Квадратики с изображением различной техники на долгое время стали визитной карточкой обложки советского журнала «Моделист-конструктор». Глядя на них можно было сразу сказать, о чем будет номер журнала. Удобно это было…
«Вижу, что вам не были чужды
советские журналы «Техника молодёжи»,
«Моделист-конструктор», «Юный техник»,
«Наука и жизнь» и вам было ведомо,
как соединить две металлические детали
при помощи паяльника…»

ROSS 42 (Юрий Васильевич)

Воспоминания о минувших временах. В предыдущих материалах этого цикла уже шла речь о той пользе, которую приносили советские научно-популярные журналы. Но вот чем они и как помогали конкретно, тут опыт у каждого, наверное, был разный. Кому-то они помогали больше, кому-то меньше, хотя по-любому играли положительную роль.

Так уж получилось, что мне в наследство от родственников, переехавших в другой город, досталась целая куча журналов «Техника-молодежи», «Юный-техник» и «Юный натуралист» за самый конец 50-х годов. И хотя до 1962 года сам я ничего не читал, даже от просмотра в них иллюстраций получал огромное удовольствие. А еще дед мой выписывал журнал «Огонек». И было так, что в одном из них была фотография кубинских солдат с чешскими автоматами ZB с магазином в пистолетной рукоятке.


В журнале «Техника-молодежи» № 6 за 1957 год начал печататься роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». И хотя сам этот журнал попал ко мне в руки лишь где-то осенью 1963 года, интереснее он от этого ничуть не стал!

А мы, мальчишки с улицы Пролетарской, в то время главным источником информации имели кино и телевизор. Но свое самодельное оружие делали на основе там увиденного. То есть «немецкий автомат с ручкой и палочкой», «русский автомат с диском».

И тут вдруг я заявляюсь на очередную «войнушку» с автоматом с «одной палочкой». «Так не бывает!» – тут же закричали «двухпалочные» и «барабанщики» и… Я прямо-таки с ликованием в душе повел их к себе во двор и вынес на крыльцо журнал с этим цветным фото.

Как говорится – против лома нет приема. Пришлось ребятам с моим «кубинским автоматом» смириться!


Продолжение «Туманности…» роман «Час Быка» тоже увидел свет на страницах «Техники-молодежи», № 11 – 1968 г.

В 1964 году старые журналы я все просмотрел, прочитал и попросил маму выписать мне «Ю-Т», затем я уже сам начал покупать в газетном киоске журналы «Моделист-конструктор», «Горизонты техники для детей» (польский), «Малый моделяж» (польский), а где-то в 1968 году мне уже выписали и «Технику-молодежи».


В этом же номере печатался материал про НЛО…

Самое интересное, что мне очень нравились изображения и описания тамошних самоделок, но… я практически не одну даже не попытался повторить. Все время мне чего-то для этого не хватало. То материалов подходящих не было, то инструменты были «не те». Словом, ситуация с этим журналом была такая: видит око, да зуб неймет.

Вот ТВ-передача московского телевидения «Сто затей двух друзей» была мне полностью по силам. И фотоаппарат из спичечного коробка, и модели кораблей, опять же, из спичечных коробков, оклеенных цветной бумагой – все это было сделано, и не раз.

Даже аэроплан «Илья Муромец» из спичечных коробков и тот был сделан, и более того, весь оклеен «серебряными бумажками» от шоколадных конфет. Стойки крыльев были из спичек, так что в целом самоделка для игры получилась, хотя моделью «это», конечно, назвать было нельзя.

Но нельзя и сказать, что «Юный техник» не принес мне никакой конкретной, практической пользы. Принес и ещё какую!


Очень нравились рисунки и фотографии самоделок, печатавшиеся на страницах «ЮТ». Все время мечтал сделать такие же. Но… не делал. Все время что-нибудь мешало! Вот такая стационарная ракета описывалась в номере 4 за 1965 год…

А было так, что в номере 4 за 1965 год я прочитал о том, как изготовить гидравлический экзаменатор. Вот он какой – на странице из этого журнала внизу…

Продолжение рассказа про «экзаменатор»

Помнится, этот материал просто тягостно поразил мое воображение, и мне захотелось его сделать, но… почему-то я его не сделал.

И вот прошло много лет, оказался я на работе в сельской школе и в 1978 году вспомнил про этот материал. И на основе этой разработки сделал свой собственный «электронный экзаменатор». В нем было пять колонок для вопросов, по пять вопросов в каждой. Пять цветных лампочек соответствовали оценкам от 1 до 5. Нужно было выбрать один правильный ответ среди 5.

Использовать мы его стали на уроках истории, физики, иностранного языка. Написал я о нем в местную районную газету, потом в областную, затем в «Советскую Россию».

Ну и понятно, когда меня принимали в партию, то это мне тоже засчиталось. Так что пользу мне эта статья в «ЮТ» принесла очевидную и несомненную!


Очень интересный рассказ Анджея Чеховича «Правда об электрах» тоже был опубликован в «ЮТ» номер 3 за 1967 год, стр. 38

В журнале «Техника-Молодежи» лишь однажды были даны выкройки из бумаги для изготовления модели танка Т-28. Непонятно, каким чудом их занесло на его страницы, но так было. Хотя и один раз.

И опять-таки – делать я его не делал, но воспользовался проекциями исторической серии, когда в 1980 году делал на Всесоюзный конкурс на лучшую игрушку модель танка «Борец за свободу». Как-никак третье место модель там получила. И премию 150 рублей.

Но зато этот журнал был для меня неисчерпаемым источником информации о… пришельцах из космоса. «Баальбекская веранда» и «плато Наска» – все статьи из «Антологии таинственных случаев» я буквально проглатывал. И больше того – вырезал и подшивал.

В итоге накопил материалов на интереснейшую лекцию, которую и стал читать по линии ОК ВЛКСМ с лета 1975 года. Причем я же ничего не выдумывал! Все, о чем шла речь, было опубликовано в журнале ЦК КЛКСМ, а печатное слово в СССР очень уважали.

Единственно, что я себе позволял, так это ответ на вопрос о том, а где же эти пришельцы находятся сейчас. Когда меня об этом спрашивали, я замогильным голосом отвечал: «Мы ещё летим обратно!»

Однако столь скрупулезный сбор материала по теме сыграл со мной скверную шутку.

Заметил, что число контактов с пришельцами из космоса растет с каждым годом, но все они какие-то странные, а сами пришельцы – разные до безобразия и двух одинаковых среди них практически не встречается. То есть, можно подумать, что у нас пасется их целое стадо со всей Галактики, чего, разумеется, просто не может быть. А раз так, то все это «бред сивой кобылы». В итоге в пришельцах я разуверился и больше лекций о них никогда не читал.


Вот такие статьи, например, можно было запросто брать оттуда, своими словами близко к тексту пересказывать – вот тебе и готовая лекция!

Статья о доисторических пришельцах на Земле…

Но опять-таки, «Т-М» мне очень даже пригодился в сельской школе.

Понадобилось оформлять класс. А как? Чем? Вот я и придумал нарезать историческую серию «Т-М», посвященную советским тракторам и сделать на основе этих иллюстраций стенд. И оказался он более чем к месту, и всех посещающих и инспектирующих он очень даже радовал. То есть вроде бы мелочь, но приятно.


Очень хотелось поучаствовать в конкурсе «Космос», о котором «Моделист-конструктор» писал постоянно. И… когда стал работать на ОблСЮТ, мне это удалось!

Журнал «Моделист-конструктор» – какая от него была практическая польза, кроме информирования?

Купил первый же номер и… тут же начал делать модель глиссера, чертежи которого там давались. И вроде бы простой он был, но сделать его я так и не сумел.


Первый купленный номер «Моделиста» был зачитан буквально до дыр!

Но зато он стал первым журналом, где вышла моя статья. Вторая… Первую не напечатали.

Посвящена она была моделям кораблей из пластилина. Дело в том, что в 10-м классе я вместе с одним своим товарищем сделал чуть ли не метровые модели пластилиновых кораблей, и мы устроили с ними сражение на реке. Один имитировал линкор «Куин Элизабет», другой – «Бисмарк». Стреляли мы по ним из выточенной на токарном станке пушки шариками от подшипников (это были снаряды) и торпедами (карандаши).

«Сражение» было очень интересным, фиксировалось на фотопленку, и закончилось взрывом «пороховых погребов» на «Бисмарке», который в результате и утонул. И вот увидела в сенях нашего старого дома этот корабль моя молодая жена, очень удивилась, что он из пластилина, и… первая предложила мне о нем написать в «М-К». И я ей продиктовал текст, а она его очень четким почерком переписала. Но… надо было перепечатать, а нам это в голову не пришло. Приложили фото, я начертил схемы и технологию изготовления.

Мне ответили, что «статья передана рецензенту», и на этом все и закончилось. Вот так моя попытка 1975 года и не удалась. Но зато стала успешной попытка в 1980…

Ну а потом там был опубликован уже целый ряд статей, то есть с него мне был вполне приличный заработок, хотя и не частый.


Ну, а приложение к «Юному-технику» стало «моим журналом» надолго. Сейчас уже и не вспомнить, сколько там было опубликовано моих самоделок

Ну а как итог, могу сказать, что роль всех этих журналов в то время просто трудно переоценить. Даже в тех случаях когда по ним ничего человек не делал, вот как я, например, они давали много сведений, пищу для размышлений и развития интеллекта.

Наличие таких журналов создавало такую прекрасную развивающую среду, так что ребенок, имея их, особо и не нуждался в том, чтобы получать какую-то ещё информацию дополнительно.

Важно, что и сегодня интересные детям журналы востребованы. Сужу об этом по тому, что вижу в соседней с моим домом Областной детской и юношеской библиотеке. Там выписывается довольно много журналов периодики, включая такой журнал, как «Мир техники для детей». Дети приходят читать его туда постоянно.

Спрашивал их, почему они не попросят выписать его им на дом. А мне отвечают, что… родители им говорят «нечего дом замусоривать». «Хочешь читать – ходи в библиотеку!» «Нет денег». Причем на покупку мобильного (и дорогого!) телефона деньги у них есть, а вот на развивающий детский журнал – нет!

Плоды такого «воспитания» этим людям еще доведется пожать, ну а пока умненькие дети читают журналы в библиотеке, а глупые пялятся в один только лишь экран своего мобильного. Однако этого для развития интеллекта явно мало.

Автор:
Вячеслав Шпаковский