В начале ноября президент Франции Эммануэль Макрон посетил Узбекистан и Казахстан. В ходе встреч с руководством стран особое внимание уделялось развитию двусторонних экономических отношений. По информации источников в правительстве Франции, на которые ссылаются многие СМИ, правительство Узбекистана выразило интерес к приобретению у Франции 24 истребителей Rafale.

Стоит отметить, что ВВС Узбекистана имеют небольшое количество истребителей МиГ-29 и около 20 штурмовиков Су-25. По данным кахастанских СМИ, министерство обороны Казахстана решило провести аукцион по продаже 117 истребителей, произведённых в СССР, включая МиГ-31, МиГ-27, МиГ-29 и тактические бомбардировщики Су-24.

Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин сомневается, что такое решение будет принято.

«Если посмотреть на номенклатуру самолётов, которые сейчас стоят на вооружении у Казахстана и Узбекистана, станет понятно, что они советского, российского производства со всем необходимым сопутствующим оборудованием, техническим обслуживанием, подготовкой лётного состава. Это процесс, требующий очень серьёзного и долгосрочного планирования с точки зрения военной доктрины, с точки зрения понимания того, как и для чего закупаются новые самолёты. Это серьёзный вопрос, который при этом ещё и сопряжён со значительными затратами», — считает он.

Притчин также рассказал, что военная доктрина узбекского государства не предполагает усиливать свои авиавойска, потому что задачи, которые решаются армией Узбекистана, носят локальный характер.

«Возможно, это попытки французских представителей ВПК пролоббировать своих производителей для того, чтобы расширить возможности для продажи в Центральной Азии. У Казахстана есть возможность закупать вооружения в рамках ОДКБ фактически по внутрироссийским ценам. Соответственно, есть возможность гораздо дешевле обновить свой авиапарк. В случае с Узбекистаном тоже нужно учитывать фактор наших тесных отношений в вопросах безопасности, в вопросах тех договорённостей, которые у нас есть. Остаётся вопрос, насколько узбекское руководство готово будет пойти на те шаги, помимо других технических, финансовых моментов», — резюмировал эксперт.

Директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков подчеркнул, что Франция ищет новые рынки сбыта.

«Мы видим, что Франция довольно активно пытается расширить своё присутствие на мировом рынке вооружений. Для Эммануэля Макрона это, в том числе внутриполитическая задача, учитывая, что лоббирование интересов французского ВПК должно приносить действующему руководству Франции определённые политические очки. В том числе учитывая, что в 2024 году предстоят выборы в Европарламент. Это тоже определённую роль может сыграть. Любое проявление сотрудничества между странами — это не единовременный шаг, это целый комплекс мер, который придётся принимать той стране, которая будет брать на вооружение новые типы оружия, закупать их у новых поставщиков. Для России это, может, не очень хорошая, не очень приятная новость: партнёры России по ОДКБ, если мы говорим о Казахстане, закупают вооружения не у России. При этом это не первый случай, когда Казахстан закупает вооружения у западных стран. Казахстан традиционно проводит многовекторную политику, неудивительно, что на военно-техническом сотрудничестве это тоже отражается. Реалистичная цель России в том, чтобы сохранять доминирующую роль в рамках этих поставок для Казахстана, но вряд ли у России получится быть абсолютным монополистом», — отметил Нейжмаков.

Однако некоторые эксперты высказывают сомнения в способности аэрокосмической компании Dassault Aviation удовлетворить в обозримом будущем запросы Узбекистана и Казахстана, так как мощности по производству Rafale уже забронированы на несколько лет вперёд — заказами от Хорватии, Египта, Франции, Индонезии и Объединённых Арабских Эмиратов.

В середине июля Совет по оборонным закупкам Министерства обороны Индии одобрил подписание контрактов на поставку индийским военно-морским силам 26 палубных истребителей Rafale М. Кроме того, Франция ведёт переговоры с Саудовской Аравией по контракту на 54 истребителя Rafale.