Несмотря на санкции ЕС, Греция не только стала крупнейшим перевозчиком российской нефти, но и продаёт старые танкеры под её поставки. С января 2022 по август 2023 гг. Греция продала 60 танкеров (стоимостью не менее $30 млн каждый, построенных до 2010 г.), приводит данные компания VesselsValue, которая отслеживает сделки с кораблями. На этих операциях греческие судовладельцы заработали $2,47 млрд — в пять раз больше, чем идущие за ними норвежцы.

По данным Робина Брукса, главного экономиста Института международных финансов, доля греческих танкеров в морском экспорте российской нефти выросла до 50% с 33% перед началом СВО на Украине.

Понятно, что после запрета российским кораблям заходить в порты Европы и отказа им в страховках, мгновенно стали расти морские фирмы-прокладки, которые и стали обзаводиться собственным танкерным флотом для перевозки российской нефти.

С декабря 2022 года страны «семерки», ЕС и Австралия ввели предельный уровень цен на нефть в размере 60 долларов за баррель и запретили судоходным компаниям перевозки российской нефти, если цена будет выше 60 долларов. И вот тут греческие судовладельцы и сообразили, что могут прекрасно заработать на русофобах.

По данным издания TradeWinds только за первый год СВО греки продали около 125 судов для перевозки нефти и других судов на сумму более 4 миллиардов долларов. В этом году по данным издания Hellenic Shipping News греческие компании продали 97 танкеров.

Аналитическое консалтинговое агентство S & P Global Market Intelligence сообщает, что в 2022 году было создано с ноля 864 морских компаний, ассоциированных или связанных с Россией. Причем большая часть фирм зарегистрировалась в ОАЭ, которая ранее не была центром морских перевозок. Роль ОАЭ в закупках танкеров легко объяснима. После СВО Дубай превратился в некую Швейцарию для русских для операций по закупкам нефти и стал мировой столицей по торговле российской нефтью. Другим важным центром по объемам торговли нефтью из России стал Гонконг. Турция также увеличила импорт российской нефти, и одним из покупателей греческих танкеров стала турецкая BEKS Ship Management & Trading.

Одним из крупнейших торговцев российской нефтью стала и индийская Gatik Ship Management. Индия стремительно увеличила импорт из России практически с нуля до примерно 2 млн баррелей в сутки – во многом благодаря Gatik. Будучи зарегистрирована 31 марта 2022 г., она стремительно собрала флот из почти 60 танкеров, заплатив по $30 млн не менее чем за 19 судов и более значительные суммы за ряд крупных танкеров, по данным VesselsValue.

Судовые брокеры, аналитики и сырьевые трейдеры полагают, что Gatik связана со своим главным клиентом – «Роснефтью», писала Financial Times. А с конца весны Gatik перевела свои танкеры во множество связанных компаний, чтобы еще больше усложнить их отслеживание и деятельность, отмечает Броу: о некоторых из этих фирм невозможно найти никакой информации, кроме названия.

В западных публикациях неприкрыто звучит разочарование, что Россия обошла санкции. Видимо в Вашингтоне и в Брюсселе действительно всерьез полагали, что их грозные запреты в мире воспримут всерьез.

Иван Немов