© KONSTANTIN KOKOSHKIN/GLOBALLOOKPRESS

Зампредседателя Госдумы России Пётр Толстой заявил, что введение ЕГЭ и ОГЭ было большой ошибкой, у которой до сих пор есть действующие авторы. Справедливый посыл. Однако, на мой взгляд, пришло время действовать – от слов переходить к реальным решениям по возвращению в страну отечественного как среднего, так и высшего классического образования.

Прав потомок классика русской литературы: компиляция Запада привела к «разрушению» нашего традиционного образования, которое было одним из самых лучших в мире.

«Большой ошибкой – и у этой ошибки до сих пор есть действующие авторы, – большой ошибкой было введение ЕГЭ, ОГЭ и натаскивание детей на тесты. И эта ошибка, конечно, разрушила ту ткань традиционного русского образования, которая существовала до революции и которая существовала в советской России», – сказал Пётр Толстой.

На мой взгляд, была допущена не ошибка, а самая настоящая диверсия против будущего России. Хотя итоги этого лицедейской компиляции мы видим уже не первый год. За последние пять лет страна, которая ещё в середине прошлого века была ведущей мировой державой в области научных разработок, потеряла 50 тысяч научных сотрудников.

«Основная проблема в России сложилась следующая: в течение последних пяти лет только Россия – никакие иные страны не потеряли столько работающих в научной сфере, – а Россия потеряла 50 тысяч человек. Сейчас, когда все говорят о том, что технологический суверенитет, будущее зависит от наукоёмких технологий, вопрос заключается в том, что Россия как государство упустило тех, кто может это делать», – говорит в свою очередь вице-президент РАН, председатель Сибирского отделения РАН Валентин Пармон.

И ситуация с каждым годом усугубляется – Россия всё больше отстаёт от ведущих технологических стран мира:

«Известно, что у нас расходы на науку стагнируют. Лет 14 примерно 1% ВВП, ну в реальном выражении они чуть растут. Но тем не менее это несопоставимо с тем, что тратят на науку другие страны, – сказал в беседе с Царьградом главный экономист госкорпорации развития ВЭБ.РФ Андрей Клепач. – Не только Корея, Израиль, США (США – 2,5% ВВП). В Китае, сейчас у них только что был съезд народных представителей, – 2,4% ВВП, в шесть раз больше, чем у нас. Поэтому одна из ключевых проблем – это не просто реиндустриализация, в смысле увеличения промышленной занятости. Не факт, что она в долгосрочном плане будет расти. Потому что тренд всё-таки на опережающее развитие сферы услуг. Но это всё-таки промышленность, как прикладная наука, и развитие наукоёмких производств».

Очевидно, что любой человек, а уж тем более умный и успешный, пытается найти «тихую гавань», где сможет реализовать свой потенциал. Приоритеты расставляет государство. По всей видимости, нынче они не в пользу умных и образованных:

«Поскольку наша страна, к сожалению, заняла позицию сырьевой в мировом сообществе, то понятно: чтобы качать сырьё, здесь большого ума не надо. Поэтому люди, которые устремлены в передовые технологии, оказываются не очень-то нам нужными, – добавляет завкафедрой стратегического планирования и экономической политики МГУ Елена Ведута. – Поэтому сказать, что недостаточно финансируют, я не могу. Её, нашу науку, финансируют ровно настолько, насколько в ней сегодня нуждается наше государство. Сырьевому государству наука не нужна вообще, поэтому ежегодно сокращаются расходы на науку, происходит деградация вообще научного потенциала. А без науки будущего у страны не будет. И вот здесь возникает вопрос, а с чего начать, если на сегодня у нас развалилось практически производство, мы являемся страной, зависящей от мировых цен на нефть, и как нам начинать развивать науку? Нам мой взгляд, прежде всего сегодня всё утыкается в развитие экономической науки».

Можно сколько угодно рассуждать про суверенитет, защиту национальных интересов, но если образование стало услугой, где главное – не знания, а натаскивание подрастающего поколения на тесты, то говорить, на мой взгляд, про уверенное будущее не приходится. Не слова, а конкретные решения должны стать основой нового ренессанса отечественного классического образования и фундаментальной науки. Без этого молодые и образованные будут убегать из страны, как это уже сделали десятки тысяч учёных. И начать надо с главного – отмены ОГЭ и ЕГЭ. Пора перейти, на мой взгляд, к решительным действиям в этом вопросе.

ЮРИЙ ПРОНЬКО