меня сейчас поразили.

– Потому что из-за их национальной политики многие русские уехали. Если в России говорят: «Сходи к врачу-еврею», то в Казахстане говорят: «Сходи к врачу-русскому». И так не только в Казахстане, а вообще во всей постсоветской Азии.

Ситуация не улучшается. Базовые программы только ухудшаются. У нас молодые ребята идут учиться в региональные вузы, и я вижу, какой там уровень. Я экзамены принимаю. Ужасный уровень! У меня была возможность смотреть студентов из Судана, из Эквадора и студентов из Таджикистана. Отгадайте, кого я хотел бы, чтобы отчислили? Здесь, действительно, очень низкий уровень образования…

Оттуда к нам приходят вот эти инфекционные истории. У них 30 лет нет вакцинации. И не потому что её нельзя было провести, а они приняли такую политику. А как мы знаем, вакцинальная политика – это часть политики западных непартнёров по дискредитации, по изменению состояния постсоветского пространства. На Украине, в этих наших бывших азиатских странах и на Кавказе вакцинации нет. Вообще! Поэтому там много чего происходит. Там деградация медицины сильнейшая. Поэтому эти граждане едут к нам.

Трудовые мигранты

– А они платежеспособные? Или как-то подсаживаются на местные разные программы? Уж простите за такой прямой вопрос.

– Я полагаю, это частная история. Потому что те, которые едут лечиться, они едут с деньгами. И абсолютно точно знают, зачем едут. Другое дело, что у нас… Помните, мы поднимали с вами вопрос о трудовых мигрантах, которые приезжают и покупают медицинские карты? Они приезжают без вакцинации. Вот, недавно ко мне обратился молодой мальчишка, 21 год, таджик. Попросили, чтобы устроили ему консультацию. У него открытая форма туберкулеза. И это очень опасная история.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

То, что они к нам едут на диагностику и лечение, с одной стороны, хорошо. Я соглашусь с Михаилом Альбертовичем. Но он не говорит, про какие страны идёт речь. В общем, у нас хоть и много проблем, но медицина у нас всё ещё есть. И к нам по градиенту проблемы едут оттуда, где её нет. Либо она там очень дорогая.

– Ян, давайте с вами договоримся? Если графики позволят, в первую очередь, ваш, то встретимся здесь, на нашей территории, и предметно поговорим о трудовой миграции и медицине. Тема, которую вы поднимаете, она практически отсутствует. Есть разные бытовые, криминальные конфликты и так далее. А то, что вы описали, на мой взгляд, более важно. Поэтому если вы не против, то мы вас пригласим?

– С удовольствием!

– Спасибо большое!

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА