F-35B LIGHTNING («МОЛНИЯ») II. ФОТО: PETTY OFFICER 3RD CLASS MICHAEL/GLОBALLООKPRЕSS

В США завершилась двухдневная трагикомедия с улетевшим в неизвестном направлении истребителем-бомбардировщиком F-35 Корпуса морской пехоты (USMC). Обломки самолёта обнаружили в двух часах езды от базы, с которой он улетел. Высокотехнологичная империя, стремящаяся проецировать силу по всему миру, оказалась неспособна засечь неуправляемый самолёт, а затем и найти место его крушения. Китаю точно следует взять на заметку эту историю. Подробности читайте в материале Царьграда.

Официальные лица заявили, что обломки были обнаружены в округе Вильямсбург, примерно в двух часах езды к северо-востоку от объединённой базы Чарльстон.

Никаких пояснений в связи с гибелью самолёта не последовало, лишь это:

Корпус морской пехоты занят сбором дополнительной информации и оценкой ситуации. Мы не можем предоставить дополнительные подробности, чтобы сохранить целостность следственного процесса

Несмотря на отсутствие содержательных комментариев, ряд выводов из ситуации сделать всё-таки можно и даже нужно.

Самолёт-зомби

Инцидент произошёл в минувшее воскресенье, 17 сентября, когда пилот F-35B Lightning («Молния») II катапультировался в небе над штатом Южная Каролина. Что побудило американского лётчика покинуть машину стоимостью около 85 миллионов долларов, пока не известно. Летун госпитализирован, а его состояние оценивается как стабильное.

Как бы то ни было, после того как «кожаный мешок» бросил высокотехнологичное изделие Lockheed Martin, ситуацию взял под контроль бортовой компьютер, и истребитель продолжил полёт. В неизвестном направлении. По опять же неустановленной причине транспондер (устройство, посылающее сигнал в ответ на принятый сигнал) F-35 оказался выключен, а засечь его радарами тоже не получалось.

В результате у компетентных лиц возникло нехорошее предчувствие: что над страной летает самолёт-зомби, который не видят ни гражданские, ни военные радары. Корпус морской пехоты обратился к местным жителям с просьбой сообщать обо всех самолётах, которые будут падать в пределах чьей-либо видимости.

Призыв вызвал взрыв возмущения у конгрессвумен от Южной Каролины Нэнси Мейс, которая высказала всё, что думает о подобной эффективности военных и их отношении к вопросам безопасности.

Как, чëрт возьми, можно потерять F-35? Как может не быть никаких устройств слежения? И мы что: просим общественность найти самолëт и сдать его?

– написала политик в соцсети.

ФОТО: СКРИНШОТ ПОСТА НЭНСИ МЕЙС

Модель F-35B имеет штатную дальность полёта 1670 км, так что искать его можно было на очень большой площади. Более того: в зоне досягаемости машины оказывалась даже Куба. Поклонники фейков успели вбросить сообщение, что самолёт якобы приземлился в аэропорту Гаваны. Как он мог сесть без пилота на чужой аэродром во враждебной США стране, любители дезы уточнять не стали.

ФОТО: СКРИНШОТ ПОСТА В СОЦСЕТЯХ

Более серьёзные лица предполагали, что «Молния» могла булькнуть в одно из двух местных озёр — Молтри или Марион, расположенных к северу от города Чарльстон и одноимённой Объединённой базы.

Но всё оказалось проще. Истребитель упал на пустыре, да так ловко, что его крушение никто не заметил. Без пилота машина продержалась в воздухе совсем недолго.

РУССКИЕ СОЦСЕТИ НЕ МОГЛИ ОСТАТЬСЯ В СТОРОНЕ. ИНТЕРНЕТ НАПОЛНИЛСЯ МЕМАМИ ПО ПОВОДУ ПРОПАВШЕГО САМОЛЁТА. ФОТО: СКРИНШОТ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛА «НОС«

Не впервой

Военные самолёты в мире падают систематически. Если это происходит в ходе учений, дело, как правило, ограничивается потерей машины, реже – гибелью лётчиков. Если ЧП происходит во время авиашоу, могут погибнуть и зрители на земле. Ситуации, когда машина продолжает полёт без пилота, редки, но случаются.

Наиболее известными инцидентами такого рода являются:

  • посадка истребителя-перехватчика F-106 Delta Dart в 1970 году на кукурузном поле;
  • смертельный полёт МиГ-23 в 1989 году.

Спокойно катался по полю

В первом случае самолёт в ходе учебно-тренировочного полёта попал в плоский штопор. Пилот Гэри Фауст решил не рисковать жизнью и катапультировался. Но толчок, который сообщила самолёту сработавшая катапульта, вывел его из штопора, и машина перешла в состояние горизонтального полёта.

Наблюдавший за происходящим из кабины своего истребителя напарник Фауста посоветовал катапультировавшемуся коллеге «вернуться обратно в самолёт», поскольку с ним всё в порядке. Но болтавшийся под куполом парашюта лётчик уже не мог последовать совету остряка-напарника. Избавившись от пилота, перехватчик мягко спланировал на заснеженное кукурузное поле.

Прибывший на место шериф обнаружил, что двигатель F-106 по-прежнему работает, отчего рождённая летать машина тихонько ползёт по заснеженной пашне. Правоохранитель связался с авиабазой Макклеллан, откуда ему посоветовали ничего не трогать и просто дать самолёту выработать остатки топлива.

Повреждения истребителя были столь незначительными, что позднее его отремонтировали и вернули в строй.

F-106 DELTA DART. ФОТО: WIKIMEDIA.ORG

900 км без пилота

В 1989 году полковник Николай Скуридин вылетел на МиГ-23 с военного аэродрома Багич на северо-западе Польши. После взлёта возникли проблемы в работе двигателя. Некоторое время Скуридин пытался спасти машину, но на высоте 150 метров решил катапультироваться.

Вопреки ожиданиям истребитель не рухнул, а продолжил лететь под управлением автопилота в западном направлении. Двигаясь на малой высоте, машина пересекла Восточную, а затем и Западную Германию. Нарушителя заметили, лишь когда он вошёл в бесполётную зону американской базы Состерберг в Нидерландах. Два F-15 ВВС США осуществили перехват бесхозного «МиГа».

Приблизившись к советскому самолёту, американские пилоты обнаружили, что в нём никого нет. Доложив о ситуации, они получили приказ сбить машину над Северным морем. Однако МиГ изменил направление полёта и направился в Бельгию.

Пока на земле думали, что делать, самолёт пролетел Бельгию и взял курс на Францию, но к этому времени в его баках закончилось топливо (в целом без пилота МиГ преодолел более 900 км).

Не дотянув десяти километров до франко-бельгийской границы, в десять часов утра МиГ-23 рухнул на жилой дом, где как раз после успешно сданных экзаменов отсыпался 19-летний студент. Молодой человек погиб, а инцидент в итоге привёл к громкому дипломатическому скандалу.

МИГ-23. ФОТО: EUROLUFTBILD.DE/GLОBALLООKPRЕSS

Выводы на будущее

Соединённые Штаты — сильнейшая в военном отношении держава планеты. Авианосные ударные группы и сеть из почти тысячи военных баз, огромный флот транспортных самолётов большой вместимости дают Вашингтону беспрецедентные возможности проецирования силы по всему земному шару. Однако инцидент с F-35 показывает, что противник США, который сможет создать базу в непосредственной близости от американской границы, увидит перед собой не стальную стену непробиваемой ПВО, а практически ничем не защищённое подбрюшье, где отсутствует сплошное радиолокационное покрытие, а место крушения самолёта обнаруживают не высокотехнологичные спутники, а фермеры на пикапах.

Россия вряд ли сможет воспользоваться этой возможностью в сколь-нибудь обозримой перспективе. А вот Китаю, пожалуй, стоит запомнить этот момент. Тем более что в американском истеблишменте набирает популярность идея провести свою СВО, введя войска в Мексику. А значит, некоторые латиноамериканские страны получат дополнительный стимул к плотному сотрудничеству с Пекином.

ВЛАД ШЛЕПЧЕНКО