Среди вопросов, касающихся Украины, один из наиболее часто задаваемых – почему там не было после 1991 года сильного русского движения, которое бы не дало возможности прийти к власти неонацистам? На этот вопрос следует ответить так: движение было, но оно не было сильным по трем причинам. Во-первых, оно не получало почти никакой реальной поддержки от России – ни финансовой, ни даже моральной. Во-вторых, это движение подвергалось репрессиям еще с 1990-х годов, поэтому многие боялись в нем участвовать, а другие не участвовали просто потому, что знали, что оно будет в любом случае подавлено.

В-третьих, русскоязычное население Украины – а это до сих пор большинство населения этой страны (в том числе и Киев остается почти полностью русскоязычным городом до сих пор) – это население не русское, а уже советское, лишенное русского национального сознания, а часто и просто русофобское. И русофобское не только вследствие украинской пропаганды, но вследствие того, что оно ориентировано на «Европу» как свой «идеал» жлобско-потребительского общества. Этот тип людей вполне соответствует российским «либералам». Таким образом, основную массу русскоязычных Украины с самого начала составляли либо либералы, либо неосовки. При этом и те, и другие очень легко обрабатываются украинской идеологией в духе ненависти к России. Эти люди изначально не сочувствовали русскому движению на Украине, и поэтому это движение не могло стать массовым. Тем не менее оно реально существовало, и о нем стоит знать.

Начало русскому движению положили Форум гражданских сил Украины (Днепропетровск, 23 ноября 1991) и Конгресс интеллигенции Донбасса (Донецк, 24 ноября 1991 года), которые затем создали организацию «Гражданский конгресс Украины», зарегистрированный как партия 10 июня 1993-го. Её лидером был избран Александр Базилюк, кандидат философских наук, но в целом человек не яркий: демагог, а не организатор. К 1998 г. эта партия фактически исчезла, а её место заняла «Славянская партия» которая существовала с 1992 г. Её председателем до 2010 г. был все тот же А. Базилюк. Она дважды выдвигала Базилюка кандидатом в президенты Украины. В 1999 г. Базилюк был зарегистрирован кандидатом в президенты по решению Верховного суда, так как Центральная избирательная комиссия вначале вообще отказалась принимать подписи в его поддержку, а затем не засчитала половину из них. На 13 съезде партии 4 июля 2004 года Базилюк вновь был выдвинут кандидатом в Президенты. Как кандидат вел активную кампанию против В. Ющенко. Но сам голосов он набирал менее 1 процента.

В июне 1999 года было создано «Русское движение Украины» (РДУ), на базе которого была создана партия «За Русь единую», официально зарегистрированная в марте 2001 года. В 2002 г. изменено её название на партию «Русский блок». На украинских парламентских выборах 2006 года партия «Русский блок» поддерживала «Партию регионов», по спискам которой в Верховную Раду был избран 1 депутат. В Верховную Раду Крыма было избрано 12 представителей «Русского блока». В Севастопольский горсовет было избрано 5 представителей «Русского блока». В Киеве «Русский блок» выдвигал кандидатуру известного подвижника русского движения Олеся Бузины, убитого неонацистами в 2015 г. Эта партия была запрещена 13 мая 2014 года после прихода к власти неонацистов.

Я участвовал в русском движении с 1990-х годов и был членом партии «Русский блок» с самого начала её создания, общался с её главой – предпринимателем из Львова Александром Свистуновым. Партия была малочисленная, но состояла из людей идейных. Поэтому при условии финансирования её можно было бы легко «раскрутить» в большой проект парламентской русской партии, но  идеологическим структурам РФ это оказалось не нужно. Первое время ещё было какое-то мизерное финансирование, за счет которого у нас в Луганске даже несколько лет был офис областного отделения (глава его Александр Акентьев) в очень на скромной съемной квартире в доме напротив нынешнего кинотеатра «Русь» (тогда он назывался «Украина»). Была и своя газета, выходившая в Киеве. Но уже к середине 2000-х все это заглохло и исчезло.

Как и во времена православных братств Западной Руси периода борьбы с Унией, народ Малороссии стал на защиту своего русского языка и русского имени. Появилось много сильных авторов, чьи книги и публицистика не позволили умереть русскому сознанию Малороссии и подготовили народно-освободительное восстание 2014 года. Стоит упомянуть об одном из таких подвижников, который до сих пор, к сожалению, остается почти неизвестным. Это Владислав Карабулин, лидер русского движения на Луганщине, ставший в 1992 году одним из руководителей «Гражданского Конгресса Украины». Родом он был из казаков Станицы Луганской, предки его воевали в Белой армии, сам он окончил луганский истфак.

В статье со крайне смелым для 2003 года названием «Закат Украины» с подзаголовком «Самостийничество как идеология национального самоуничтожения» В. Карабулин писал: «В глазах самостийника “украинец” – понятие прежде всего политическое, предполагающее лояльность к определенной системе взглядов, пронизанной одним чувством, одной мыслью: ненавистью к русским, России, ее религии, культуре, истории, языку… Ибо идеология украинства – не национальная идеология; она жесткое политическое учение, стержнем которого является возведение в ранг “мировоззрения” русофобии… Любить Украину – значит жертвовать кацапской родней. Ни в одном национальном движении вы не найдете пункта, обязывающего ненавидеть своих детей, отца, мать, братьев, сестер. С этой точки зрения, украинский национализм – явление совершенно аномальное, не столько даже политическое, сколько клиническое. Подобный постулат – красноречивое свидетельство моральной ущербности его идеологов, их нравственной и человеческой патологии, ибо считает возможным и даже необходимым отвергать самое святое, что есть в человеческой жизни. Учение, базирующееся на такого рода установках, несет в себе очевидные признаки политического безумия и никакого отношения к “национальному возрождению” иметь не может. В этом и заключается подлинная тайна украинского национализма, тщательно скрываемая псевдонациональной демагогией, историческими фальсификациями и безудержной ложью. Если из украинского национализма извлечь русофобию, вся его идеология рассыплется, ибо ничего другого, кроме иррациональной ненависти к русским, она не содержит… Поэтому “украинцем” может стать всякий, кто принимает подобные условия вне зависимости от национальности. Недаром же среди украинских националистов так много инородцев: евреев, поляков, армян и, что самое знаменательное, русских. Все подобного рода деятели объединены не национальностью (многие даже не владеют мовою), а принадлежностью к определенному человеческому типу, отличительная особенность которого – полная “перевернутость” нравственных ценностей» (газета «Братья славяне», 2003, №5-6, г. Луганск).

В. Карабулин под псевдонимом «Сергей Родин» опубликовал три яркие книги: «Похищение Руси. “Украинцы”: их происхождение, подлинная история и реальное настоящее: Историческое расследование. (Курск, 2001); «Отрекаясь от русского имени. Украинская химера: Историческое расследование. Происхождение, подлинная история и реальное настоящее Украины и украинцев» (М., 2006) и «Украинцы: Антирусское движение сепаратистов в Малороссии 1847-2009» (М., 2010). Я читал эти книги еще в рукописи по просьбе автора в 2000 году. Публиковались эти книги под псевдонимом, поскольку В. Карабулину неоднократно поступали угрозы от украинских спецслужб об аресте или даже физической ликвидации.

Украинский нацизм – это следствие, а не причина. Причиной является духовное убийство народа, который забывает смысл своего существования и после этого уже легко ведется на любые обманы врагов Святой Руси. В ряду этих врагов рядом стоят и большевики, и их нынешние преемники – украинские нацисты. Современная Украина является ублюдочным порождением СССР – и не только потому, что эта республика создана Лениным в границах, указанных германским генштабом, но в первую очередь она является прямым продолжением «совка» по своему антихристианскому и паразитическому менталитету. И «украинизацию», и коллективизацию с диким голодомором организовали одни и те же люди: Чубарь, Скрыпник и им подобные чистокровные малороссы (под «чутким руководством» еврея Кагановича). В 1920-30-х большевики были одновременно и украинскими националистами. А после 1991 года продолжилось порабощение русского народа Украины западными кураторами марионеточной украинской власти. Поэтому и возрождение русского национального самосознания после 1991 года в Малороссии было не только национальным, но и духовным подвигом.

Автор: Виталий Даренский