Источник: telegram-канал Fighterbomber

«Генерал Мороз»

Гитлер и Наполеон уже обожглись на суровой российской зиме. Пресловутый «генерал Мороз» серьезно осложнил наступательный порыв захватчиков. Вот и сейчас ВСУ вынуждены довольствоваться замершим фронтом – для продвижения на восток у националистов нет ни сил, ни возможностей. В то же время холод своих жертв не выбирает, и Российские войска аналогичным образом подвержены всем «прелестям» зимней кампании.

Зима серьезно трансформирует тактику, а порой и стратегию ведения боевых действий. ВСУ несколько раз откладывали наступление в связи с погодными условиями. Поздней осенью пошли дожди – в воздух невозможно было поднять не то что авиацию, а даже разведывательные дроны. Есть проблемы и со снабжением. Судя по кадрам, которые выкладывают националисты, хваленые тактические ботинки ВСУ совершенно не приспособлены к непролазной грязи в траншеях и окопах. Частично помогают бахилы, надетые на носки, но лишь частично. Похоже, бандеровцы в полной мере ощутили, что такое заболевание – «траншейная стопа», впервые описанное медиками еще в Первую мировую войну. Вынужденно малоподвижный образ жизни, влажность и нулевые температуры вызывают симптомы обморожения ног вплоть до омертвения тканей.

Интересно, что в современных армиях, похоже, совсем забыли о таком заболевании – в комплектах зимней униформы повсеместно берцы вместо утепленных резиновых сапог. Даже у скандинавов. Самые теплые тактические ботинки не спасают от многодневного пребывания по колено в грязи. На позиционную войну, наподобие Первой мировой, никто не рассчитывал.

Показательна реакция российских регионов, почти повсеместно снабжающих своих мобилизованных утепленными резиновыми сапогами типа «Вездеход». В них бойцы не столь мобильны, но ноги остаются сухими. Как бы то ни было, в ближайшее время актуальность «траншейной стопы» будет не столь острой – в зоне СВО окончательно ляжет снег, а суточные температуры опустятся ниже нуля. Хотя и традиционные для этой полосы оттепели со слякотью никто не отменял.


Украинские окопы. Источник: vk.com

Зима – это время, когда бойцу приходится защищаться не только от вражеских пуль и снарядов, но и от холода. Летом убить может только враг, а зимой еще и мороз.

Наступают армии в такое время очень неохотно и с большими потерями. Достаточно вспомнить финскую кампанию Красной армии. Так было в XIX и XX веке, так будет и в XXI. Историки утверждают, что для успешного наступления зимой приходится собирать 4–5-кратное преимущество в живой силе над противником.

Снежный покров в новых областях России не такой массивный, как в центральной части страны, но и он может принести массу неудобств. Прежде всего, теперь на нем остаются следы, как от проезжающей техники, так и от пехоты. Для воздушных наблюдателей это отличные маркеры перемещения противника.

Кстати, о летающей технике. Так называемые сложные метеоусловия именно зимой становятся особенно сложными. Российская армия, использующая авиацию гораздо активнее ВСУ, неизбежно столкнется с проблемами. Туманы, метели, обледенение ВВП и самой техники способны надолго задержать авиацию на аэродромах. Продолжительная зимняя ночь также не добавляет Российской авиации боевой эффективности.


Источник: telegram-канал Fighterbomber

В определенной степени это уравнивает потенциал сторон конфликта в воздухе. В этой же области проблемы с беспилотной авиацией, точнее – с малогабаритными дронами, почти поголовно оснащенными электромоторами.

Зимой условные «Мавики» с литийионными аккумуляторами будут разряжаться на 30–40 % быстрее, а значит и радиус эффективной работы сократится. Аналогичные проблемы ждут и российские дроны-камикадзе «Ланцет» с электромоторами. Беспилотники с бензиновыми двигателями, например, разведывательный «Орлан» и камикадзе «Герань-2», по понятными причинами гораздо устойчивее к морозам.

Как только грязь на полях замерзнет, ожидаемо оживут боевые машины, застревающие в осенней распутице последних недель. Преимущество в технике сейчас на стороне России, то есть это потенциально может упростить сухопутные операции.

Особые требования

Зима предъявляет особые требования и к медицинскому обеспечению армии. Любое ранение в этот период грозит фатальными последствиями. К примеру, при кровопотере у человека стремительно развивается переохлаждение, которое летом достаточно несложно купировать. Например, изотермическим одеялом. Зимой с этим сложности – раненого требуется гораздо быстрее эвакуировать в тыловые госпитали. Отсюда и нагрузка на медицинские подразделения.

Зимой неожиданно актуальной становится проблема обезвоживания.

Во-первых, человек на холоде реже ощущает жажду, хотя в зимней одежде с потом теряет немало влаги.

Во-вторых, организм в холод находится в состоянии перманентного стресса, и любые неполадки с водным обменом могут дорого обойтись.

Важной проблемой в зимний период становится ротация войск на передовой. Постоянное переохлаждение даже у молодого профессионального военного может вызвать целый букет хронических болезней, не говоря уже о мобилизованных, некоторым из которых далеко за тридцать. Как показывает практика, болячки на фронте имеют кумулятивный эффект и сразу себя не проявляют. Важно выводить подразделения на отдых чаще и обеспечивать соответствующим медицинским обслуживанием. По словам Владимира Путина, коечный фонд в госпиталях России к началу зимы занят на 38 %, что внушает надежду на эффективную работу военной медицины.

Российским волонтерам следует обратить внимание не только на снабжение фронтовиков теплой одеждой и полевыми печками, но и индивидуальными приборами обогрева. Зимой открытый огонь и дым могут стать фатальными для бойцов, поэтому отогревать руки и открытые участки кожи можно химическими грелками. Сделать подобные гаджеты можно даже в школьных лабораториях химии. Например, перезаряжаемые ацетатные грелки или одноразовые на основе медного купороса, алюминия, опилок и воды.

Сложности возникнут только с самодельными каталитическими обогревателями, использующими беспламенное окисление паров бензина на платиновой губке. Последний вариант хорош только на открытом воздухе, так как в его выхлопе масса токсичных альдегидов. Все это можно закупить в магазинах охотников и рыболовов, но для оснащения всей армии индивидуальными обогревателями придется привлекать химиков-энтузиастов.

Особые требования зима накладывает и на маскировку войск. Тотально перекрашивается техника, бойцы надевают зимние маскхалаты, и при соблюдении всех нюансов скрыться зимой от глаз противника даже проще, чем летом. В то же время тепловизионные приборы наблюдения и прицелы становятся гораздо эффективнее именно зимой. В мороз воздух содержит меньше влаги, создающей летом своеобразный экран для инфракрасного излучения, уменьшающий дальность обнаружения цели. Контрастность горячих целей при отрицательных температурах окружающей среды выше, что серьезно повышает «дальнобойность» тепловизоров. Главное – решить вопрос с быстрой разрядкой аккумуляторов на морозе.

На освобожденных территориях зима проявляет себя по-разному. Если на севере она максимально близка к климату Центральной России, то на юге она гораздо мягче. В Херсонской области уровень урбанизации ниже, чем в Запорожской, Донецкой и Луганской областях. Соответственно, меньше построек и жилых домов, которые можно приспособить под укрытия от непогоды.


Источник: чаллы.рф

Главный вопрос – какая армия лучше приспособлена к наступающим морозам?

За последние восемь лет для ВСУ эта зимняя кампания далеко не первая. Через пресловутое АТО националисты пропустили почти весь личный состав армии и нацбатальонов. Здесь же они получили навыки зимней войны. Британцы уже пообещали выделить 300 тыс. единиц зимнего обмундирования. Но даже украинские комментаторы недоумевают – единиц или все-таки комплектов, что совершенно разные категории.

Есть все основания полагать, что огромные массы мобилизованных в ВСУ будут иметь сложности с элементарным снабжением зимой. Это усугубят удары по энергетической инфраструктуре Украины. Уничтожение логистических узлов, железнодорожных путей и мостов через Днепр, чего так долго ждет армия, зимой станет для националистов форменной катастрофой.

Для России же это первая боевая зима за много лет. Что-то придется вспоминать, чему-то обучаться уже на ходу. Однако для России морозы – совершенно привычное явление, особенно для воинов с севера и востока страны, у которых устойчивость к холодам природная.

Но в любом случае успехи зимней кампании будут зависеть от своевременного и качественного снабжения армии всем необходимым, начиная с зимней униформы и заканчивая средствами индивидуального обогрева. Как бы это банально ни звучало в итоге.

Автор:
Евгений Федоров