ФОТО: OBSON90, IRINA BORSUCHENKO / SHUTTERSTOCK.COM

Любителям посетовать на «женскую логику» настоятельно рекомендуем ознакомиться с логикой польской. Так, бывший замминистра обороны Польши Ромуальд Шереметьев в интервью, данном польскому еженедельнику Do Rzeczy, сначала порадовался вступлению в НАТО Финляндии и Швеции, а затем заявил о том, что следует добиваться «демилитаризации Калининграда», потому что «не может быть, чтобы НАТО сидело на пороховой бочке». Поскольку, по мнению пана Шереметьева, после вступления в НАТО Финляндии и Швеции Калининград останется последней крепостью России на Западе, препятствующей полному господству Североатлантического альянса в регионе.

Бывший замминистра обороны Польши Ромуальд Шереметьев, предложивший «демилитаризировать Калининград», в своих мечтах прибрать к рукам этот кусочек России, отделённый от основной территории нашей страны, не одинок. Судя по всему, аппетиты поляков отнюдь не ограничиваются «восточными кресами» (Западной Украиной).

Так, в марте 2022-го другой польский генерал – экс-командующий сухопутными войсками Вальдемар Скшипчак – уже заявлял, что Калининградская область, которая-де «находится под русской оккупацией с 1945 года», должна принадлежать Польше как «польская земля». Видимо, ни истории, ни географии в польских военно-учебных заведениях не обучают в принципе.

Маленький исторический ликбез

Судя по всему, знания польских политиков и военных по истории ограничиваются идиотским лозунгом «Polska od morza do morza» («Польша от моря до моря»), так что придётся им кое-что напомнить из прошлого. Калининград и окрестности – это не то что не Польша, а даже, строго говоря, не Германия. Это историческая Пруссия, земли балтского народа пруссов, простиравшиеся когда-то от Вислы до Немана. Которых, кстати, ещё с X века безуспешно пытались покорить поляки.

Даже первый созданный немцами для борьбы с язычниками-пруссами орден «Добжиньские братья» был ими уничтожен. И тогда польский король (что значит традиция!) призвал в 1234 году на помощь… Тевтонский орден, который именно с этих пор и обосновался в тех краях, став впоследствии главной головной болью для балтов, русских, а потом и самих поляков.

После полувековой предельно жестокой борьбы немецкие рыцари пруссов одолели, окатоличили и ассимилировали, и с тех пор на карте появилась Пруссия. А на месте прусского форта Твангесте (Дубовый лес) немцы построили крепость Кёнигсберг (Королевская гора). Назвали её так в честь короля Чехии Пршемысла Отакара II, войска которого очень вовремя пришли на помощь теснимым пруссами немецким крестоносцам.

Кстати, именно Пруссия при Отто фон Бисмарке стала ядром, вокруг которого в XIX веке сложилась единая Германия. Хотя и тогда пруссаки, строго говоря, немцами себя не считали. Так, уроженец Кёнигсберга Иммануил Кант обижался, когда его называли немцем, и говорил:

Я не немец, я пруссак.

Кант

ИММАНУИЛ КАНТ. 1724-1804 ГГ. ФОТО: MARY EVANS PICTURE LIBRARY / GLOBALLOOKPRESS

И ещё один подзабытый поляками факт. В царствование Императрицы Елизаветы Петровны случилась русско-прусская война, в ходе которой наши не только разгромили считавшегося «непобедимым» Фридриха Великого и вошли в Берлин, но и фактически присоединили Восточную Пруссию с Кёнигсбергом, население которой с радостью присягнуло Русской Императрице.

Так что русскими эти земли могли стать уже тогда, да тут, к несчастью, Елизавета Петровна умерла, а наследник Пётр III оказался фанатом Фридриха и всё завоёванное… ему вернул. Так что в 1945 году деды наши, как говорится, «вернули своё, временно утраченное». А уж Польша к прусским землям отношения не имела от слова «вообще». Если не считать того, что после Второй мировой северная часть Восточной Пруссии (нынешняя Калининградская область) отошла СССР, а вся прочая её территория (2/3) – Польше.

Паранойя общенационального масштаба

Если вы думаете, что идея аннексии Польшей Калининградской области – это лишь отдельно взятый бред отставных генералов, то это не так. Идея эта глубоко укоренилась в общественном сознании поляков. Ещё в 2020 году одна из ведущих польских газет Gazeta Wyborcza опубликовала статью «Коронавирус отсекает Калининградскую область», где указала, что «Польша и Литва решили временно закрыть границы, так что российский эксклав на Балтийском море оказался в полуизоляции».

Идея отсечь Калининград не нова: в июле 2016 года власти Польши отменили действовавшее с лета 2012-го малое приграничное движение с Калининградской областью, от которого, правда, больше пострадали польские магазины, куда калининградцы наезжали за товарами. Но самое интересное – какие на эту статью в Gazeta Wyborcza посыпались комментарии польских граждан: в основном они касались идеи забрать у России Калининградскую область через референдум или иным путём.

Удивляться тут нечему: прибрать к рукам бывший Кёнигсберг издавна было частью польского исторического мифа. Основанием для которого стало признание преобразовавшим Тевтонский орден в светское государство великим магистром Альбрехтом вассальной зависимости от польского короля Сигизмунда, пусть и чисто номинальное. В 2019 году поляки даже коллекционную монету по этому поводу выпустили – с коленопреклонённым перед польским королём пруссаком.

На Кёнигсберг облизывался и так нахапавший немало чужих земель Пилсудский, причём одной рукой Польша подписывала «пакт Гитлера – Пилсудского» против СССР, а другой на полном серьёзе готовилась к созданию «воеводства Прусского» и даже конкретного воеводу для будущего управления краем имела в наличии – Михала Гражинского. Что полякам и припомнили немцы, начав вторжение в 1939 году.

И даже созданное Сталиным в 1944 году коммунистическое правительство Польши требовало провести границу по реке Преголе, претендуя в дополнение к уже полученным восточнопрусским территориям на половину нынешней Калининградской области. Но окрик из Москвы зарвавшихся панов вразумил.

Ну а после распада СССР претензии прорезались с новой силой, причём не только у Польши, но и у новообразованной Литвы. За спиной, как обычно, у США. В 2019 году мозговой центр тамошних неоконов Jamestown Foundation опубликовал доклад «Как защитить страны Прибалтики», где речь шла о наступлении на Россию и Белоруссию, причём ставилась цель – «в первую очередь нужно решить вопрос с Калининградом». Оккупировать его планировалось совместными силами поляков и американцев.

Вот только, как говорится, видит око, да зуб неймёт. Как прокомментировал ситуацию для «Первого русского» военный эксперт Алексей Леонков:

Группировка в Калининградской области уже усилена, и вообще это – один огромный укрепрайон. Так что поляки могут сколько угодно облизываться на эти никогда им не принадлежавшие земли. Но при этом понимать, что это территория России и малейший акт агрессии против неё будет означать объявление войны. Со всеми вытекающими отсюда последствиями – вплоть до термоядерного удара.

Что с того?

В отличие от поляков, у русских со знанием истории и географии, а также с логикой всё в порядке. Что лишний раз продемонстрировал посол России в Варшаве Сергей Андреев, назвав бред польского генерала «полётом фантазии».

Но представим на минуту, что нацеленность Польши на Калининградскую область Россия восприняла всерьёз. И, помимо усиления базирующейся там военной группировки, абсолютно неизбежного при нынешнем очередном расширении НАТО на восток, всерьёз задумалась о создании «Сувалкского коридора» – гипотетического (пока что) 100-километрового сухопутного коридора, проходящего по нынешней польско-литовской границе и соединяющего Калининградскую область с союзной и дружественной нам Белоруссией.

Что прорубить этот коридор Россия готовится, утверждают на Западе при начале любых наших совместных с белорусами учений. Да и сами натовцы (Польша и ещё 10 стран) в 2017 году проводили учения «Железный волк – 2017» по «защите Сувалкского коридора». Правда, натовские стратеги просчитали, что удержать там русских удастся в лучшем случае от 36 до 60 часов.

Так что, как говорится, не буди лихо, пока оно тихо. Не надо искушать Россию, а тем более нацеливаться на принадлежащие ей земли. А то ведь этак мы можем и о сухопутном коридоре от Калининграда до Белграда задуматься.

ВЛАДИМИР ХОМЯКОВ