Бесконечные интриги неизменно сопровождали существование Гетманщины в составе сначала Московского царства, а потом и Российской империи. Казаки никогда не отличались постоянством и Петербургу приходилось внимательно следить за тем, чтобы внутренние склоки не переросли в реальную измену.

Безусловно, в XVIII столетии ни у одного казацкого мятежа не было ни единого шанса на успех. Это предопределило новую тактику казацкой старшины, которая вместо поиска союзника в борьбе с Россией перешла к удержанию тех привилегий, которые у нее оставались. Сопровождалось это откровенным раболепством перед царями, часто недальновидно соглашавшимися на уступки своенравным подданным.

Портрет Даниила Апостола
Портрет Даниила Апостола

Гетман Даниил Апостол был подходящей фигурой для новой политики Гетманщины. Он был лицемером до мозга костей, вовремя предававшим своих собратьев в угоду сиюминутным интересам. В истории малороссийского края он прежде всего известен своими «Решительными пунктами», которые представляли собой очередную договорённость между старшиной и царем Петром II по поводу местного казачьего самоуправления.

Карта Гетманщины конца XVII вв.
Карта Гетманщины конца XVII вв.

Как и многие его предшественники, по своему происхождению Апостол не был малороссом. Его отец в середине XVII столетия перебрался в Малороссию из турецких владений в Бессарабии. В годы казацкого восстания Пётр Апостол не только показал себя талантливым организатором, но и проник в казацкую старшину, поочередно занимая должности командующего различных казачьих полков.

Чтобы укрепить свое положение, Пётр женился на дочери миргородского полковника, которая родила ему сына Даниила. После этого логично, что тесть со временем передал ему руководство тем самым полком.

Наш герой родился в 1654 году в селе Великие Сорочинцы в самый разгар восстания Хмельницкого. Любопытно, что о молодых годах будущего гетмана мы ничего не знаем. Можно лишь предполагать, что он принимал участие в войне с поляками в рядах миргородского полка, которым командовал его отец.

Косвенным подтверждением этого факта является то обстоятельство, что в 1683 году Даниил получил полк в «наследство» от Петра Апостола, то есть сделал эту должность наследственной. Очевидно, что такое назначение было бы невозможно, если бы будущий гетман достойно не проявил себя на военном поприще.

Дальнейшие обстоятельства службы Даниила подтверждают правоту данного умозаключения. В 1689 году он воевал против крымских татар у Перекопа, а в 1693 и 1696 годах принимал активное участие в очередной русско-турецкой войне, самым ярким эпизодом которой стали Азовские походы юного царя Петра. До самого конца войны Апостол оставался на важных руководящих постах в казацком войске.

Означает ли это, что миргородский поклонник был верным слугой будущего императора? Как покажут дальнейшие обстоятельства, доверять ему приходилось ничуть не больше, чем Мазепе. Впрочем, выбирать царскому правительству было фактически не из кого, остальные представители казачьей старшины были не лучше.

Азовские походы Петра I
Азовские походы Петра I

Северная война стала для Даниила Апостола своеобразным испытанием на прочность. Гетман Мазепа не доверял миргородскому полковнику, но был вынужден его использовать в собственных интересах. В этот период Апостол чаще всего воевал за пределами Малороссии. Обусловлено это было тем, что русским военачальникам требовался командир, под управлением которого казачья лёгкая конница в русской армии совершала бы молниеносные налёты по тылам противника.

Приходилось Апостолу принимать участие и в серьёзных сражениях. В частности, он не только сопровождал графа Шереметева во время его прибалтийских походов, но и возглавлял казачьи отряды в союзной Речи Посполитой, раздираемой на части гражданской войной.

Казалось бы, Апостол имел все основания сохранять верность России. Его карьера складывалась удачно, после Мазепы он мог бы получить гетманскую булаву. Однако миргородский полковник всё-таки искусился и предал царя Петра. О мотивах его поступка остается лишь гадать.

Вероятнее всего, Карл XII действительно обладал харизмой, способной вскружить головы легковерным. Он рисовал им планы независимой Гетманщины, сулил высокие должности в новом государстве. В этих условиях мог спасти только идейный стержень, но его- то как раз и не было!

Впрочем, Апостол легко предал и шведов, когда стало очевидно, что их карта будет бита. Для этого он попросил содействия у Ивана Скоропадского, сохранившего верность царю.

Портрет царя Петра II
Портрет царя Петра II

Любопытно, что царь Пётр I, которого многие современники считали крайне жестким и мстительным правителем, многих бывших мазепинцев не только простил, но и оставил в казачьей старшине. Разумеется, произошло это не сразу и потребовались значительные усилия посредников, изрядно улещенных к тому богатыми посулами.

В конце правления Петра I судьба занесла Апостола на Кавказ, где они принимал активное участие в боевых действиях против персов.

После смерти императора казачья старшина возомнила, что ей удастся отыграть те уступки, которые были сделаны в результате измены Мазепы. Впрочем, императрице Екатерине I хватило дальновидности не идти на поводу их амбиций. А вот император Пётр II, взошедший на престол в 1727 году, был не столь категоричен.

Пётр Алексеевич был сыном опального и казнённого Петром I Алексея Петровича. Он взошел на престол юным отроком, которому больше по нраву были охотничьи и любовные забавы, чем дела государственные.

Казаки этот момент вовремя уловили. В Петербург была послана очередная делегация, просившая о милости для Гетманщины.

Даниил Апостол к тому времени уже получил гетманскую булаву. Произошло это в 1727 году. Опытному воину и администратору было уже более 70 лет.

У царя посланцы Апостола требовали фактического возвращения старых вольностей времен Богдана Хмельницкого. Это фактически отменяло все ограничения, введенные царями за последующие измены гетманов. Пётр II со многими пунктами казачьей программы согласился, однако поставил условием, что гетман не имеет права на ведение самостоятельных переговоров с иностранными государствами, а также на назначение полковников и утверждение генеральной старшины. На том обе стороны в конечном счете и сошлись.

После подписания «Решительных пунктов» Апостол надёжно утвердился в Малороссии. Фактически он вёл жизнь властелина, не слишком стеснённого слабыми правителями России после смерти Петра I. Иногда, впрочем, ему приходилось принимать участие в военных кампаниях, однако происходило это без личного участия Даниила.

Умер наш герой в 1734 году, пережив множество царей, императоров и императриц.

Был ли Апостол выдающейся личностью? На первый взгляд, ничего экстраординарного этот человек не совершил. Вместе с тем Даниил умел находить подход к властям предержащим и за счёт этого добивался многочисленных уступок для Гетманщины. Для России в целом его деятельность не представляла опасности, но и не была полезной. Апостол вполне себе мог изменить снова, фактически сохранялись угрозы казачьей «самостийности», но она нивелировалась растущей силой России. Таким образом, империя могла использовать себе на пользу даже сомнительных личностей, хотя необходимость ликвидации Гетманщины была насущной потребностью крепнущего Российского государства…

Аркадий ВЕРТЯЗИН