Последнее время в «Военном обозрении» авторы часто поднимают тему убыли населения и связанные с этим проблемы миграции и вопросы о необходимости повышения демографии.

Безусловно, тема очень актуальная, учитывая, что с начала СВО мы потеряли часть людей, эмигрировавших за рубеж, а часть – в потерях внутри конфликта. То, что в процессе были присоединены новые регионы и их демография, вывело цифры в плюс, однако, как говорится, к сожалению, еще не вечер. И СВО не закончена, и эмиграция.

Так что я не буду тратить буковки на стенания, тут уже достаточно убивались на тему убыли генофонда, и сразу перейду к сути вопроса – рассмотрим проблему упадка демографии, как это вижу я.

Говорят, проблема, если ее развинтить на винтики и шпунтики, теряет свою непреодолимость и превращается просто в задачу, которую возможно так или иначе решить.

Было бы желание!

Моральный климат

Важной, а возможно, и первой проблемой упадка демографии я вижу не вопрос экономический, хотя он и делит первую строчку с моралью по важности. Экономический фактор оставим на потом – дьявол в деталях, и их в упадке рождаемости хватает и без экономики.

Мораль, обстановка, среда, субстрат – все это однозначно важнейшие элементы репродукции чего (кого) бы то ни было. Это уже законы биологические – человек также подвержен им, каким бы царем природы он себя не считал.

Оглянемся вокруг на много лет назад – много ли было поводов для позитива?

Как там наш президент любил говаривать, провожая каждый практически год: «Он был непростой». Непростых лет хватает у любой страны, но когда цепь таких лет становится довольно длинной, и уже не разглядеть начала и не ощутить конца – это, безусловно, будет влиять на мораль.

Что ни говори, а мы во многом воспринимаем окружающее через ощущения – как известно, с горы идти проще, чем в гору, так вот, ощущения, что мы уже начинаем идти с горы, в воздухе нет.

Каждый такой «непростойчик», каждый факт, годика этак с 2010 навскидку, вел нас в гору.

Нет, был некоторый период, когда на плато обыватель вздохнул с облегчением – по окончанию чеченской войны и до начала 08.08.08 и экономического кризиса 2008 года.
Потом также был небольшой период покоя – 2009–2010. А далее мы уже начали забираться – и Сочи-2014 был, что называется, огоньками на дорожку.

Для тех, кто хорошо помнит те годы, я имею в виду 2007–2010 какой-нибудь, я думаю, не нужно объяснять, насколько многое тогда отличалось от теперешнего. И не только в плане международной обстановки. Гайки были гораздо менее закручены, оппозиционная риторика звучала куда менее апокалиптически, и вообще – да, она тогда еще звучала.

Еще не было модно показывать мультики про супероружие и наряжать детишек в военную форму. Да и вообще куда реже звучало так любимое многими – ядерное оружие.

По ТВ еще можно было узреть спокойные аналитические передачи, в которых участники не брызгали слюной и не бились в эпилептических припадках, там еще можно было увидеть реальных экспертов со спокойными лицами и холодными головами. Да и, помимо аналитики, случались передачи про науку и международное сотрудничество, а в новостях не заполняли пустоты собиранием денег или бичеванием тлетворного «кого-то там» с парадом смачных эпитетов.

Проблема токсичной среды

Ненависть. Вот, звучит? Сейчас очень много ненависти и злости. Она буквально сочится из каждой поры токсичным ядом, тот же самый Соловьев – если вы помните годы этак 2008–2010, он еще был смотрибелен местами. Ну хорошо, он приглашал иногда адекватных людей и позволял им говорить, не перебивая.

Для современного человека, плода конца 90-х, который не застал особой жести вроде терактов и чеченских войн, который вырос на остатках советского гуманизма, еще встречавшегося в культурном продукте, и который рост на остатках еще гуманизма западного, свободного от многих безумных вещей, которые нынче легко попадают в масскульт – вот для этих людей с их ценностями, каково ощущать сейчас такой дикий контраст?

Разумеется, это будет их пугать. Особенно, если это будет развиваться по нарастающей.

Но мы берем вопрос нынешнего масскульта – ведь его деятельность может (и должна) в такие непростые времена сглаживать акценты, развлекать людей, улучшать моральный климат, восполнять нужды производством востребованного продукта.

Вместо этого – что мы видим?

Бесконечный поток низкопробной архаики, однояйцевых драм про страдание, нищету и безысходность. Глупые, поразительно шаблонные мелодрамы, тоже с осадочком. Бесконечное смакование криминальной темы во всех ее 50 оттенках серого – хочется спросить, вы чем заряжаете людей? Им что, мало депрессии?

Безусловно, есть и хорошие фильмы и сериалы – но все это буквально тонет в лютых количествах проходного бесцветного контента, который приносит токсичность или уныние, а не уносит это.

Отсутствие образа привлекательного будущего

Куда вообще развивается наша массовая культура?

У нас много разговоров на тему того, что наша культура – это культура мирового уровня – но есть ли у вас это ощущение? У меня лично его нет.

Нельзя без конца кушать классиков XIX века, современная культура должна находить красивые, эстетичные образы и ответы на вопросы дня сегодняшнего. Она должна создавать персонажей, которые видят, что там впереди – вон там, где «Русская цивилизация», где будущее, ради которого сейчас вот это вот все.

Мы должны по-хорошему показать это себе, да так, чтобы не стыдно было показать другим. Даже так – чтобы они сами захотели посмотреть это, чтобы это зацепило их так, как цепляют корейские дорамы или японское аниме.

Но нет – мы не создаем чего-то подобного. Давайте, укажите мне, что мы начали делать хорошие мультики – и я отвечу вам, что спору нет, но мультики для совсем маленьких. А не для тех, кому поднимать демографию сейчас.

Для этих людей у нас нет привлекательного образа, притягательного имиджа и картины будущего, где хочется жить самому и чтобы жили твои дети.

Наоборот, это будущее сокрыто свинцовыми тучами, оно не просматривается никак. Этакая сингулярность, через которую никто даже не пытается проложить хотя бы подобие архитектуры чего-то привлекательного.

Вектор существующего настройчика не будет способствовать рождаемости, вот на что я хочу указать.

Человек любит мечтать, и даже если ему плохо сейчас – но он видит, что все налаживается или не становится хуже, он начинает жить в этом завтра мыслями и чаяниями. Именно это помогало нам переживать жуть во все времена.

Но сейчас как будто этот вопрос и его важность вообще не понимают, словосочетание «больше хардкора» подходит как нельзя лучше.

Вопросы, которые давно назрели

Нам срочно необходима грамотная политика насыщения информационного поля чем-то долгоиграюще-позитивным, уменьшения депрессивного контента, детоксикации эфира и в целом – нам нужно обозначить перед людьми образ будущего.

Четкий, логичный – то, к чему мы стремимся. Материальные показатели в эстетической оболочке. И желательно при этом без мультиков с оружием и излишнего фантазерства. Чем реальнее, привлекательнее и достижимее это будет выглядеть, чем менее абстрактно будет восприниматься – тем лучше.

Нужно обозначить людям конкретное будущее и дать им ощущение, что мы уже почти дошли до вершины горы в настоящем. Это должно быть нечто долгосрочное, тщательно выстроенное.

Без этого наш моральный климат продолжит ухудшаться – и кто-то будет эмигрировать, кто-то не будет рожать, кто-то будет спиваться. С этим – к нам потянутся народы, пары захотят иметь много детей, и незачем станет заниматься саморазрушением…

Так что грамотное решение этой проблемы положительно повлияет не только на демографию: позитивный моральный климат – это базис успеха страны и ее населения,один из столпов ее привлекательности на международном уровне.

В следующей статье я рассмотрю иные аспекты демографической проблемы – и, как всегда, мне очень важно ваше мнение, дорогие читатели!