ФОТО: BEARFOTOS/ SHUTTERSTOCK.COM

13 миллиардов долларов – именно такую круглую сумму оставили граждане России в Европе в допандемийный 2019 год. Эта цифра вполне сопоставима с экспортом каменного угля, а ведь поставки данного вида сырья – одна из основных статей вывоза. К сожалению, наша страна до сих пор остаётся весьма неразвитой в области туризма. А ведь интенсификация его развития вполне может стать драйвером поднятия регионов с колен. Нынешние санкции – хороший повод вспомнить о туристической сфере, а для европейцев – в очередной раз посокрушаться насчёт недальновидности собственных руководителей. Ведь антирусские санкции – приговор курортам Италии и других членов ЕС.

За два десятилетия двадцать первого века экономики России и Европейского союза очень тесно переплелись. Несмотря на явное недовольство Соединённых Штатов строптивостью Кремля, которая проявлялась то в решительности при наведении порядка на Северном Кавказе, то при отражении грузинской агрессии в Южной Осетии в августе 2008-го, экономические связи между нашей страной и ЕС ширились и крепли. Сейчас Вашингтон, по сути, объявил Москве войну. С началом поставок вооружений бандеровским формированиям она уже перешла в горячую фазу.

Финита ля комедия итальянской туротрасли

Одна из главных целей американцев в нынешнем противостоянии – полный разрыв русских с европейцами, изоляция нашего «западного вектора». Очевидно, нам это невыгодно, однако потери Европы ещё большие. И речь даже не про нефть и природный газ – тут и так всё предельно ясно и понятно. И даже не про металлургию или уголь. Целый ряд стран, по сути, жили на туристическом потоке из России. Государства, обладающие хотя бы толикой суверенитета, что называется, «попридержали коней» и не стали вводить санкций (к примеру, Турция, Таиланд или Египет), сохранив деньги для своего бизнеса и граждан. Старый Свет решил идти на поводу у «мирового гегемона» (вернее, за него решили).

Последствия не заставили себя долго ждать. Туристический поток с востока резко сократился на фоне введения всё новых и новых рестрикций в отношении нашей страны, а также небывалого разгула русофобии в западном обществе. Это отнюдь не голословные утверждения, про это пишет часто упоминаемая нами европейская пресса. Так, на днях вышла статья британской The Guardian о серьёзных проблемах итальянской турсферы.

Мы уже на нуле. Русские больше не приезжают; они были отрезаны. Экономика региона расцветала благодаря русским,

– цитирует газета владельца агентства недвижимости в Скалее Николу Ротондаро.

В Итальянской республике до сих пор существовали сотни (!) туристических агентств, заточенных под туристов из России. Сейчас, после введения незаконных и необоснованных санкционных ограничений, данные организации оказались на мели. The Guardian отмечает: крупные доходы потеряли рестораны, кафе, бары, магазины, владельцами которых являются представители малого предпринимательства. Русские туристы всегда отличались расточительностью – тратили гораздо больше итальянцев, а также продлевали отдых на нетуристический сезон (то есть не в самые жаркие летние месяцы). Теперь – «финита ля комедь», как поёт группировка «Ленинград».

Безусловно, всё описанное выше актуально не только для Апеннинского полуострова. Все прекрасно знают, сколько русских предпочитало отдыхать в Испании, Хорватии, Австрии, Швейцарии, на Лазурном берегу Франции. Кто-то потеряет больше, кто-то меньше, но внакладе останутся все – это при любом развитии событий. В особом минусе – «тигры» Восточной Европы, годами спекулировавшие на ностальгии русских людей по социалистическому прошлому. Кому в Великобритании или Португалии хоть что-то говорит слово «Юрмала» или «Паланга»? Кто в Норвегии заинтересуется рижским бальзамом или латышскими шпротами? Всё-таки есть какая-то высшая справедливость в том, что самый сильный удар придётся на наиболее антирусские государства европейского континента.

Что с того?

Нет ничего плохого в познании нашего мира. Туризм развивает кругозор человека, помогает расширить сознание, познакомиться с иными культурами. Однако это если мы рассматриваем с точки зрения отдельно взятого человека. Если судить с точки зрения страны, туризм имеет ряд минусов. Как бы то ни было, тут мы сталкиваемся с выводом средств за рубеж, причём не самых маленьких. По данным за допандемийный 2019 год, граждане России потратили в Европе более 13 миллиардов долларов. Просто для сравнения: за 2021 год таможенная стоимость экспортного каменного угля составила 17,6 миллиарда долларов. Цифры вполне сопоставимы.

А ведь эти 13 миллиардов при должном развитии туристической инфраструктуры и социальной сферы могли остаться на отечественных курортах – Крыма, Краснодарского края, Кавказских Минеральных Вод, Карелии, Алтая, Иркутской области, Приморья и других регионов. Инвестирование в собственную страну могло дать существенный толчок развитию субъектов, но увы. Долгое время ретивые «предпринималы» считали развитие туротрасли чем-то накладным, долгим. Гораздо легче использовать природные недра и в сыром виде отправлять полезные ископаемые за бугор. Новые обстоятельства диктуют новые правила. И логику ведения бизнеса придётся менять. А итальянцам… наши соболезнования.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ