Идея собрать в городе Джидда, «экономической столице» Королевства Саудовская Аравия встречу представителей сорока стран мира (на уровне советников по нацбезопасности, точный список не разглашается) для обсуждения мирных инициатив по Украине, что бы кто ни говорил по данному поводу, стала реальностью. Прежде всего — потому что «запрос на мир» в мире существует давно, и он становится всё сильнее с каждым днём продолжения конфликта, известного как специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины (СВО), чего не скажешь о «запросе на войну». Мир, особенно развивающийся, испытывает на себе негативные последствия затянувшегося военного конфликта. США верно сделали ставку на эту усталость и пытаются путем торговли с ключевыми странами «глобального Юга» склонить их на сторону Запада.

Чего достигли в Джидде? Определенного сближения позиций. Да, видение причин конфликта, как и путей его разрешения разное, но общие точки соприкосновения участники встречи в Джидде нашли.

После завершения переговоров в Саудовской Аравии дипломаты заявили о широком признании того, что центральные принципы международного права, такие как уважение суверенитета и территориальной целостности Украины, должны быть в центре будущих мирных переговоров между Украиной и Россией. Была достигнута договоренность о проведении более детальной работы над глобальными последствиями войны, и большинство стран-участниц, включая Китай, готовы встретиться снова в ближайшие недели в текущем формате, исключая Россию, по словам людей, участвовавших в переговорах за закрытыми дверями.

Киев в Джидде пытался сформировать консенсус «мирного плана» Зеленского. Как известно, те условия мира, которые сформулировал киевский режим с подачи своих западных хозяев, для России равносильны полной и безоговорочной капитуляции, а для такой капитуляции нашу страну необходимо сначала разгромить. Украина же на это неспособна — что подтверждено всей историей СВО, а это почти полтора года масштабных боевых действий в условиях «адских санкций» стран «альянса демократий» против России, а также их максимальной помощи Зеленскому и К°. Начатое в июне «контрнаступление» не решило ни одной военной задачи, подключаться к прямым боевым действиям, расширяя конфликт до новой «горячей» мировой войны, США и их союзники пока не рискуют, усиливать помощь особо больше нечем, да это коренным образом ситуацию «на земле» и не изменит, поэтому единственный выход — перетащить на свою сторону доселе «нейтральные» и даже дружественные России страны, использовать их как инструмент давления на Кремль, взамен предлагая либо «невведение» санкций, либо, если таковые уже действуют (прямые и вторичные), их снятие.

Предполагается, тогда с Россией, оказавшейся перед угрозой полной блокады и конфликта чуть ли не со всем миром, можно будет договариваться на максимально жестких для нее и выгодных для Украины условиях. Замысел понятный и при нынешних вводных, которые изложены выше, едва ли не единственно возможный. Проблема здесь прежде всего в том, что сейчас баланс западных требований и западных возможностей (так сказать, дебет с кредитом) сводится только гораздо ниже первых. А вот насколько ниже и по каким позициям — это как раз и главная интрига встречи в Джидде как продолжения июльской встречи в Копенгагене накануне саммита НАТО. Никаких конкретных решений не предусматривается — не тот официальный уровень, но предметные многосторонние переговоры в отсутствие России продолжатся и далее.

В Джидде Украина и крупнейшие развивающиеся страны, похоже, более активно стремились к достижению консенсуса. По некоторой информации, Украина больше не настаивала на принятии своего «мирного плана», а другие страны не настаивали на том, чтобы Киев отказался от него. Фактически, «мирный план» Киева вынесли за скобки и обсуждали более общие вопросы в рамках международного права.

Хотя дата третьей встречи не назначена, была достигнута договоренность о двухэтапном процессе продвижения вперед. Украина продолжит обсуждения с иностранными послами в Киеве условий мира.

Саудовская Аравия планирует предложить набор рабочих групп для решения конкретных вопросов, поднятых в украинском мирном плане, некоторые из которых касаются глобальных последствий войны. Это может включать ядерную безопасность, побочные эффекты для окружающей среды и продовольственную безопасность — озабоченность, подчеркнутую в последние дни провалом «зерновой сделки».

Конечно, ключевой в этом отношении является позиция Китая. «Красный дракон» накануне пережил настоящее нашествие высокопоставленных американских официальных и не вполне официальных представителей. Среди них не было разве что Джо Байдена, но 46-й президент США ничего в политике Вашингтона и не решает. Прибытие в Джидду спецпредставителя МИД КНР по евразийским делам Ли Хуэя (встречу в Копенгагене Пекин проигнорировал) и подгадавший прямо к дате инцидент с гражданами КНР на российской границе свидетельствуют о том, что китайские товарищи демонстрируют готовность и желание договариваться со своими американскими контрагентами. И понять их можно: Китай заинтересован в торговле и в прибылях, а не в расширении конфликта и в санкциях: несмотря на рост экономики в январе-июне 2023 года на 5,5%, экспорт КНР за тот же период из-за американских санкций снизился на 3,2%, а импорт — на 6,7%. При этом Китай уже выдвинул свои мирные инициативы относительно конфликта на Украине, которые сильно отличаются от «десяти пунктов Зеленского», и не стоит ожидать, что он от них откажется, полностью или даже частично, «за просто так». Любая уступка Пекина в этом отношении будет означать для него «потерю лица» и отказ от претензий на статус «глобального лидера», так что Джейку Салливану придется очень сильно потрудиться и потратиться, чтобы не закрыть путь к «общей формуле мира» — причём не только между США и КНР, но также между США и государствами из зоны влияния КНР. В данном отношении засекреченность списка участников встречи может объясняться в том числе неожиданностью их списка (в том числе не исключается участие — на условиях «челночной дипломатии» — представителей Ирана).

На право владеть вторым (после Пекина) ключом встречи в Джидде претендует страна-хозяйка этой встречи, Саудовская Аравия. При этом её интерес во многом определяется объемом экспортных нефтедоходов, то есть уровнем мировых цен на черное золото, которому «альянс демократий» во главе с США стремится установить «потолок» и активно играет на понижение, что требует от Эр-Рияда усилий по сокращению нефтедобычи и соответствующих договоренностей с ОПЕК+ (Россией в том числе). Кстати, саудовцы пообещали проинформировать российскую сторону о ходе и результатах встречи. Видимо, то же самое должны сделать — без всяких обещаний — Китай, а также другие страны-члены БРИКС: Бразилия, Индия и ЮАР.

При этом понятно, что в итоге киевско-западные «хотелки» относительно условий мира с Россией (то есть, стоит повторить, фактической капитуляции нашей страны) стали в Джидде предметом торга — коллективный Запад во главе с США хочет подороже продать их остальному, не-западному миру, а то, что от них останется после этого, — переупаковать и продать уже от имени всего мира России, тем самым по сложной схеме обменяв изначально гнилой «товар» на какие-то реальные выгоды для себя. Но все понимают, с кем они имеют дело, и что это дело собой представляет — поэтому вряд ли такой политический маркетинг made in USA может сработать и оправдать возлагаемые на него «альянсом демократий» ожидания.

Александр Маслов