ФОТО: LI GANG/XINHUA/GLOBAL LOOK PRESS

Президент США Джо Байден уже неоднократно был унижен отказом китайского лидера Си Цзиньпина провести двустороннюю встречу. Американская печать даёт понять, что знает причину китайского отказа и что КНР устранила препятствия к диалогу. К чему всё идет в отношениях между Китаем и США? Царьград попытался разобраться.

Зачем «ушли» министра обороны?

Вся мировая пресса полна разговоров о пропаже министра обороны Китая Ли Шанфу, которого не видели на публике с 29 августа. Политики и эксперты теряются в догадках о причинах того, почему Ли Шанфу «пропал с радаров». Наиболее часто повторяющаяся версия гласит, что он якобы заподозрен в коррупции. Но американское агентство Bloomberg намекает, что знает истинную причину исчезновения главы китайского оборонного ведомства.

Исчезновение Ли из поля зрения общественности может помочь возобновить военные переговоры на высшем уровне между сверхдержавами

— указывает агентство, имея в виду США и Китай. Какая здесь связь?

Напомню контекст, в котором развивается этот геополитический детектив с участием Китая и США. Пропавший Ли Шанфу был широко известен ещё до того, как возглавил Минобороны Китая. В сентябре 2018 года США ввели против него санкции по причине, насколько известно, участия Ли Шанфу в  сотрудничестве с Россией в оборонной сфере.

С другой стороны, Пекин заморозил связи с Вашингтоном на высшем уровне в отместку за поездку бывшего спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань летом 2022 года — задолго до того, как Ли занял свой пост в марте этого года. Отсутствие связей между лидерами двух стран, по словам Bloomberg,

вызывает опасения, что столкновение  двух ядерных держав в Южно-Китайском море может перерасти в более широкий конфликт, который будет иметь катастрофические последствия для региона и мировой экономики

Китайцы, со своей стороны, до сих пор отказываются возобновлять контакты с США на высшем уровне, пока с министра обороны Китая не снимут санкции. И вот этот-то министр и пропал.

ЛИ ШАНФУ, ПРОПАВШИЙ МИНИСТР ОБОРОНЫ КИТАЯ. ФОТО: BRITTA PEDERSEN/DPA/GLOBAL LOOK PRESS

Соломоново решение

С приходом Ли усилия по возобновлению переговоров зашли в тупик. Китай назвал санкции (против Ли Шанфу) препятствием, которое должно быть устранено до того, как могут состояться какой-либо обмен и сотрудничество

— пишет Bloomberg. США со своей стороны тоже уперлись. В мае Вашингтон заявил, что у него нет планов снимать ограничения с главы Минобороны КНР. В связи с этим американское агентство отмечает, что «отстранение Ли Шанфу устранило бы одно серьёзное препятствие на пути переговоров на военную тематику после того, как Пекин поставил их возобновление в зависимость от отмены США санкций в отношении Ли Шанфу».

Если верить Bloomberg, то получается, что многочисленные отказы Си Цзиньпина встретиться с были обусловлены исключительно требованием Китая снять санкции с министра обороны. Похоже, Си Цзиньпин не поехал в Нью-Дели на саммит G20 ещё и потому, что хотел избежать необходимости пересекаться с президентом США. Из рассуждений Bloomberg можно также сделать вывод, что Пекин, оставаясь непреклонным в своих требованиях и не получая на них положительной реакции из Вашингтона, загнал себя в тупик.

Как, впрочем, и США. Bloomberg подводит читателя к мысли: поскольку обе страны всё же нуждаются в переговорах, то выходом из этого тупика стало смещение Ли Шанфу с поста министра обороны. Этот шаг КНР (читаем в подтексте), мол, позволяет обеим сторонам сохранить лицо и одновременно сесть за стол переговоров.

Новый поворот

Байден с июня этого года четыре раза направлял чиновников своей администрации в Пекин, чтобы «восстановить линии связи и подготовить почву для переговоров двух лидеров». Но те возвращались домой ни с чем.

И вот — новый поворот. После , где Байден ждал и не дождался Си, возникает новая возможность для встречи. Это саммит АТЭС в Сан-Франциско, который намечен на 11–17 ноября этого года. Bloomberg сообщает в связи с этим со ссылкой на «людей, знакомых с подготовкой Китая к встрече», что советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан и министр иностранных дел Китая Ван И встретились в минувшие выходные, «чтобы обсудить возможную встречу Си с Байденом на саммите АТЭС».

Эта новость, как кажется, ставит всё на свои места и почти объясняет «пропажу» китайского министра обороны. Его отсутствие, получается, реально открывает дорогу к встрече лидеров Китая и США. Американцы ограничиваются намёками на то, что Си сознательно устранил главу Минобороны, чтобы убрать препятствия для диалога с Байденом, и оставляют простор для вариантов.

Теперь Китай, похоже, создал более благоприятные условия для переговоров на высшем уровне, даже если это не входило в намерения Си, — считают в Bloomberg. — Любое изменение, связанное с уходом Ли, избавляет Байдена от необходимости делать неловкий выбор между военной стабильностью в отношениях с Китаем и уступкой требованию его ключевого конкурента.

Турбулентность в Китае?

Ли Шанфу стал вторым министром, которого внезапно лишили должности в последнее время. В июле так же внезапно был смещён со своего поста министр иностранных дел Цинь Ган. Кроме того, по сообщениям западной прессы, этим летом были уволены два генерала ракетных войск — и тоже без объяснения причин. Bloomberg  отмечает, что

хотя нет никаких признаков того, что правление китайского лидера сталкивается с какими-либо серьёзными проблемами, инвесторы и правительства обеспокоены такой турбулентностью, поскольку Пекин становится всё более непонятным

«Это посылает плохой сигнал об управлении Китаем, — приводит Bloomberg оценку Донгшу Лю, эксперта по китайской политике в Университете Гонконга. — Эти проблемы усиливают опасения, что Китай нестабилен и непредсказуем. Это также может вызвать опасения по поводу политической стабильности».

Вероятно, непонимание Вашингтоном реального состояния внутренних дел в КНР и домыслы о «нестабильности» китайского руководства реально заставляют администрацию США нервничать и искать ответы на вопросы, намерен ли Китай вторгаться на Тайвань. Но, с другой стороны, публичные размышления на предмет турбулентности в Китае являются неплохим фоном для нагнетания Штатами напряжённости вокруг тайваньской проблемы.

НАМЕРЕН ЛИ КИТАЙ ВТОРГАТЬСЯ НА ТАЙВАНЬ? ВОТ ОСНОВНОЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ СЕЙЧАС ВОЛНУЕТ США. ФОТО: YANG JICHENG/XINHUA/GLOBAL LOOK PRESS

Не случайно Bloomberg акцентирует внимание на том, что «в минувшие выходные Китай направил рекордное количество боевых самолётов (103) в район Тайваня, что является последним напоминанием о напряжённости в районе пролива».

Мир пытается выяснить, хочет ли Си Цзиньпин вторгнуться на Тайвань… И способна ли китайская армия вообще выполнить такую задачу

— пишет Bloomberg, полностью снимая покровы с истинных интересов США.

Что с того?

Вашингтон, считая , ставит перед собой цель как минимум подорвать экономическое лидерство КНР, а как максимум – разрушить её с помощью войны, которую он намерен вести силами своих союзников в Юго-Восточной Азии — Японии, Южной Кореи, а также Австралии и, вероятно, других стран, которые США смогут вовлечь в эту авантюру. Проверка способности и готовности Китая к такой войне, к которой сам Пекин не стремится, и является целью американцев. Именно это — основной вопрос, который администрация Байдена хочет выяснить во время встречи с Си Цзиньпином.

Китайцы это тоже понимают, и не в их интересах, чтобы у американцев появилась какая-либо определённость на сей счёт. Пусть боятся — так меньше шансов, что они начнут войну. И потому, думается, вопрос об участии Си в саммите АТЭС в Сан-Франциско остаётся открытым, несмотря на то что американцы преподносят это как уже почти решённый вопрос.

ИГОРЬ ПШЕНИЧНИКОВ