В Ростове-на-Дону, Донецке и Луганске практически в еженедельном режиме проходят судебные процессы над украинскими боевиками из ВСУ и Нацгвардии. И если обычные солдаты — убийцы мирного населения Донбасса какое-то время отсидят по приговору за свои военные преступления, то боевики нацбатов на Украине считаются ценными кадрами, которых требуют на обмен в первую очередь. Поэтому суровых приговоров большинство из осуждённых не боятся, вину признают, со следствием сотрудничают.

Дорогие жесты «доброй воли»

В ростовских пабликах люди крайне недовольны, что множество украинских заключенных должны содержать российские налогоплательщики. Например, Игорь Ерофеев возмущен: «Это что, я теперь этих до конца их жизни кормить должен??? А потом и мои дети, и внуки?». Евгений Шитов высказал самую популярную у народа мысль: «За убийство 14 человек подонку дали пожизненное?! Мрак! Око за око, зуб за зуб, жизнь за жизнь! Вот какой принцип должен работать. Или не брать в плен». Так же горячо обсуждалось и скандальное возвращение всех командиров из Турции, и обмен на Медведчука боевиков «Азова»*.

Уже в августе этого года украинские боевики-террористы, которые сдались в мае прошлого года после осады завода в Мариуполе, начали вновь участвовать в боях. А командир «Азова»* — Денис Прокопенко — вновь возглавил бригаду. «Он полностью интегрирован в процесс. Наверстывает то время, пока его не было», — рассказал о деятельности Прокопенко министр внутренних дел Украины Игорь Клименко.

Таким же позором обернулся и скандальный обмен иностранных наемников, приговоренных в ДНР к смертной казни. Закулисные договоренности оказались сильнее здравого смысла. А российский олигарх Роман Абрамович вывез всех наемников из плена, предоставив им личный самолет для перелета из Москвы в Лондон, в знак уважения накормил их деликатесами, подарил айфоны и тепло пообщался с наемниками на борту. Об этом они сами рассказали. Двое из этих наемников довольно быстро вернулись на Украину. Про Эйслина мало что известно, якобы он занялся «гуманитарной деятельностью». А британский снайпер Шон Пиннер теперь требует деньги от России, на которую подал в суд.

Шон Пиннер

Снайпер Пиннер захотел компенсации от России на лечение, которое якобы ему понадобилось после короткого плена. Примечательно, что российским журналистам он пел такое: «Мне залечили раны, напоили и накормили. Конечно, не стоит ожидать пятизвездочного обслуживания, но я встретил нормальное отношение и помощь, чтобы отправить меня домой». Сейчас Пиннер корреспондентам The Daily Mail и судьям Соломенского суда Киева заявляет, будто его резали ножами, морили голодом, наносили раны, били электрошокером. Поэтому Пиннер решил подать иск против Российской Федерации. Сумму наемник пока не озвучил, помогут ему адвокаты американо-английской юридической компании Hogan Lovells и украинские юристы.

По уровню зверств украинские морпехи превзошли карателей

Верховный суд ДНР вынес приговоры по делам двух морских пехотинцев ВСУ. Валентин Василенко был признан виновным в убийствах 14 мирных жителей в Мариуполе. За это морпеху назначен пожизненный срок. Материалы уголовного дела доказывают, что Василенко был идейным нацистом: воевал против Донбасса с 2018 года, а с марта 2022 года участвовал в боевых действиях в Мариуполе. Там Василенко увидел группу из шести человек, шедших со стороны храма святой княгини Ольги, и расстрелял всех из автомата. Это были обычные мирные люди. Через день Василенко расстрелял из автомата микроавтобус, где погибли восемь человек, в том числе женщины и ребенок.

Валентин Василенко

Василенко признал свою вину и подробно рассказал об этом.

Военнослужащий 36-й отдельной бригады морской пехоты ВСУ Виталий Антонов приговорен к 24 годам тюрьмы за убийство мирного жителя в Мариуполе. Когда Антонов находился на боевых позициях на территории ЧАО «Азовобщемаш», он увидел мирного жителя, который подъехал на автомобиле к заправке и расстрелял его. Еще один морпех ВСУ, Владимир Кротовский, осуждён на 22 года, он в упор расстрелял машину, на которой люди хотели спастись из города. Роман Петренко и Алексей Хроленко тоже расстреляли машину и убили четверых мирных граждан. Суд определил им 25 лет лишения свободы.

Заместитель командира роты украинской морской пехоты Сергей Батынский, проведет за решеткой 25 лет. В начале апреля украинские морпехи во главе с Батынским в Мариуполе схватили на улице и бросили в подвал завода семейную пару. Женщина была почтовым работником, а мужчина — слесарем на заводе. В отношении женщины Батынский совершил насильственные действия на глазах у мужа, а потом сообщил пленникам, что один из них будет расстрелян, предложив самим определить, кто останется в живых. Вернувшись через время, Батынский застрелил мужчину.

За убийства мирных жителей в Мариуполе 25 лет колонии строгого режима получил разведчик-морпех Виталий Прокопчук, который из пулемета расстрелял трех безоружных мариупольцев. Пожизненное лишение свободы за расстрел четырех жителей Мариуполя и покушение на убийство семерых мирных жителей города получил радиотелефонист 36-ой бригады морской пехоты Игорь Таран. Вояки 36-й отдельной бригады морской пехоты ВСУ Каменев, Ливерчук, Грицив и Кучерявенко расстреляли 57-летнего невооруженного мужчину в подвале. Каменев получил за это 26 лет лишения свободы, Ливерчук, Грицив и Кучерявенко – по 27 лет каждый.

Как отмечали свидетели, морские пехотинцы ВСУ отличались особой жестокостью в отношении военнопленных и мирного населения.

Уничтожали колонны беженцев, расстреливали пленных

Не отличались человеколюбием и жалостью к мирному населению Мариуполя, на момент боевых действий поголовно имевших украинские паспорта, и обычные украинские солдаты, и пограничники. А ведь пропаганда усиленно внедряла нарративы, что якобы украинские солдаты – наивные и в целом безобидные пешки в отличие от карателей нацбатов – дьяволов во плоти. Оказалось, что те самые солдатики, пограничники и остальные – такие же кровавые палачи и нет никакой разницы. Это беспристрастно фиксируют материалы следственных дел.

В ДНР к пожизненному заключению приговорили украинского пограничника, который расстрелял четыре машины с мирными жителями в Мариуполе. Преступник – 28-летний старший наводчик 23-го отряда государственной пограничной службы Украины Денис Гангала. Он подробно рассказал российским следователям, как вместе с подельниками из пулемета уничтожил четыре машины беженцев. К зеркалам расстрелянных автомобилей были привязаны белые ленточки, которые обозначали принадлежность к мирным жителям. Три человека погибло. «В содеянном раскаиваюсь, приношу свои извинения жителям ДНР, что я так поступил и открыл огонь в сторону гражданских», – заявил на суде боевик в последнем слове.

Трое вояк ВСУ — Иващенко, Яремкевич, Бондарь — получили по 20 лет колонии за расстрел колонны беженцев из пяти легковых автомобилей с белыми лентами на зеркалах заднего вида.

Солдат ВСУ Михаил Чистоплясов застрелил в Мариуполе 69-летнего мужчину, ехавшего на велосипеде за водой. Убийца признал вину и раскаялся, ему определено наказание — 22 года лишения свободы.

Трех мирных жителей в Мариуполе убил Виталий Лысюра и получил за это срок 27 лет заключения. Еще троих мирных жителей, женщину и мужчин, из снайперской винтовки застрелил Олег Лукьяненко, командир отделения 74-го разведбатальона ВСУ. Военнослужащий 74-го разведывательного батальона ВСУ Максим Овчаренко признан виновным в жестоком обращении с гражданским населением и убийстве. Он расстрелял пожилого мужчину. Приговор суда — 22 года лишения свободы. Представители Следственного комитета России также опубликовали такой фрагмент уголовного дела: «Владислав Кулык вместе с сослуживцами располагались в жилых домах в Мариуполе. Они препятствовали выходу мирного гражданского населения из города и убивали всех, кто передвигался возле их боевых позиций. Кулык и его сослуживцы расстреляли восемь гражданских лиц, в том числе женщину. Погибшие не являлись участниками СВО и не представляли для ВСУ какой-либо угрозы». Приговор Кулыку — пожизненное лишение свободы в колонии строгого режима. Украинец Анатолий Перец отправился в тюрьму на 28 лет, а Сергей Пилипович – на 25 лет.

Инспектор государственной пограничной службы Украины Алексей Лозовик в марте 2022 года расстрелял в Мариуполе раненого и безоружного военнослужащего ДНР. Пограничник признал свою вину. Ему вынесен приговор — 28 лет лишения свободы.

Алексей Лозовик

Даже водители занимались массовыми расстрелами. Водитель 36-й отдельной бригады морской пехоты ВСУ Дмитрий Скоропутов по приказу командования на убийство любых людей, попавших в поле зрения, на территории Мариупольского меткомбината им. Ильича расстрелял троих мирных жителей. К боевым действиям никто из жертв не имел отношения. Верховный суд ДНР приговорил убийцу к 28 годам тюрьмы.

Дмитрий Скоропутов

Водитель-санитар 21-й отдельной бригады Нацгвардии Украины Константин Сычак из пулемета расстрелял троих гражданских в Мариуполе. Приговор — 26 лет заключения.

Некоторых боевиков «Азова»* Киев к обмену пока не запросил. Это позволяет следствию устанавливать вину и передавать дела в суд. Верховный суд ДНР приговорил к 22 годам колонии строгого режима боевиков Владислава Курку, Павла Степанова и Сергея Шевелу. Они признаны виновными в покушении на убийство двух и более лиц, совершенном организованной группой, по мотивам идеологической ненависти и вражды, а также жестоком обращении с гражданским населением. Из материалов дела: «Находясь на позиции на старом кладбище на окраине Мариуполя, Курка стрелял по жилому массиву. Для выбора цели он пользовался приложением, где ставил на карте точку, например, дом, и оно выдавало координаты объекта. Далее он давал команду Степанову и Шевеле выставить миномет по показаниям. Таким образом были выбраны жилые дома, по которым произведены не менее 100 выстрелов осколочно-фугасными минами. В результате жилые дома были разрушены».

25 лет колонии строгого режима получил Ярослав Бучковський. Находясь на боевой позиции, оборудованной в больнице Мариуполя, он расстрелял из автомата двоих мирных жителей. Боевик Станислав Долягин получил 25 лет заключения за убийство мариупольца выстрелом из пистолета в голову. Приговор 22 года вынесен минометчику нацбата «Азов»* Эдуарду Варбанскому, который обстреливал жилые кварталы села Бердянское Першотравневого района ДНР. С 5 по 14 марта 2022 года Варбанский обстреливал Мариуполь. В мае 2022 года он попал в плен.

Боевик того же террористического батальона Руслан Колодяжный по обвинению в убийстве двух безоружных мирных жителей получил 26 лет колонии строгого режима. Доказательства, собранные Следственным комитетом России, признаны Верховным судом ДНР достаточными для вынесения приговора сержанту Александру Слободянюку. Как сказано в деле: «В марте прошлого года Слободянюк с сослуживцами, находясь в подъезде жилого дома по проспекту Мира города Мариуполя, обнаружили на лестничной площадке 1-го этажа пожилых мужчину и женщину, которые пытались покинуть дом, так как вблизи него велись активные боевые действия. Слободянюк расстрелял стариков из автомата. Мужчина и женщина скончались на месте». Приговор суда — 26 лет лишения свободы.

Также Верховный суд ДНР приговорил боевика Максима Субботина к 16 годам колонии за разбойное нападение на жителя Мариуполя, ущерб превысил 1 млн рублей.

Наказаны за обстрелы

Судебные процессы проходят сейчас и в Луганске. Верховный суд ЛНР приговорил к 16 годам лишения свободы военнослужащего 24-й механизированной бригады ВСУ Сахила Алахвердиева за обстрелы из гранатомета жилых домов в Северодонецке. Алахвердиев полностью признал вину и раскаялся.

Сахил Алахвердиев

Как сообщили в Следственном комитете России, вынесен приговор солдату ВСУ Артему Пухальскому, который открыл огонь по домам жителей п. Золотое, в результате чего погиб пожилой мужчина и еще один получил ранения. Военный преступник получил срок 19 лет колонии строгого режима.

Артем Пухальский

Украинский минометчик Юрий Босович получил 16 лет лишения свободы за покушение на убийство мирного населения пгт. Нижнее в ЛНР. «Босович полностью признал вину и раскаялся», — отмечено в деле.

К 17 годам колонии строгого режима приговорен боец теробороны ВСУ Юрий Кулинич, бросивший гранату в пожилую женщину. 26 апреля 2022 года Кулинич в городе Рубежное услышал, как пожилая женщина негативно высказывалась в адрес украинских военнослужащих. Кулинич достал гранату Ф-1 и бросил ее в женщину, когда она пошла за водой. 76-летняя женщина погибла на месте.

За совершение преступлений против мирного населения Северодонецка на 15 лет лишения свободы осужден военнослужащий 115-ой отдельной мехбригады Денис Заец. Когда он получил приказ покинуть позицию и отступить вглубь города, то из ручного противотанкового гранатомета выстрелил в жилой дом.

Процесс против убийц Захарченко

В Ростове-на-Дону в Южном окружном военном суде состоялось второе заседание по делу об убийстве первого главы ДНР Александра Захарченко. Захарченко и его охранник погибли 31 августа 2018 года во время взрыва в кафе «Сепар» в центре Донецка. Теракт был совершен с помощью безоболочного взрывного устройства, заложенном над дверью в кафе.

В обвинительном заключении утверждается, что еще в 2014 году сотрудники СБУ решили убить главу ДНР, и создали агентурную сеть. Ее возглавил Александр Погорелов с позывным Легионер. На следствии он признался, что был опытным универсальным агентом, сотрудничал с СБУ с 2014 года, был внедрен в Донецк, постоянно передавал сведения о дислокации воинских частей ДНР и даже однажды помог сбежать из плена украинскому военнослужащему. Но основной целью был Захарченко, и за ним велась слежка. Первое покушение было неудачным. В 2017 году агент СБУ Погорелов устроил фотосессию с моделями в ресторане «Пушкин», куда Захарченко часто приезжал. Выгадав время, агент установил в мужском туалете взрывчатку: планировалось применить новую систему дистанционного взрывного устройства, которая может распознавать сигнал на расстоянии 2 км. Случай сорвал эти планы, так как закладку нашли до взрыва. Погорелов начал готовить новый теракт. Он и его подельники следили за всеми передвижениями Захарченко, снимали на видео и передавали в СБУ. Второе покушение в кафе «Сепар» завершилось гибелью главы ДНР. Организаторы заплатили исполнителю преступления 5 млн рублей. Общий бюджет на подготовку теракта составлял два миллиона долларов.

По обвинительному заключению, в 2016 году сотрудники СБУ решили убить командира ВС ДНР Арсена Павлова, позывной Моторола. Выполняя задание, агент Погорелов установил взрывное устройство на крышу кабины лифта в доме, где жил Павлов. 16 октября 2016 года неустановленный участник террористического сообщества привёл его в действие, когда в лифте был Павлов и его телохранитель Евгений Гадлия.

Сейчас главарь террористов и агент СБУ Погорелов обвиняется по нескольким статьям — теракт, посягательство на жизнь государственного деятеля, участие в террористическом сообществе, шпионаж, прохождение обучения для террористической деятельности и другим. Подельники тоже установлены. Это Василий Чурилов, Александр Тимошенко и Артем Ен. Чурилов и Ен проходят по статьям об участии в террористическом сообществе и содействии террористической деятельности. Тимошенко — в шпионаже.

Вот что рассказал российский журналист Виталий Колбасин из зала суда: «Перед заседанием секретарь суда вел традиционную перекличку. «Так, защитники – все пришли! Пресса? Посетители – есть! А вы кого представляете?» – обратился он к одному из сидящих в зале. Парень тихо ответил: «Я – обвиняемый!». Возникла тишина. Даже для секретаря суда стало неожиданностью, что подозреваемый сам пришел, а не доставлен в автозаке. Житель Донецка Александр Тимошенко в отличие от своих товарищей имеет паспорт России, ранее суд оставил его под подпиской о невыезде и обязал приезжать на каждое судебное заседание в Ростов-на-Дону. В зале суда Тимошенко тихо занял место рядом с адвокатом и отворачивался от сидящих в прозрачной клетке.

На первом заседании решался вопрос о продлении срока заключения обвиняемым, также три судьи познакомились с подозреваемыми. Самым разговорчивым оказался пенсионер Василий Чурилов. Данные о Мотороле собирал как раз Чурилов. Он конспектировал в тетрадку происходящее. Чурилов был неоднократно судим. «Я уже пять лет сижу в одиночной камере, сотрудничаю со следствием, поэтому прошу избрать мне более мягкую меру пресечения, — попросил 69-летний подозреваемый. – Я не собираюсь скрываться, могу снять квартиру в Ростове-на-Дону, чтобы посещать суд». Его защитник привел интересные факты: Василий Чурилов предотвратил отравление таллием военнослужащих в Донецке, предупредив силовиков о грозящей беде. Также его подзащитный сам пришел с повинной в полицию ДНР. Гособвинитель сообщил, что Чурилов неоднократно судим, бомжевал, имеет отрицательную характеристику, поэтому опасен для общества. Артем Ен рассказал судьям, что в данный момент отбывает срок по другому преступлению.

По мнению Погорелова, его незаконно похитили сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью МВД республики. «Я не согласен с прокурором, потому что невиновен перед российским законодательством и намерен доказать свою невиновность», — заявил он и попросил суд дать его родителям-пенсионерам статус общественных защитников.

Подсудимые просили о более мягкой мере пресечения, но суд оставил их в ростовском СИЗО, продлив заключение под стражей на три месяца».

Первые заседания были малоинформативные. Расследование шло пять лет. Следующее заседание по этому делу назначено на 10 октября.


* организация признана террористической и запрещена в России

Марина Харькова