КОНСТАНТИН ОХОТИН. РОСПИСЬ ХРАМА НОВОМУЧЕННИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ НА БУТОВСКОМ ПОЛИГОНЕ. ФОТО: ОРГКОМИТЕТ ВЫСТАВКИ «МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЦЕРКВИ. ФОТО: ОРГКОМИТЕТ ВЫСТАВКИ «МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЦЕРКВИ. РАБОТЫ ХУДОЖНИКОВ МСХ»

Уже 9 июня в выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком мосту начнёт работу уникальная выставка-фестиваль «Монументальное искусство в Церкви», аналогов которой в России ещё не было. Художники МСХ разных поколений представят разнообразие своих работ, а ряд церковных хоров исполнят песнопения в разных православных традициях: от византийских хоралов и древнерусского знаменного пения до произведений современных церковных композиторов.

«На Небе или на земле мы»

Помните эпизод из «Повести временных лет», известный со школьной скамьи, как святой равноапостольный Великий Князь Владимир ещё до Крещения Руси «выбирал веру»? Да-да, тот самый, откуда есть пошла крылатая княжеская фраза «Руси есть веселие пить, не можем без того быть» в отказ принять ислам. Так вот, в итоге Великий Князь направил послов в разные земли, включая Ромейское Царство (ныне именуемое «Византией»), откуда, побывав в Святой Софии Константинопольской, они прибыли с таким рассказом:

И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на Небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.

Но не будем ходить вокруг да около. Смысл в том, что ни послы, ни сам равноапостольный князь не были глубокими богословами, способными сравнить догматическую глубину разных верований. Для них главным в выборе веры стало то, что позднее было названо «богословием в красках» и «богословием в пении». Такое эстетическое восприятие истинной веры, православного христианства, отнюдь не было «поверхностным», поскольку в Православии не просто форма очень тесно связана с содержанием, но передаёт его. А если проще, без философии, то одна храмовая архитектура, убранство храмов (в первую очередь, конечно, иконописное) и песнопения значат очень многое и ещё до изучения Священного Писания могут привести к Свету Христовой Истины.

Фото: Оргкомитет выставки

ДМИТРИЙ ТРОФИМОВ. РОСПИСЬ КУПОЛА. ФОТО: ОРГКОМИТЕТ ВЫСТАВКИ «МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЦЕРКВИ. РАБОТЫ ХУДОЖНИКОВ МСХ»

Отчасти именно поэтому антицерковные гонения всегда начинались с разрушения храмов, борьбы с иконами и изъятия церковных ценностей. И именно поэтому возвращение к вере, которое Россия с трудом, можно даже сказать «со скрипом», проживает в последние десятилетия, тоже крайне важно сочетать с погружением в церковную эстетику. В её многообразие, говоря словами великого русского консервативного мыслителя Константина Леонтьева, «цветущую сложность», единую во Христе.

«Цветущая сложность» церковного искусства

Именно это церковное многообразие как людям глубоко верующим, воцерковлённым, так и тем, кто ещё только делает первые шаги, представят организаторы и участники выставки-фестиваля «Монументальное искусство в Церкви. Работы художников МСХ». Поистине уникального события, которое начнётся 9 июня в выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком мосту, 11 и продолжится до 17 июня включительно.

Более ста художников-иконописцев разных стилей и поколений представят разнообразие своих работ: икон, фресок и церковных росписей (в чём отличие – чуть позже). И в то же время в том же пространстве целый ряд ведущих церковных хоров Москвы исполнят песнопения в разных православных традициях: от византийских хоралов и русского дораскольного (сегодня, в основном, практикуемого у старообрядцев, но возрождающегося и во многих обычных приходах) знаменного распева до произведений современных церковных композиторов.

Фото: Оргкомитет выставки

СВЕТЛАНА ВАСЮТИНА. БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ. ФОТО: ОРГКОМИТЕТ ВЫСТАВКИ «МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЦЕРКВИ. РАБОТЫ ХУДОЖНИКОВ МСХ»

Но в чём же уникальность этой выставки-фестиваля и какова его основная идея? Это мы обсудили с генеральным продюсером мероприятия, художественным руководителем мастерской «Царьград» Дмитрием Трофимовым и куратором выставки, искусствоведом, лауреатом премии митрополита Макария, старшим научным сотрудником Государственной Третьяковской галереи Татьяной Самойловой.

Царьград: Так что же, получается, за все три постсоветских десятилетия ничего подобного в России ещё не было? Ни одной столь крупной выставки церковного монументального искусства?

Дмитрий Трофимов: Не совсем так. Выставки были. Замечательные, масштабные выставки. Например, в 2007 году «Свет миру» в московском Манеже, организованная Русской Православной Церковью. Наша же выставка-фестиваль уникальна тем, что, во-первых, её организатором выступает Московский союз художников, ранее уже проводивший подобные мероприятия, но менее масштабные. Во-вторых, мы соединили выставочное пространство с хоровым фестивалем, чтобы раскрыть идею симфонии церковного искусства. А в-третьих, на выставке пройдут круглые столы, посвящённые ключевым проблемам этого искусства.

Трофимов

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МАСТЕРСКОЙ «ЦАРЬГРАД» ДМИТРИЙ ТРОФИМОВ. ФОТО: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД

Татьяна Самойлова: И нам очень важно было показать, что понятия «сакральное» и «творческое» неотделимы, что это единый процесс.

– Можно ли назвать главные имена современных творцов, чьи работы мы сможем увидеть?

Д. Т.: Их очень много, более сотни, поэтому не вполне корректно выделять одних, не перечислив других. Но корифеев, начавших работать ещё в 1980-х – начале 1990-х, назвать стоит. Тех, у кого мы, художники среднего и младшего поколений, учились. Это – вице-президент Российской академии художеств Евгений Максимов, это – безвременно ушедший Александр Соколов, мозаичист Александр Карнаухов, Александр Лавданский, протоиерей Андрей Давыдов из Суздаля, Александр Солдатов, который прямо сейчас расписывает храм в Беслане на месте трагедии 2004 года…

– Более ста мастеров, а сколько же тогда представлено работ и какие это работы помимо самих икон?

Т. С.: Свыше трёхсот. Помимо икон – это около 150 пенокартонов с фотографиями. Причём это довольно большие пенокартоны, чтобы показать масштабность, монументальность выполненных работ. В числе наших задач – погрузить зрителя в храмовое пространство и при этом показать рабочий процесс создания произведения искусства, начиная от замыслов, эскизов, затем – того, как эскизы переносятся на стену. Показать разные техники – фреска, мозаика, майолика, скульптура, роспись на холсте…

Самойлова

КУРАТОР ВЫСТАВКИ, ИСКУССТВОВЕД, ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ ТАТЬЯНА САМОЙЛОВА. ФОТО: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД

Д. Т.: И именно этого ещё точно никогда и нигде не было. Такого количества интерьеров храмов, собранных на одной площадке. И такого разнообразия разных форм церковного искусства. Кстати, важно заметить: у нас принято всю стенопись называть «фресками», а это не так: фреска – это роспись по сырой штукатурке, и эта очень сложная техника сегодня применяется не столь часто.

– А есть ли своего рода общая идеология представленных работ?

Д. Т.: Самое главное – это выставка не религиозного, а именно церковного искусства. То есть того, что делается не «на тему», а непосредственно для храмов, что имеет благословение клира.

Т. С.: Что же касается традиций, то они разные. Это не обязательно «писать как Рублёв» (так вообще невозможно), «как Дионисий» или «как Ушаков». И, кстати, в рамках нашей выставки в интерактивном формате в пятиминутном ролике будет представлена история церковного искусства: от катакомб, византийской иконописи Апулии и Каппадокии и вплоть до современности.

– Ну и в завершение не могу не задать вопрос: для кого эта выставка? Кого вы ждёте уже завтра на Кузнецком мосту?

Т. С.: Мы ждём всех: и воцерковлённых людей, и невоцерковлённых. Все мы нуждаемся в просвещении, чтобы наш художественный мир не был ограничен каким-то одним «космосом». И мы постараемся расширить эти границы, показать, что церковное искусство очень масштабно и разнообразно, а порой и неожиданно.

* * *

Добавить нечего. Кроме напоминания, что оценить великолепие работ мастеров можно будет с 9 по 17 июня в выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком мосту, 11.

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ