Крестный ход из Каменца-Подольского в Почаев наконец-то вошёл в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. Это мероприятие, которое продолжалось шесть дней, собрало, по разным оценкам, около 10 тысяч верующих Украинской православной церкви разного пола, возраста и социального статуса.

В нынешнем году этот крестный ход, который проходит уже почти 200 лет, столкнулся с огромными трудностями. Поскольку украинская власть во главе с президентом Зеленским пытается по указаниям из Вашингтона уничтожить Украинскую православную церковь и отобрать, а, точнее, отжать для Константинополя Киево-Печерскую Лавру, то и такое массовое проявление украинцев верности православию и УПЦ вызвало яростное противодействие официальных властей.

Так администрация Хмельницкой области и мэр Каменца-Подольского объявили о запрете крестного хода. Работники военкоматов раздавали повестки всем мужчинам, которые шли в Почаев. Запрещали проход паломникам также власти Волочиска и Тернопольской областной военной администрации. Участникам крестного хода приходилось обходить блокированные полицией и активистами дороги по полям. По той же причине ночевали паломники в полях, расставив палатки.

Поэтому это событие стало не просто важным, но и поистине эпохальным. Учитывая те препятствия, которые возникали перед крестоходцами, а также неудачный опыт предыдущих крестных ходов этого года, вообще удивительно, что паломники достигли цели. Потому что именно сегодня, фактически в эпоху перелома, когда украинская православная церковь, да и всё православие на Украине находятся на грани уничтожения, православные украинцы продемонстрировали, что на стороне истинной веры находятся многие тысячи прихожан, которые не отрекутся от своих убеждений, несмотря на все репрессии властей.

Стоит отметить, что крестный ход состоял преимущественно из представителей западноукраинских областей. Это важно именно потому, что сегодня украинская националистическая клика, которая стоит у власти, опирается как раз на Западную Украину. И в первую очередь именно население западных областей поддерживало и майданы, и резкий взлёт национализма на Украине, и нацификацию страны, и войну на Донбассе и с Россией. Это население всегда было менее образовано и более реакционно в политическом смысле. Как раз именно на Западной Украине наибольший процент захваченных храмов УПЦ. И вот крестный ход показал, что простые люди не занимаются религиозным рейдерством, что захваты храмов — это технология властей, и на самом деле у ПЦУ нет массовой поддержки среди населения даже на западе Украины.

Гонения на УПЦ стали фактически гонениями на православие. И они дали обратный эффект — многие верующие вышли на крестный ход ещё и в знак протеста! И увидев вокруг себя огромное количество единомышленников, банально перестали бояться. Люди шли в Почаев, а их количество только увеличивалось. А на пути следования их поддерживали простые украинцы — приносили воду и еду, помогали обустроить ночлег, всячески поддерживали паломников словом и делом. И если полиции и спецслужбам удавалось разворачивать аналогичные небольшие крестные хода числом в 300—400 человек, то, когда собралось вместе более 10 тысяч паломников и огромная колонна людей пошла на Почаев, эту массу никому не удалось остановить чисто физически. Полиции осталось только наблюдать за крестным ходом и в результате всё же исполнять свои прямые обязанности по обеспечению правопорядка.

Кроме того, такое количество верующих, которые вышли на крестный ход, привлекло к нему внимание высших церковных инстанций. И церковные иерархи, которые до сих пор пытались усидеть на двух стульях и как-то договорится с украинской властью, решили вставить и свои пять копеек. Синодальный юридический отдел УПЦ опубликовал обращение, в котором обратил внимание на нарушение прав граждан, чётко прописанных в законах Украины.

То есть, до тех пор, пока крестный ход не пришёл в Почаев, юристы УПЦ нарушений конституционных прав украинцев не замечали? Например, обратило на себя внимание отсутствие интереса к Крестному ходу со стороны представителей епископата. Если, к примеру, в прошлом году, несколько километров вместе с крестоходцами шли митрополиты Сергий (Тернопольский) и Феодор (Каменец-Подольский), то в этот раз архиереи отмалчивались. Точно такое же положение вещей наблюдается и в других церковных вопросах. Фактически архиереи УПЦ встали на сторону украинской власти против собственной паствы, хотя, как истинные христиане, обязаны были её возглавить.

Крестный ход на самом деле стал показателем потенциала Украинской православной церкви. Верующие УПЦ уже не боятся. И сегодня для того, чтобы противостоять репрессиям, им даже не нужны лидеры. Хотя Виктория Кохановская, которую пытаются сегодня упрятать за решётку по обвинению в госизмене, продолжает вести свой телеграм-канал и сообщать своим подписчикам не только о новых репрессиях украинских властей, но и о счастливом завершении крестного хода.

Одним словом, протестный потенциал на Украине есть, он сформирован и закалён в противостояниях с украинской нацистской властью. И хотя Украинская православная церковь выступает за войну против России, а её иерархи молятся за победу Украины в этой войне, это происходит только потому, что Русская православная церковь пустила состояние дел с православием на Украине на самотёк. Когда сейчас украинские православные фактически вышли против украинской власти и открыто противостоят репрессиям, очень важно обратить, наконец, внимание на этот факт. И поддержать УПЦ хотя бы сейчас. Чтобы не слить, как это произошло с антифашистским движением на Украине, и этот реальный народный фронт.

 

Никита Шмелёв