ИРИНА ДВОРНИКОВА. ТРОИЦА. РОСПИСЬ ХРАМА. ФОТО: ОРГКОМИТЕТ ВЫСТАВКИ «МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЦЕРКВИ. РАБОТЫ ХУДОЖНИКОВ МСХ»

С 9 по 17 июня 2022 года в выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком Мосту пройдёт выставка-фестиваль «Монументальное искусство в Церкви. Работы художников МСХ».

Это будет одна из крупнейших выставок церковного искусства за последние 30 лет. Проект соединит в себе и экспозицию, и фестиваль церковного пения, более того, состоится обсуждение наболевших вопросов на круглых столах. В области церковного искусства России подобного проекта ещё не было.

На выставке будут представлены работы более ста художников, и всё они абсолютно разные, разноплановые – как само храмовое искусство сегодня. Среди них мастера, которые воссоздавали живопись в храме Христа Спасителя, работали в Сретенском монастыре, украшали Дивеевскую обитель и другие значимых храмы России и зарубежья.

Посетители выставки увидят работы художников, которые за эти тридцать лет внесли большой вклад в возрождение иконописи в России. Это такие имена, как Евгений МаксимовАлександр Лавданский, Александр СолдатовЗураб ЦеретелиПётр СтронскийНикита НужныйАлександр Чашкин и другие. Рядом с ними свои работы представят молодые церковные художники.

На выставке можно будет увидеть поэтапно, как работает храмовый художник – от рождения идеи и формирования замысла на уровне эскизов и картонов до их реализации в пространстве. Большинство работ создано для церковного пространства: рукотворные эскизы и прориси, холсты, иконы, мозаики, витражи, проекты иконостасов, фотографии храмовых интерьеров. Будет представлена и церковная скульптура, и керамика.

ДМИТРИЙ ТРОФИМОВ. РАСПЯТИЕ. ЧАСОВНЯ ПАНТЕЛЕИМОНА В ВИДНОМ. ФОТО: ОРГКОМИТЕТ ВЫСТАВКИ «МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЦЕРКВИ. РАБОТЫ ХУДОЖНИКОВ МСХ»

Каким путём развивается церковное искусство?

Этот проект в программе «Царьград. Главное» обозреватель Юрий Пронько обсудил с художественным руководителем мастерской «Царьград» Дмитрием Трофимовым и куратором выставки МСХ, искусствоведом, лауреатом премии митрополита Макария Татьяной Самойловой.

Юрий Пронько: В чём суть этого фестиваля? Что вы хотите продемонстрировать, чего вы хотите достичь?

Татьяна Самойлова: Главная цель нашего проекта состоит в том, чтобы подвести итоги развития церковного искусства за последнее 30-летие. В 90-е годы искусство это фактически заново возрождалось.

Было очень много споров, каким путём оно пойдёт, и какое оно будет, и насколько оно вообще соответствует духу Церкви. А сейчас мы видим, что это искусство развивается очень широким потоком: восстанавливаются храмы, храмы строятся, их надо украшать.

– Я правильно понимаю, что это, в первую очередь, иконопись?

Т.С.: Это не только иконопись. Наша задача показать монументальное искусство в Церкви, которое украшает стены, пространство храма.

– Роспись?

Т.С.: Да, роспись, но понятно, что это невозможно представить в выставочном зале. Мы покажем её в виде очень качественных фотографий, на так называемых пенокартонах. Так можно показать то, что сделано в храме, как эта роспись выполнена.

Более того, можно будет увидеть сам процесс создания этой росписи. То есть наша важная задача – показать, что это искусство, что это творчество, что это не просто повторение.

Роспись храма – это как игра симфонического оркестра

– А давайте я вам тогда задам дилетантский вопрос. В моём родном храме Александра Невского при МГИМО, прихожанином которого я являюсь, сейчас идёт роспись. Я вижу, что этот процесс очень трудоёмкий, долгий. Прошёл не один месяц, пока леса, стоявшие с одной стороны храма, перенесли на другую сторону. И эти работы продолжаются, даже купольная часть не затронута ещё.

И я вижу эту роспись. Но я могу зайти в любой другой храм, здесь, в Москве, в Петербурге, в других наших городах, и везде роспись отличается – колоритом, цветовой гаммой, яркостью. Я как экономист могу предположить, что это деньги. Но на самом деле это что-то другое, да, Дмитрий?

Дмитрий Трофимов: Конечно. Наша выставка именно и показывает это многообразие. Как раз вы затронули вопрос колорита. Но есть ещё главное – стилистика росписи. И вот этот стиль, который вы видите, а в разных храмах он разный, зависит от многих факторов. Прежде всего, это внутренний опыт иконописца, духовный его опыт.

– То есть конкретного человека, конкретного художника.

Д.Т.: Да, каждого конкретного человека. Если мы говорим о росписи храма, то это – команда, в которой есть обязательно какой-то лидер. Он направляет коллектив, чтобы он сформировался как единое целое. Когда коллектив долго работает вместе, он должен быть подобен оркестру, в котором все инструменты звучат в унисон.

– То есть роспись храма можно сравнить с симфоническим оркестром. Должна быть симфония.

Д.Т.: Конечно. Именно поэтому мы и придумали, чтобы параллельно с выставкой у нас проходил хоровой фестиваль. Потому что музыкальная культура и культура изобразительного искусства развивались как два элемента церковного предания, симфонично.

У нас на фестивале будут представлены музыкальные произведения византийской эпохи VI–VIII веков – знаменный русский распев, партесное пение, а также и современные композиторы, в том числе и произведения митрополита Илариона.

То же самое и с изобразительным искусством. Наша выставка открывается залом традиций, где посетители могут в течение пяти минут просмотреть видеоролик, в котором будет представлено церковное изобразительное искусство, начиная с катакомб, II–III веков и до ХХ века.

ШАБАЛИНА Д., ЛЕОНТЬЕВ М. МОЗАИКА, РОСПИСЬ НИЖНЕГО ХРАМА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ. ФОТО: ОРГКОМИТЕТ ВЫСТАВКИ «МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЦЕРКВИ. РАБОТЫ ХУДОЖНИКОВ МСХ»

– То есть это такое пополнение собственных знаний. Не просто зашёл в церковь, да?

Т.С.: Это в известном смысле и просветительский проект.

– Я сейчас себя поймал на этой мысли, когда Дмитрий стал говорить: это не только о симфонии, а о новом познании для человека, который растёт в православной среде, если мы говорим о воцерковлённом человеке, но при этом получает новые знания. Это примерно так же, как для дилетанта Мане и Моне звучит одинаково, хотя между ними, импрессионистами, огромная разница.

Т.С.: Но это и вызов для современных художников тоже, которые как раз владеют очень глубоким знанием об этих разнообразных традициях. Люди много путешествуют, изучают…

Иконопись меняется – каждый художник вносит в работы свой религиозный опыт

– Вы хотите сказать, что это всё меняется? При этом мы говорим о тысячелетней русской церкви и двухтысячелетней церкви Христовой в истории человечества. Это меняется?

Т.С.: И всё-таки это меняется. Несмотря на всю каноничность, несмотря даже на стремление оставаться и жить строго в каноне, время так или иначе привносит свои коррективы.

Для специалиста, для человека, у которого насмотрен глаз, очень отличаются произведения, скажем, XVII века от произведений XVI века, мы это видим сразу. Потому что человек приходит в мир, проживает некий свой опыт религиозный и опыт художника, иконописца и вносит что-то своё.

– И это экстраполируется на то, что он делает?

Т.С.: Конечно, это всё привносится в его творения.

ЕВГЕНИЙ МАКСИМОВ. ГОСПОДЬ САВАОФ. ЭСКИЗ К РОСПИСИ КУПОЛА ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ. ФОТО: ОРГКОМИТЕТ ВЫСТАВКИ «МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЦЕРКВИ. РАБОТЫ ХУДОЖНИКОВ МСХ»

– Одна из наших главных русских святынь – это Киево-Печерская Лавра. Я там был – и  в ближних, и дальних пещерах. И когда я захожу в храмы Киево-Печерской Лавры, я же вижу, что иконы отличаются. И я вижу, роспись храмов отличается от того, что я наблюдаю в Москве и в родном Петербурге, в других городах.

Д.Т.: Церковное искусство изобразительное – это один из языков Церкви, которым говорит Священное Писание. И оно действительно развивается, как развиваются на протяжении времени наши языки и возникает масса наречий.

И сегодня, вспоминая Киево-Печерскую Лавру, первое, о чём хочется сказать, – это то, чтобы у нас была любовь к разным наречиям. И принятие разных наречий. И тогда у нас будет будущее.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА