Накануне минувших выходных президент Украины Зеленский с незапланированным визитом посетил Одессу, чем сразу же породил множество слухов касательно истинных целей своего приезда.

Как сообщают в украинских СМИ, поездка Зеленского в Южную Пальмиру — это знак того, что регион готовят к отражению наступления российских войск.

«Усиление ПВО под предлогом охраны портов — это легенда. Главная цель усиления ПВО в регионе совсем другая», — сообщают украинские источники.

На самом деле, киевский режим обеспокоен растущей нелояльностью окраин, всё чаще задумывающихся над тем, что без диктата Банковой им жилось бы намного лучше. И в этой ситуации Одесса наиболее яркий, но далеко не единственный пример.

Так, намедни стало известно, что глава военной администрации Николаева (по сути, губернатор) Виталий Ким имеет собственные политические амбиции и даже готов возглавить некий политпроект, чем до смерти напугал чиновников Офиса президента (ОП).

Но вернёмся в Одессу. В последнее время до Киева регулярно доходят слухи о, скажем так, нелояльности местных элит и пророссийских настроениях самих одесситов. Проще говоря, Одесса ждёт, когда наша армия освободит её из-под гнёта украинских националистов. И это вовсе не нарративы российской пропаганды, как заявили бы наши западные экс-партнёры.

По данным из украинских источников, власти региона регулярно и всеми доступными им средствами устраивают скрытый саботаж решений ОП. Поначалу в Киеве списывали это на банальные коррупционные схемы и нежелание делиться с вышестоящим руководством, но с усилением тревоги по поводу всё чаще появляющихся сведений о готовности ВС РФ провести в Одессе некую десантную операцию, действия одесских властей начали приобретать совсем иные характеристики.

Что любопытно, данными о планах нашего Генштаба с Зеленским регулярно делятся кураторы из MI-6, которые не далее как месяц тому назад сообщили украинцам, что на случай, если война продлится и в 2024-м, Кремль якобы подготовил план захвата пяти областей Украины. И одним из наиболее приоритетных направлений называется одесское.

Поговаривают даже, что Банковая хочет полностью заменить всё руководство города и области на выходцев из Центральной и Западной Украины или хотя бы на условно «киевских» или «львовских».

Так что одесский вояж Зеленского вызван не только и не столько необходимостью инспекции местных оборонительных сооружений и сверки планов по быстрому реагированию ВСУ в момент наступления ВС РФ, которое, по слухам, может состояться в ближайшие полгода, сколько изучением и попыткой купирования сепаратистских настроений местного населения.

Более того, возьму на себя смелость утверждать, что внезапный Зе-визит в Одессу является свидетельством страха Киева перед возможностью распада Украины.

И дело даже вовсе не в якобы планируемой Москвой операции по освобождению Одессы, в которую в Киеве с подачи лондонских друзей верят, похоже, больше чем у нас. А в том, что в условиях войны, когда многим, особенно прифронтовым областям, приходилось и приходится выкручиваться самостоятельно, на Украине как-то само собой появилось некое отчуждение от центральной власти. Мол, прожили же как-то без помощи Киева во время войны, значит, и в мирное время тем более проживём.

И такой латентный сепаратизм наблюдается не только в Одессе или Николаеве, но и в Харькове, Днепропетровске и, что самое интересное, на Западной Украине. Да-да, галичанские политики всё чаще поглядывают в сторону Польши.

И даже, несмотря на возможную смену власти в Варшаве в результате прошедших накануне выборов, во Львове и Тернополе надеются, что польский курс на возвращение восточных кресов — пяти западноукраинских областей — останется неизменным. Так или иначе в единство Украины по итогам нынешней войны не верит уже никто, кроме самых отбитых оптимистов.

«Империя Зе» явно трещит по швам. И как-то сдерживать центробежные силы удаётся лишь благодаря войне. Да и судьба самого бывшего комика непосредственно связана с продолжительностью военного времени. Зеленский буквально стал «президентом войны», в том смысле, что сроку его власти осталось ровно столько же, сколько ещё продлятся боевые действия.

Не так давно он и сам это признал, пусть и в несколько витиеватой форме. Беседуя с очередным западным, кажется, румынским журналистом Зеленский заявил, что пока идёт война, он не оставит свой пост и будет баллотироваться на второй срок, чего в условиях мира делать бы не стал.

Так что, как ни крути, война осталась единственным источником его власти. Как пишет телеграм-канал «ЗеРада», война обеспечивает ей небывалые валютные вливания, медийную монополию, силовой диктат, возможность ограничить права и свободы граждан до необходимого власти минимума.

В этой же логике, продолжение войны — прямо противоположно интересам как Украины в целом (особенно, если говорить об интересах украинского народа), так и отдельных её регионов. И пусть проявления вышеупомянутой тенденции под общим лозунгом «прочь от Киева» являются пока лишь первыми и, откровенно говоря, ещё весьма слабыми признаками грядущих перемен, именно они будут определять украинские политические тренды в самом ближайшем будущем.

И в этом смысле битва за Одессу, которая, как оказывается, уже фактически началась, безусловно, становится битвой за всю Украину.

Алексей Белов