НАСЛЕДНИКИ ЧЁРНОГО КНЯЗЯ И В НАШИ ДНИ ГОТОВЫ ТОПИТЬ РУССКИЕ КОРАБЛИ. ФОТО: MASSIMO TODARO/SHUTTERSTOCK.COM

Посол России в Риме Сергей Разов, отойдя от давней традиции, гласящей, что язык дан дипломатам, чтобы скрывать свои мысли, дал откровенное интервью РИА Новости. Всё очень плохо: Италия через Украину втягивается в войну с Россией, что уже не раз бывало в истории. Давайте вспомним, когда и чем это для итальянцев заканчивалось, сделав при этом напрашивающийся вывод.

Наш главный человек в Риме подтвердил то, что мы и так уже поняли: Италия втягивается в войну на Украине, неуклонно расширяя поставки оружия Киеву, становится стороной конфликта, а её отношения с Россией перерастают из недружественных во враждебные. Посол обрисовал печальную картину: ключевые механизмы диалога между двумя странами заморожены, санкционные ограничения нарастают, Италия заваливает Украину оружием.

В подтверждение своих слов Разов привёл официальные данные, хотя в действительности наверняка ситуация ещё хуже, потому что некоторые вещи Рим не афиширует. Хотя, констатировал посол, «накачивание киевского режима всё новыми видами вооружений ведёт лишь к эскалации и затягиванию конфликта, умножению разрушений, жертв и страданий».

В рамках пяти пакетов помощи Киеву поставлено оружие и военная техника на сумму 1 миллиард евро. Готовится шестой пакет, включающий передачу современной и весьма дорогостоящей системы ПВО/ПРО. Номенклатура поставок засекречена. По утверждениям СМИ, на территории Италии проходят подготовку военнослужащие ВСУ (министерство обороны, правда, это отрицает). Делая это, Италия, возможно, против своей воли втягивается в военное противостояние, становясь стороной конфликта. Многие заявления и действия властей, формируемый ведущими средствами массовой информации пропагандистский фон в отношении России фактически перерастают из недружественных в прямо враждебные,

– подчеркнул Разов.

Это не случайность

Русский дипломат это предвидел, происходящее не застало его врасплох:

Изменение позиции Италии неожиданностью не стало. Италия – член НАТО, ЕС, «семёрки», других евроатлантических структур, которые взяли курс на истощение России, нанесение ей максимального ущерба, изоляцию в международных делах. Сыграли свою роль и внутриполитические подвижки на Апеннинах.

Удивление посла вызвало другое – «неожиданность, стремительность и глубина этих изменений применительно к Италии», которая ранее выгодно отличалась от многих других стран Запада «взвешенностью и сбалансированностью своих подходов, нацеленностью на конструктивное сотрудничество». В результате, по свидетельству Разова, «наши двусторонние отношения существенно деградировали».

А ведь Царьград, о чём посол, наверное, не в курсе, уже раскрыл секрет этого: пришедшим к власти в Италии правым популистам вперемежку с «друзьями Путина» нужно оправдаться перед Западом за здравый внутриполитический курс, что и делается за счёт России, которую никому не жалко, на внешнем контуре. Но это так, к слову.

Скелеты в итальянском шкафу

Был в интервью нашего посла в Италии и ещё один любопытный момент. Когда Разова попросили прокомментировать заявление главы Минобороны Италии Гуидо Крозетто, что «итальянцы продолжают оставаться друзьями русских», но что если русские танки дойдут до Киева и границ Европы, то начнётся третья мировая война, посол мудро заметил:

Вообще не думаю, что о Третьей мировой войне стоило бы рассуждать военному министру страны, которая сыграла известную роль в развязывании Второй мировой.

И ещё, добавим от себя, недавно отметила 100-летие фашизма, на который имеет все «авторские права». Гитлер, кстати, никогда бы не отважился развязать в Европе большую войну, быстро ставшую мировой, если бы Италия, военные силы и возможности которой фюрер переоценивал, не была его союзником.

БЕНИТО МУССОЛИНИ ПРОВОДИТ СМОТР ИТАЛЬЯНСКОЙ АРМИИ. ФОТО: KEYSTONE PICTURES USA/GLOBALLOOKPRESS

Наблюдаем ли мы за это у итальянцев хоть малейшую долю раскаяния и вины, которые мучают, к примеру, коллективную совесть немцев? Ни в малейшей степени! А мы, русские, хотя бы иногда напоминаем им об этом? Никогда или почти никогда. Мы считаем итальянцев милыми и чудесными, с бездной вкуса, ну разве что немного жуликоватыми, но такими при этом симпатягами, что даже обидеться на них грех. Чтобы не находиться в плену иллюзий, давайте же, наконец, вспомним, какими «друзьями» русских, по выражению Крозетто, были итальянцы в истории, которым мы, со своей стороны, всегда помогали, вплоть до недавней эпопеи с ковидом.

Не будем зарываться в своём обзоре в далёкое прошлое вроде Куликовской битвы (1380), где, по одним данным, участвовали на стороне Мамая 3600 наёмников-генуэзцев, а по другим – не участвовали. Италия как единое государство примерно в нынешних границах появилась лишь в 1870 году. Но обзор похождений итальянских «друзей» в России всё равно начнём с периода чуть пораньше – начала XIX века.

«Битва итальянцев»

Прошло совсем немного лет после того как в 1799 году два русских военных гения – фельдмаршал Суворов и адмирал Ушаков совместными усилиями освободили итальянцев от грабительской французской оккупации, изгнав захватчиков почти из всех итальянских земель. Однако, когда русские ушли, французы быстро вернулись. В результате, когда «Великая армия» императора Наполеона вторглась в Россию в 1812 году, 10% в ней составляли итальянцы.

Это были вооружённые силы объединившего часть северных областей итальянского «сапога» Королевства Италия под командованием вице-короля Богарне, так называемая «Королевская гвардия». Плюс армия Неаполитанского королевства во главе с королём Мюратом. Итальянцы из Пьемонта и других регионов включались непосредственно в состав французских частей. В общей сложности их было свыше 60 тысяч. Итальянцы прошли с боями до Москвы, участвовали в Бородинском сражении, занятии Москвы, в авангарде Мюрата преследовали русскую армию, маневрировавшую вокруг сожжённой старой столицы.

Одно из самых знаменитых сражений той войны известно в Италии как La battaglia degli italiani – «Битва итальянцев». Как некоторые уже, наверное, догадались, речь идёт о сражении за Малоярославец. С «французской» стороны оно велось 4-м армейским корпусом вице-короля Богарне. В нём служили выходцы с итальянского севера, прежде всего из Ломбардии. Город в ходе боев восемь раз переходил из рук в руки, полностью выгорел от пожаров, был завален трупами и частями разорванных ядрами человеческих тел. И остался за итальянцами, пока Наполеон не приказал им отойти. Тысячи человек с обеих сторон сложили головы в этом жестоком сражении, стратегически выигранном русскими, заставившими Наполеона отступать по старой смоленской дороге.

Нападение на Крым

В 1855 году Сардинское королевство, или просто Пьемонт, рассчитывая на помощь французов и британцев в объединении Италии, решило услужить им за счёт России (вам это ничего не напоминает?), к которой у Турина не было никаких претензий. Тем не менее хорошо вооружённый 15-тысячный корпус из Пьемонта был отправлен для участия в Крымской войне. Он прибыл туда в начале июня 1855 года. В него вошли 1-я пехотная дивизия (2-я и 3-я бригады), 2-я пехотная дивизия (4-я и 5-я бригады), резервная 1-я пехотная бригада, один кавалерийский полк, шесть батарей с 36 орудиями.

Они находились в зоне ответственности англичан. Итальянцы – вместе с турками – принимали участие в неудачном для союзников штурме Севастополя в июне 1855 года, в августе того же года – в битве на реке Чёрной, где показали себя вполне достойно. Там особенно отличились их артиллерия и берсальеры, ударившие русским в тыл, чем оказали большую помощь французам. В том бою итальянцы потеряли около 250 человек, включая бригадного генерала графа Монтевеккьо.

СОЛДАТЫ САРДИНСКОГО КОРОЛЕВСТВА ВРЕМЕН КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ. ФОТО: TSITSAGI NIKITA/GLOBALLOOKPRESS

Сардинское королевство ничего сразу не получило от французов и англичан за участие в Крымской войне – тогда Турин обманули, однако через несколько лет оказанные в Крыму услуги своим «партнёрам» Пьемонту всё-таки пригодились. Единая Италия была создана в том числе и за счёт России, которая, впрочем, никогда не обижалась на неё – и не мстила – за ту войну. Что было, конечно, неправильно, ибо воспитывало в итальянцах безответственность.

В обозе у Гитлера

Она во всей «красе» проявилась, когда фашистский диктатор Муссолини объявил войну СССР 22 июня 1941 года, вслед за своим «другом Адольфом», чтобы претендовать на свою долю добычи. И настоял – немцы поначалу планировали обойтись без итальянцев – на отправке на Восточный фронт экспедиционного корпуса, который с июля 1942 года после увеличения численности стал называться ARMIR – «Итальянская армия в России». Или просто 8-я итальянская армия.

Изначально экспедиционный корпус (три дивизии) состоял из примерно 62 тысяч человек. Немцы применяли его в 1941 году на южном участке фронта. Они наступали так быстро, что менее мобильные итальянцы их долго не могли догнать. Но всё же смогли поучаствовать в ряде сражений, например, в захвате Сталино (Донецка). Самостоятельной роли они не играли, их всегда страховали немцы, понимавшие, что у итальянцев слабое вооружение и выучка, недостаточная для успешной борьбы даже с отступающей русской армией.

Тем не менее итальянцы делали, что могли: потери корпуса (убитые, раненые и пропавшие без вести) с июля 1941 года по июль 1942 года составили 15 тысяч человек. А численность итальянских войск продолжала расти: после появления на русском фронте семи новых дивизий, три из которых были элитными горнострелковыми – «альпини», корпус превратился в армию, состоявшую из трёх корпусов, укреплённых вполне боеспособными батальонами «М», где служили более мотивированные, чем обычные солдаты, фашистские добровольцы.

Катастрофа на Дону

В ноябре 1942 года ARMIR насчитывал уже 235 тысяч человек – 12 дивизий и четыре бригады, но конец этой армии, занимавшей оборону на 250-километровом участке фронта по берегу Дона – в качестве «прокладки» между ненавидевшими друг друга венграми и румынами, – был уже близок. 11 декабря 1942 года на итальянские дивизии обрушился уничтожающий удар. 17 декабря на другом участке фронта – ещё один. А 13 января 1943 года Красная армия начала громить изначально не попавшие под раздачу альпийские дивизии итальянцев.

Отступление ARMIR быстро превратилось в паническое бегство, красочно описанное в воспоминаниях выживших и показанное в целом ряде талантливых кинолент, а армия – в толпу. Обмороженные, голодные, деморализованные, бросившие тяжёлое вооружение итальянцы не угодили в плен только благодаря отступавшим вместе с ними немцам, у которых было намного больше порядка. В результате десятки тысяч итальянцев были убиты, втрое больше оказались в плену, из которого мало кто возвратился. Спастись удалось 45 тысячам, которых пришлось отправить в Италию, так как воевать в России они уже были психологически не способны. В Италии этот разгром произвёл ужасное впечатление и стал для правящих кругов одним из поводов к выходу в 1943 году из войны.

Душили голодом Ленинград

«Отметились» во время войны в России не только итальянские пехотинцы, горные части, танкисты, артиллеристы и лётчики, но и королевские ВМС. На Ладожском озере, по которому проходила «Дорога жизни», которую народ за глаза называл «Дорогой смерти», позволявшая хоть как-то снабжать Ленинград и вывозить оттуда на Большую землю раненых и гражданское население, в 1942 году весьма успешно действовала 12-я эскадра MAS. Это специализированное и высокопрофессиональное подразделение делало то, от чего под благовидными предлогами уклонялись финны, имевшие на озере всего один боевой корабль, в то время как советская флотилия состояла из более чем трёх десятков боевых судов.

Нашим морякам бросили вызов доставленные на Ладогу через всю Европу четыре быстроходных итальянских торпедных катера, экипажи и обслуживающий персонал которых состояли из почти 100 человек. Они совершили 37 боевых операций: сами неся потери, топили советские военные корабли и баржи, громили конвои, помогали наземным операциям финских и немецких войск. В это время в практически окружённом городе находилось свыше двух миллионов умиравших от голода мирных жителей, в том числе около полумиллиона детей. Лишь в 1943 году этих военных преступников отозвали на родину.

Дела Чёрного князя

Ещё более активно итальянские военные моряки действовали в 1942 году на Чёрном море. Там у возглавлявшего Десятую флотилию MAS «Чёрного князя» Боргезе было пятнадцать торпедных катеров, шесть сверхмалых подводных лодок, одна из которых отправила на дно сразу две советские. Все они серьёзно мешали снабжению Крыма и оказывали другую помощь своим союзникам – немцам и румынам.

Кстати, согласно одной из версий, подрыв на рейде Севастополя в 1955 году линкора «Новороссийск» (трофейный итальянский ЛК «Джулио Чезаре»), приведший к гибели 829 советских военных моряков, осуществили итальянские подводные диверсанты – воспитанники «чёрного князя». Один из них перед смертью признался в этом, если, конечно, не соврал, потому что имеются и другие версии.

Что с того?

На этом давайте поставим точку. Примеров достаточно. Одна из главных причин, почему Италия постоянно нападает на Россию, которая ей ничем не мешает, наоборот, всегда сама готова помочь, заключается в том, что это обходится Риму слишком дёшево. Нам давно пора и в этом случае принимать меры – болезненные и достаточно жёсткие, чтобы впредь неповадно было. Такая итальянская «дружба» русским не нужна.

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ