Всё ближе 1 октября – день, когда украинские женщины-медики и фармацевты должны будут явиться в военкоматы и встать на военный учёт. Многие женщины-медики уже имеют военные билеты – им придётся обновить о себе информацию и пройти медкомиссию. Но если медики и ранее всегда были военнообязанными (правда, в последние годы на Украине на это не особо обращали внимание, строгого контроля не существовало), то для фармацевтов перспектива стать военнообязанными и уехать на фронт стала неприятной неожиданностью.

Далее случилось то, что вполне можно было предсказать заранее – начался исход женщин–медиков и фармацевтов из незалежной.

Вполне справедливо опасаясь того, что с 1 октября власти закроют выезд из страны и для них, как сделали это для всех мужчин призывного возраста, женщины не стали ждать.

Массово увольняются фармацевты, собственники аптек уже сегодня жалуются на нехватку десятков тысяч сотрудников. Многие врачи и медсёстры успели подтвердить свои дипломы в Евросоюзе, а те, кто не успел, уезжают и сделают это потом – в любом случае без работы украинские врачи, медсёстры и фармацевты не останутся. Ведь в Европе острый дефицит медицинского персонала, а зарплаты начинаются от полутора – двух тысяч евро. Причём в некоторых странах, таких как Италия, Эстония и Польша, их готовы принимать на работу и без знания языка.

На сегодняшний день нет электронного реестра медиков и фармацевтов, поэтому на границе никто не может определить специальность уезжающих. Однако появление такого реестра – только вопрос времени, так что запрет на выезд не за горами.

«Пока нет электронного реестра военнообязанных, невозможно идентифицировать медиков и фармацевтов и по профессиональному признаку не выпустить их за границу. Но как только такой реестр появится, ситуация резко изменится, и многие женщины действительно могут стать невыездными. А так как проект по созданию электронного реестра военнообязанных уже в Раде, многие женщины-медики ускоренно готовятся к выезду за границу, тем более что во многих странах у них есть неплохие перспективы устроиться на работу по специальности», – говорит глава Всеукраинской ассоциации агентств по международному трудоустройству Василий Воскобойник.

За покидающих Украину женщин можно не беспокоиться – работу они найдут и вряд ли захотят возвращаться домой. Но с кем останется Украина? И если оставаться будет не с кем, останется ли сама Украина на карте мира?

Соб. корр. «ОР».