Xi’an H-6 – главный раздражитель ПВО Тайваня

Гоминьдан против

Для начала китайской спецоперации по возвращению Тайваня в родную гавань как нельзя лучше подойдет середина января 2024 года.

Почему именно в это время?

13 января запланированы выборы президента и парламента Китайской Республики (второе название Тайваня). За власть на архипелаге борются две партии – консервативная Гоминьдан и проамериканская Демократическая прогрессивная партия (ДПП). Последняя сейчас числится в статусе правящей – уже два срока в Тайване президентствует Цай Инвэнь, председатель ДПП.

Во многом именно поэтому отношения Пекина и Тайбея столь напряженные – правящие силы всячески дистанцируются от Китая, предпочитая американский зонтик. Гоминьдан нельзя назвать совершенно прокитайской партией, но они хотя бы не оспаривают принцип «одного Китая».

Именно Цай Инвэнь с распростертыми объятьями в августе прошлого года приняла в Тайване спикера палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси. В правлении Гоминьдана такое было бы немыслимо. Неоднократные и провокационные заявления Инвэнь в отношении Китая заметно охладили отношения Пекина и Тайбея.

Это отлично понимают простые жители Тайваня – в августе прошлого года правящая партия проиграла выборы в органы местного самоуправления. Особенно болезненно получилось для ДПП в специальных муниципалитетах, в которых проживает ¾ населения острова. По итогам голосования четыре места получили люди из Гоминьдана, а «демократы» только два.

На грядущих выборах есть все шансы для победы именно Гоминьдана, что не может не тревожить Соединенные Штаты. В случае прихода к власти президента из оппозиционной партии, события могут пойти не по американскому сценарию.

С одной стороны, симпатизирующий Китаю президент Тайваня резко снизит градус напряженности с Пекином. И это хорошо для администрации президента США – еще одной горячей точкой на планете станет меньше. Осенью 2024 года можно будет продать это избирателям. Но это единственный бонус для американцев.

Новая метла в Тайбее рано или поздно начнет выторговывать наиболее выгодные сценарии объединения с КНР. То есть решать неизбежный вопрос политическим путем. Неизвестно, получится или нет, но американцы точно снизят поддержку Тайваня при таком раскладе. Что естественным образом упростит Китаю задачу по возращению мятежного острова под свой зонтик.

К слову, задержки с поставками военной техники уже присутствуют – на данный момент американцы вовремя не отправили оружия на 20 млрд долларов. Отсрочка в поставках объясняется украинским кейсом, а сейчас еще добавилась и израильская войны.


Флаг партии Гоминьдан «синее небо и белое солнце»

Исходя из всего вышесказанного, актуальным становится вопрос, не когда Китай начнет свою спецоперацию, а насколько Соединенные Штаты будут готовы к вмешательству во внутренние дела Пекина и Тайбея. Проще говоря, любой намек на цветную революцию в январе-феврале 2024 года кратно повысит шансы на силовой вариант воссоединения.

Первые признаки работы американских политтехнологов уже присутствуют. Под руководством заокеанских товарищей в ДПП провели ротацию кадров, исправили ошибки, и рейтинг закономерно вырос. Вдобавок претендент на президентское кресло от Гоминьдана Хоу Юй не смог найти общий язык с еще одним оппозиционером Ко Вэнь-дже, и теперь он также идет на выборы.

Это внесло раскол в ряды оппонентов действующей проамериканской власти и одновременно повысило шансы на избрание кандидата от США Уильяма Лая.

Задача со звездочкой

Слова «я хочу подчеркнуть, что независимость Тайваня означает войну» принадлежат представителю канцелярии по делам Тайваня при госсовете КНР Чэнь Биньху. Не самая значимая фигура в Китае, но это лишь проверка общественного мнения. В дальнейшем нужные люди повыше рангом скажут то же самое.

Китай включился в тайваньскую предвыборную гонку и не рассчитывает на поражение. Вот и заместитель председателя Центрального военного совета Чжан Юся утверждает, что «армия не проявит никакой пощады к тем, кто попытается отколоть Тайвань от КНР».

Фразы громкие, но подкрепляются вполне реальными делами. Прежде всего, активностью Китая в так называемой опознавательной зоне ПВО Тайваня. Зона эта немаленькая и забирается далеко на материковую часть Китая. Когда говорят о том, что на радарах Тайваня появились военные самолеты НОАК, стоит помнить, что они могут просто пролетать вдоль своего побережья. Но в Тайване от этого становится страшно.

Гораздо интереснее выглядит медианная (срединная) линия опознавательной зоны ПВО, которая проходит через Тайваньский пролив. До 2020 года китайцы крайне редко пересекали её, просто потому, что не желали лишней конфронтации. Но уже в 2021 году на восток от медианной полосы ВВС Китая заходили почти тысячу раз, а в 2022 году состоялось уже 1 727 пересечений.

Самый большой страх для Тайбея случился 26 декабря, когда в опознавательной зоне ПВО зафиксировали 71 самолет ВВС Китая, из которых 43 пересекли медианную линию. Ничего фатального в таких акциях нет, но Тайваню приходится реагировать – не менее девяти процентов оборонного бюджета ежегодно уходит на реагирование на подобные акции Китая.


Иллюстрация зоны опознавания ПВО Тайваня и её медианной линии.

Постоянное повышение боевой активности НОАК вокруг Тайваня вполне может являться этапом подготовки к большой войне. Когда около границ постоянно ходят военные корабли и летают стратегические ракетоносцы, противнику несложно начать наступление.

Во-первых, оборона Тайваня находится в перманентном стрессе – они отлично понимают, что тяжелые Хian H-6, к примеру, могут нести гиперзвуковые ракеты. На перехват приходится поднимать истребители, а это естественный и ускоренный износ техники. Это не единственный пример – китайские военные определенно пытаются взять тайваньцев измором или хотя бы заставить дополнительно потратиться на оборону.

Во-вторых, военная суета вокруг острова позволяет спокойно подготовить наступление. Еще вчера самолеты просто прогуливались по медианной линии, а уже завтра разносят пункты управления и системы ПВО.

При этом у всех игроков есть понимание неизбежной победы Китая в возможной войне с Тайванем. Включение армии и флота США если и случится, то приведет к третьей мировой, чего американцы совсем не желают.

Тайвань одновременно и очень сложная цель, и достаточно простая. Вернуть остров молниеносно не получится – десантная операция через пролив потребует немало сил и времени. И, разумеется, много жертв. Но обеспечить блокаду Тайваня Пекину будет несложно, и в войне на истощение у Тайбея не будет шансов.

Даже ограниченное включение американского флота (без применения ядерного оружия) не переломит ход конфликта, а лишь затянет его. Попытаются задавить санкциями, но Китай вполне самодостаточный игрок на мировой арене, способный прокормить себя даже при полной изоляции. Которую, к слову, получится организовать только с моря – сухопутные границы вне влияния блока НАТО и ему сочувствующих. Россия подержит углеводородами и, частично, продовольственной продукцией, а со всем остальным Пекин справится самостоятельно. Только стратегических резервов у Китая накоплено не менее чем на полгода.

Грядущий январь должен стать определяющим, прежде всего для политики Вашингтона. Интересы Китая в Тайване должны учитываться, иначе неизбежен военный сценарий воссоединения. Впрочем, надеяться на благоразумие американцев не приходится – история с Украиной лишний раз подтверждает этот тезис.