В детстве, когда я читала произведения русских писателей XIX– начала XX веков, в особенности произведения Лидии Чарской, то не могла понять, как и почему исчез тот чарующий мир девичьих институтов, гимназий, кадетских корпусов и почему наши школы так на него непохожи. Там в совершенстве знали языки, а у нас их знали только те, кто занимался дополнительно, там были танцы и гимнастика, а у нас хамоватая физкультура, там изящные «балансе», «гран рон», «шен англез», рождественские и пасхальные балы, а у нас гавканье «равняйсь!», «смирна-а-а-а!» и бессмысленная беготня по полю. Там игра на музыкальных инструментах, а у нас переписывание в тетрадь затхлых, провонявшихся нафталином советских песен. Там все друг к другу на «вы», причем уважение учителя к ученикам тоже было нормой, у нас: «я сказала, ты делай», «заткнись», «я — последняя буква в алфавите», «что, думаешь, ты тут лучше всех», «пошла вон из класса». Там домашнее задание делали по два часа, мы — до двух часов ночи.

Разумеется, та, дореволюционная школа, точнее Школа с большой буквы, осталась в прошлом, но ведь даже в советское время она не была таким беспросветным мраком как нынешняя. Да, было много ненужной идеологии и излишнее ломание детей через колено, превращение в покорное стадо, простите, дружный коллектив. Но при этом были знания, их получали именно в школе, не с репетиторами, не дома, а именно в школе. Был нормированный школьный день, не перегружавший детей, было и время для отдыха.

Ну а что у нас сейчас? В школу идут 6-7-летние дети. До революции, кстати, в гимназии поступали в 10 лет, детей не отрывали от семьи, читать, писать, считать учились в семье. Сейчас в школы идут дети 6-7 лет, но читать, писать и считать они должны научиться перед этим дома. А зачем же школа? Чему сейчас учат там первоклашек? В основном муштруют, что надо отступать столько-то клеточек и обводить вопрос в условии задачи карандашиком, а если не обведут или не отступят клеточки, то всё, конец света, на то, что ответ и решение правильные, никто не смотрит. Писать красиво, каллиграфически, малышей никто не учит. Учить — не учат, но требовать —требуют и некрасиво прописанные буквы подчеркивают красным цветом. Зачем подчеркивать? Вы же учителя! Научите!

Дети столь маленького возраста нынче еще и выбрасываются в школы на 5-6 уроков. Зачем так много? Зачем в 7 лет сидеть в школе с 8:00 до 13:45? Вообще, это неправильно и не согласуется ни с каким санитарными нормами. И это, нужно сказать, новшество. Мы столько времени проводили в университете, а в школе по 6 уроков у нас бывало только в 9-11 классах, и то не каждый день. Что же за «ценнейшие» предметы изучают дети? Из нужного там только русский язык, литературное чтение, математика, иностранный язык и окружающий мир. О качестве оных скажу позже. А что же составляет остальное? А остальное – неведомый бред, который никому не нужен, ничего не развивает, никого не учит. Рассмотрим детально:

«Разговоры о важном». Если перевести с бюрократического на русский, то это изнасилование детских душ советскими мифами и легендами. Молодая гвардия, Зоя Космодемьянская, пионеры, октябрята. Осталось только Павлика Морозова достать со свалки истории и притащить на урок к семилетним детям. Ни разу эти разговоры не затронули дореволюционную историю, русские традиции, праздники, культуру, что-то светлое, радостное жизнеутверждающее. Господа учителя, ну пожалуйста, имейте хоть какой-то вкус. Если вам так неймется рассказать детям о какой-нибудь гвардии, ну расскажите о Белой или о Гвардейских полках РИА.

«Орлята России» – это разговоры о важном 2.0. Абсолютно бессмысленное нечто.

«Функциональная грамотность». Я честно пыталась понять, что это и зачем, но я не смогла. Я не понимаю. Всезнающие ребята Яндекс и Гугл тоже ничего вразумительного на сей счет не говорят.

«Основы православной культуры». Мне нравится идея такого предмета, но не нравится воплощение. Дети просто сидят уставшие на этом шестом уроке и потом не помнят, что там было. Они не учат молитвы, не читают Библию (хотя бы детскую), а ведь можно было бы вести такой предмет не менее интересно, чем историю.

«Музыка» – предмет для галочки. Для отчетности. На бумаге дети ее изучают, на уроке сидят, но на деле просто переписывают в тетрадь старые советские песни. Если ребенок тянется к музыке – ведите его в музыкальную школу. И только так.

«ИЗО» – еще один предмет для галочки. Дети просто рисуют в своих альбомах кто что хочет. Их не учат держать кисть, работать с разными красками, разной техникой рисования. И близко ничего такого. Если ребенок хочет научиться рисовать и любит это дело, то тут только в художественную школу.

«Технология» – сестричка «ИЗО» и кузина «Музыки». Уставшие дети сидят на шестом уроке и пытаются что-то склеить из цветной бумаги. Задумка хорошая, рукоделие в жизни не помешает, но шестой урок и общая усталость все что угодно сделают скучным и бесцветным.

«Психология». Вы знаете, пожалуй, если бы у меня в шесть лет каждый понедельник начинался с рассказов о «Молодой гвардии», пытках, голоде, блокаде, войне, пионерии, то мне тоже понадобилась бы психология, если не психиатрия.

«Физкультура». Да, разумеется, детям необходимо двигаться, а не только сидеть за партами. Но ведь можно же и здесь проявить вкус, поступить элегантно, изящно. Зачем физкультура? Зачем эти построения и марширование строем? Зачем, наконец, нормативы? Вы просто хотите, чтобы дети позанимались спортом или муштруете солдат? Почему нельзя заменить пресловутую физкультуру бальными танцами, классической хореографией, фехтованием, теннисом, борьбой? Думаю, многие родители согласились бы даже доплатить, если бы их дети имели возможность заниматься чем-нибудь вышеперечисленным в стенах школы и в качестве урока…

Итак, я насчитала девять бессмысленных предметов. Если бы вместо них дети могли уйти домой раньше, то у них было бы достаточно времени для того, чтобы нормально пообедать и сходить в музыкальную школу (3-4 часа в неделю), художественную школу (2 часа в неделю), на танцы или спорт, на кружок робототехники и т.д.

Что остается в сухом остатке? По-настоящему важные предметы, которые преподаются очень странно. Мне никогда не понять, почему литературное чтение изучается в форме тестов. Тесты, нужно сказать, идиотские и лично я считаю, что составлены они людьми крайне далекими от литературы. Читают дети мало, редко учат стихи наизусть. Тесты, тесты, тесты…

Математика и русский язык. Тоже тесты. Ошибкой считается зачастую не неправильный ответ, не неверный ход решения, а не то количество клеточек, которое отступили между примером и задачей или не так обведенный карандашиком вопросик в условии. Это всё нелогично, ненормально, нечеловечно, но это именно так.

С иностранными языками ситуации в принципе очень странная. Они есть в школах, их преподают, количество часов иногда не уступает количеству часов русского языка, но при этом учителя не могут научить, а дети – научиться. Классический случай: все дети занимаются с репетиторами иностранным языком. По своему опыту могу сказать, что знаю языки ТОЛЬКО потому что учила их в языковых школах, где преподавали носители языка. В противном случае я бы не знала ничего кроме «My name is Elizabeth. I live in Russia. London is the capital of Great Britain». Так учат. Не умеют. До революции умели, сейчас — нет. Здесь назревает вопрос: если у учителя иностранного языка подавляющее большинство учеников занимается с репетиторами и ходит в языковые школы, то не должен ли такой учитель сознаться в своей абсолютной некомпетентности и прекратить преподавание? Но нет. Вместо этого многие учителя предлагают заняться репетиторством со своими же учениками. Они не научили ваших детей в школе и предлагают не научить еще раз, уже за ваши деньги.

И это только младшая школа, но чем старше класс, тем больше маразма испытывают на себе дети. В 6-7 классе сейчас некоторые сидят и по 8 уроков. 8 уроков! Уму непостижимо! А потом еще и домашние задания, которые вся семья делает до двух часов ночи.

Бессмысленной нагрузкой завалены не только ученики, но и учителя. Они и рады бы нормально работать, делать свое дело, просто учить детей, но вынуждены заполнять 1000 и 1 отчет, бланк, бумажечку, причем большую часть этой чуши учителя вынуждены заполнять и прописывать уже дома, в свое свободное время. Зачем? Вы думаете, Ушинский писал бесконечные отчеты? Или он все-таки выполнял свои прямые обязанности? Почему вообще нельзя убрать эту неразумную бюрократию из школы? Программы, форма проверки знаний, оценивание учителям тоже кажутся неправильными, но никто не может ничего поделать с этим.

Урок рисования в Смольном институте

К сожалению, дела в школе обстоят в целом печально. Дети нагружены бессмыслицей, устают и утомляются на уроках, которые ничего не дают, имеют ограниченное количество времени на те занятия, которые им действительно интересны, которые разовьют их как личность. Об отдыхе даже не говорю… Но что меня удивляет больше всего, так это то, что никто и никогда не возмущается подобной ситуацией. Ни учителя, ни родители детей, ни директора школ. Все видят, знают и понимают, что Министерство образования делает глупости, но прямо сказать об этом никто не хочет. Если какая-нибудь учительница сфотографируется в купальнике, то общественность наша поднимает такой вой, что вся Вселенная содрогается, а тут никто ничего не видит, никто ничего не знает, никто ничего не слышит и ничего-ничего не скажет. Где в данном случае все педагоги года, омбудсмены, родительские комитеты, депутаты и прочая, прочая, прочая?

Вполне закономерно, что в этой ситуации многие переводят детей на домашнее образование, семейное обучение, создают камерные учебные заведения, где дети учатся по программе русской классической школы. Почему такая программа не распространяется на все школы России – очень хороший вопрос, вразумительного ответа на который у меня нет.

Очень хочется верить, что однажды школьное образование в России вернется к здравому смыслу. В противном случае, если всё останется, как есть, вместо знаний, навыков и развития талантов дети будут получать в школе только переутомления и неврозы. Нам всем это точно надо?

От добра добра не ищут. Быть может пора уж возвратиться к той классической русской школе, которая дарила нам Пушкина, Столыпина, Циолковского, Сикорского, Чайковского, а не продолжать губительные эксперименты по выращиванию очередных «инстасамок» и Милохиных?

Автор: Елизавета Преображенская