ФОТО: SYRIAN PRESIDENCY KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBALLOOKPRESS

Широкая пропаганда Китая в арабском мире началась с визита сирийского лидера Башара Асада в Поднебесную, где он не был почти 20 лет. На переговоры о большой экономике и политике он прибыл на самолёте, предоставленном лично Си Цзиньпином. О том, как Вашингтон теряет влияние на Ближнем Востоке, играя в нулевую игру с Пекином, и какую непредсказуемость в китайско-сирийское светлое будущее вносит непрекращающееся насилие, – в материале Царьграда.

Китай поможет

Разрушенные сирийские города буквально взывают об инвестициях. Китай годами помогал странам Средней Азии развивать инфраструктуру, наращивать производственную мощь и даже бороться с терроризмом. Только в мегапроект «Один пояс – один путь», который затрагивает всю территорию региона, были вложены десятки миллиардов долларов. К слову, в прошлом году Сирия присоединилась к этой инициативе. Причём Пекин не вмешивался во внутренние дела партнёров, что влияло на его репутацию положительно. Но чего греха таить, за дружбу с Китаем богатым полезными ископаемыми среднеазиатским странам пришлось платить, а из-за растущих долгов некоторым правительствам приходилось отдавать в собственность КНР свои добывающие и производственные объекты.

Китай обеспечил 28% роста ВВП во всём мире с 2013 по 2018 год и по сей день сохраняет за собой статус ведущего торгового партнёра более чем 120 стран. После официального окончания пандемии ФБР и британская MI5 совместно объявили Пекин «крупнейшей долгосрочной угрозой нашей экономической и национальной безопасности». А то, что Пекин выступает на одной геополитической сцене с Москвой, которая не значится его естественным союзником, на Западе и вовсе воспринимают как презрение.

Трамплин на Ближний Восток

Возвращаясь к сирийскому вопросу, следует признать, что за годы гражданской войны, а затем и полномасштабного международного конфликта страна действительно погрузилась в разруху и хаос. Мирное население гибнет, инфраструктура разрушается, а поводов для оптимизма остаётся всё меньше. Но Сирия обладает серьёзным потенциалом энергетических ресурсов, чего не скажешь о Китае. За счёт развития возобновляемых источников энергии Дамаск способен обеспечить свою энергетическую независимость. Например, сирийские власти уже давно практикуют получение электричества из солнечной энергии. И на этом фоне надежда на совместное и многообещающее будущее представляется уже в более реалистичном ключе, тогда как западные пропагандисты вещают о политическом характере встречи Асада с китайским лидером.

ВИЗИТ АСАДА В КИТАЙ – ВЕСОМАЯ ВЕХА В РАЗВИТИИ СИТУАЦИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ. ФОТО: © LIU BIN XINHUA/GLOBALLOOKPRESS

Политолог Сергей Марков полагает, что визит Асада в Китай станет огромным прорывом в дипломатическом признании, прежде всего со стороны стран арабского мира.

Хотя более важный прорыв состоялся раньше, когда Сирия во главе с Асадом была восстановлена в Лиге арабских государств и были восстановлены отношения с такими крупными странами арабского мира, как Саудовская Аравия, ОАЭ и другие,

– сказал эксперт в беседе с Царьградом.

Потепление в отношениях с Саудовской Аравией и ОАЭ напрямую связаны с работой по восстановлению территориальной целостности, а привлечение иностранных инвестиций, да ещё и в условиях западных санкций, может перезапустить сирийскую экономику.

Сейчас у Пекина есть возможность укрепиться в Сирии, поскольку там разруха, а инвестиций мало. У Китая же довольного много свободных денег, которые он может бросить туда и создать там такой китайский плацдарм. Поэтому они приветствуют участие Китая в восстановлении своей экономики. Но Китаю это тоже выгодно, потому что у него недостаточно энергетических ресурсов, а имея хорошие отношения со странами Ближнего Востока, можно обезопасить себя,

– отметил политолог.

Но готов ли Пекин взять на себя риски, осознавая непредсказуемость сирийской проблемы? Скорее всего, да, поскольку Китай – это гигантский нейтралитет в мировом сообществе. И занять прагматичную позицию в отношении региональных держав благодаря накопленному опыту не составит труда. Нельзя исключать, что Сирия станет трамплином Китая на Ближний Восток. Но насколько полезными окажутся его усилия по политическому урегулированию в долгосрочной перспективе, придётся наблюдать.

Антиамериканский визит

Ни для кого не секрет, что американцы активно поддерживают противников сирийского лидера Башара Асада. Об оккупации территории страны и блокировании доступа к её собственным нефтяным месторождениям также известно всему миру.

В глазах Вашингтона этот визит выглядит как экспансия Китая, как антиамериканский визит. Американцы оккупируют важную часть Сирии, поскольку там находятся нефтегазовые ресурсы, которые составляют как раз огромную долю сирийских инвестиций. Кроме того, США и Китай уже практически в игре с нулевой суммой, рассматривают друг друга большими соперниками, не имеют общих целей,

– резюмировал Марков.

Да, торговую войну между Китаем и США никто не отменял. Однако экономика, построенная на принципах многополярного мира, выглядит куда более гуманистичной для развивающихся стран. Американского Ближнего Востока с прекращением войн мы можем больше не увидеть, ну а это уже не только освободит национальные ресурсы, но и приведёт к ослаблению позиций Вашингтона, подливавшего масла в огонь ближневосточных конфликтов.

ОЧЕВИДНО, ЧТО И РОССИЯ ПОЛУЧИТ СВОИ ВЫГОДЫ ОТ СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ С СИРИЕЙ. НО ГЛАВНОЕ, ЧТО У СИРИЙСКОГО НАРОДА ПОЯВЯТСЯ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЖИЗНИ. ФОТО: © YAO DAWEI XINHUA/GLOBALLOOKPRESS

Что это значит для России

При поддержке авиации России сирийским войскам удалось освободить более 400 населённых пунктов. В ходе военной операции России в Сирии было сохранено не только правительство Башара Асада, но и нефтегазовые поля, захваченные ранее боевиками.

Как заявил политолог, специалист по межнациональным отношениям Евгений Михайлов, то, чего добились в Сирии наши войска, во многом поспособствовало приезду Асада в Китай спустя 19 лет. По его словам, Москва и Пекин практически являются партнёрами по противодействию мировому глобализму в лице США.

Заход Китая на Ближний Восток в любом случае произойдёт не без участия интересов России. Сирийский народ хорошо относится к России, и тот факт, что Москва в 2016 году вступилась за него, способствовал вниманию Китая к этой стране. У Китая есть свои планы по заходу в регион, и Сирия – один из оптимальных вариантов. Опять же с целью выдавить США экономическим путём, ослабить их влияние там и лишить возможности добывать нефть,

– подчеркнул он в комментарии к ситуации для Царьграда.

Безусловно, визит Асада в Китай – огромный шаг к его политическому признанию на Ближнем Востоке. Поддержка китайской стороны может стать для региона знаком сменить стратегический курс.

Очевидно, что Асада не смогли убрать с мировой арены и его поездка в Китай – показатель странам региона, где кто-то уже начинает его признавать, а кто-то пытается манипулировать ситуацией. Поддержка Асада со стороны Китая, где далеко не все ближневосточные лидеры принимаются с такой помпой, – это, безусловно, знак, что ситуация меняется и нужно менять стратегических партнёров,

– уточнил Михайлов.

30 сентября 2015 года ВКС России нанесли первый удар по позициям террористов в Сирии, когда конфликт находился в критической точке и буквально несколько дней отделяло страну от уничтожения. Тогда для Москвы выдалась отличная возможность продемонстрировать военную мощь и внести свой вклад в борьбу с терроризмом. Россия спасла Сирию, и теперь у неё появился шанс оказать сопротивление силовой политике в отношении развивающихся стран, прежде всего влиянию Вашингтона и Брюсселя на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.

ИВАН ЕВСЕЕВ