NIKOLAY GYNGAZOV/GLOBALLOOKPRESS

Можно ли лечить людей по протоколу или это исключительно индивидуальный процесс? Приживутся ли в России одинаковые для всех медицинские стандарты? Что по этому поводу думают опытные врачи? Поговорим об этом с профессором Владиславом Шафалиновым.

Вопрос качественной медицины в России является приоритетным. По словам главы Минздрава Михаила Мурашко, наши отечественные технологии в здравоохранении производят «вау-эффект» на представителей зарубежных стран на международных форумах. Люди видят и их ценовую доступность, и высокую технологичность, что разворачивает их в сторону России, подчеркнул Мурашко.

Во время Всероссийского совещания по актуальным вопросам развития системы оказания первичной медико-санитарной помощи министр заявил, что когда коллеги из ЮАР увидели, как развиваются технологии в России, это произвело на них мощный эффект. Хотя до этого они ориентировались в основном на западные технологии.

Немаловажной для развития отечественной медицины является и подготовка будущих кадров. В этом году конкурс в медицинские вузы страны составил 12 человек на одно место. По всей видимости, пандемия и внимание к медицине сделали врачебную специальность привлекательной и интересной для молодёжи, отметил Мурашко.

Конкурс составил практически 12 человек на место, это на 15% на бюджетные места больше, чем в прошлом,

— сказал министр в беседе с журналистами.

По его словам, в подведомственные Минздраву организации были зачислены порядка 29 тысяч человек.

Вместе с тем, как мы знаем, существуют и медицинские стандарты, медицинские требования к лечению пациентов, как лечить ту или иную болезнь. Время от времени их обновляют, дополняют. Помогает ли это в работе нашим медикам или только создаёт дополнительную нагрузку на врачей? Об этом ведущая «Первого русского» Диана Сорокина поговорила с профессором, доктором медицинских наук Владиславом Шафалиновым в программе «Вакцина правды».

Лечение по протоколу

Диана Сорокина: Владислав Анатольевич, давайте сегодня поговорим о стандартах в современной медицине и разберём плюсы и минусы. Я предлагаю сначала в целом разобраться в этом вопросе. Какие бывают эти стандарты?

Владислав Шафалинов: Ну, в современной медицине сегодня куча стандартов. Когда они стали появляться, то такие молодые врачи, как я, захлопали в ладоши.

Потому что теперь, поскольку есть стандарт оказания медицинской помощи, который подразумевает определённый протокол и диагностики лечения, по нему плохо учившиеся врачи смогут… Извините, я говорю как есть, да?

— Как есть, да.

—… Могут посмотреть в данный протокол и провести лечение данной болезни по стандарту. Идея, в общем-то, была хорошая. Но она приобрела некий не очень хороший оттенок.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Во-первых, есть болезнь, а есть больной. Один и тот же диагноз у разных людей может подразумевать разные протоколы лечения. Если данный стандарт или протокол является рекомендованным, то это одна история. А если он обязателен к соблюдению? Или страховые компании при отходе врача от какого-то протокола начинают штрафовать лечебное учреждение? Тогда это становится неким механизмом надавливания на врача. Потому что есть требования придерживаться только такого протокола . Даже если это необходимо.

Может быть, молодые врачи и нуждаются в стандартах. Или, как я уже сказал, те, которые не очень хорошо учились, но работают. А врачи с опытом уж точно не нуждаются ни в каких указаниях сверху о том, как им правильно лечить пациента.

— В ситуации, которую вы описали, как правильно нужно поступить врачу?

— Врачу нужно поступать исключительно в интересах пациента. Это должно быть не просто главным, а единственным мотивом работы и назначения пациенту диагностических либо лечебных манипуляций.

Плюсы и минусы медицинских стандартов

— А есть ли какие-то плюсы у этих стандартов?

— Да. Если человек совсем ничего не понимает. Я не открою тайну, если скажу, что люди, которые ходят по клиникам, коммерческим или государственным, часто видит врача, сидящего к ним так, что монитор от пациента отвёрнут немножко. Так вот, иногда врачи быстро набивают туда диагноз, и выскакивает стандарт лечения из 10 препаратов, который врач одной кнопкой быстро распечатывает и даёт пациенту. И все 10 пациентов с одним и тем же диагнозом, будучи совершенно разными больными, уходят с одним и тем же протоколом лечения.

— Плюс для врача, но минус для пациента.

— Ну, конечно! Я бы не хотел оказаться в роли такого пациента, которому по шаблону назначены семь препаратов.

— А какие ещё глобальные минусы есть в этом?

— Ну, самый основной я назвал. Особенно если это в системе страховой медицины. Естественно, здесь врач вынужден идти на поводу у стандартов.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Бывает, что врач протокол выдал, а на словах говорит: «Вы знаете, я бы всё-таки это вам не рекомендовал, а заменил бы вот этим, и вот это тоже лучше не принимать». И у меня есть опыт, когда пациент, неправильно поняв мотив врача, устраивал скандал. Нет, не у меня в клинике, в другой. Но такое могло произойти и в моей клинике. Пациент возмутился тем, что врач рекомендовал совсем не то, что написал. А врач написал то, что нужно написать, чтобы загрузить это в систему и чтобы система это одобрила. А потом страховая компания, например, не оштрафовала.

— Тогда логично спросить: а для чего вообще вводили эти стандарты? Образно, упорядочить как-то систему?

— Ну, как я сказал, намерение было благим. По крайней мере, было выдано за благое намерение. Но я могу точно сказать, кто этим воспользовался по полной программе. Бигфарма, конечно. Если мне удастся в протокол лечения, например, какого-то заболевания желудка завести сразу три антибиотика, которые производятся моей компанией или компанией моего друга, или компанией моего брата, условно, то я победил! Всё, я заработал, на поколения вперёд!

— А кто отвечает за соблюдение этих стандартов?

— За соблюдение стандартов отвечают врач и лечебное учреждение, в котором он работает. Хотя я считаю, что врача нужно всё-таки рано или поздно делать субъектом права, а не лечебное учреждение. И врача лицензировать, а не лечебное учреждение. Но это, к слову, о том, кто отвечает. А кто отвечает за составление стандартов? Стандарты и протоколы лечения обычно пишутся главными специалистами разных областей. И в России, и везде. Именно поэтому к ним и ходят представители бигфармы. А дальше всё понятно.

Проблемы здравоохранения в России

— Владислав Анатольевич, а какие главные проблемы сегодня существуют в нашем здравоохранении?

— У нас очень много проблем в здравоохранении. Я не хочу сказать, что всё становится хуже и хуже. Хотя нравится мне всё меньше и меньше. Но, может быть, я взрослею и вижу больше недостатков, чем видел раньше. Я же тоже выходец из этой системы, я ею воспитан, обучен. И уже в процессе своей медицинской деятельности я принимал то хорошее из опыта, что действительно оказывалось правильным, и отметал то, что себя не оправдало. Поэтому, может быть, это мой чисто субъективный взгляд…

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Один мой знакомый шутил, что ещё лет десять назад в Москве было страшно схватиться за сердце на Садовом кольце. Потому что через пять минут приедет скорая помощь, а через 20 минут ты будешь простентирован в ближайшей городской больнице по поводу инфаркта. И действительно, скорость приезда скорой, скорость оказания медпомощи сегодня прекрасна, надо отдать должное. Но это относится к вопросам организации и в ряде случаев — к вопросам лечения.

Сегодня в клинику приехал пациент с болями в сердце. Ему был диагностирован инфаркт миокарда. Тут же вызвана бригада скорой помощи. Она приехала через пять минут — и через полчаса пациент уже был в больнице. Вот просто пример.

Поэтому надо сказать и о хорошем. Система организации — ну, молодцы!.. Закупили современное оборудование, наполнили медицинским оборудованием, обучили специалистов. Это с одной стороны. Но проблем тоже хватает.

— Тем не менее наш народ недоволен качеством медицинских услуг. Это с чем связано?

— Во-первых, не все недовольны. Недовольна та часть, которая всегда была недовольна. Я бы порекомендовал тем, кто очень недоволен, поехать в Америку и попробовать вызвать там скорую. Просто скажу: если там не будет реальных показаний, то такой приезд будет стоить примерно четыре тысячи долларов. Тебе просто выставят счёт, и ты должен будешь его оплатить, никуда не денешься.

В строительстве социального государства есть плюсы, и один из них — это быстрая организация бесплатной медицинской помощи.

— А что имеется в виду под качественно оказанной  медицинской помощью?

— То есть по правильным протоколам, по правильным рекомендациям, а не по указаниям делать что-либо. Для этого надо хорошо обучать врача и в вуз принимать хороших студентов, не по ЕГЭ. В медицинские вузы вообще нужно ЕГЭ отменить.

На первом месте должен стоять психотбор и профотбор. Знания обязательно нужны. Потому что если их нет, то не на что нанизывать знания шестилетнего обучения. А ЕГЭ… Ну, мы давно про ЕГЭ говорим, что надо его вообще убрать.

— Как вы считаете, как с этим будут обстоять дела в нашей стране в ближайшем будущем?

— Я очень надеюсь, что мы начали двигаться в правильном направлении.

— То есть первые шаги уже есть?

— Есть попытки. Но есть и мощнейшее сопротивление. Даже наверху есть разнонаправленные движения. Но в целом всё небезнадёжно.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА