ФОТО: ИГОРЬ ИВАНКО / АГН «МОСКВА»

Продолжается административно-интеллектуальный штурм, посвящённый поиску минимизации ущерба от западных санкций. Правительство России подготовило очередной пакет документов. Царьград рассказывает, что изменится в нашей жизни после реализации этих планов.

Анонсируя новый набор законопроектов, премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что это не последние меры, что правительство и дальше будет реагировать на новые вызовы. А заодно пообещал, что «турбулентность, связанная с санкциями, скоро закончится». И если первое радует, то во второе, честно говоря, не верится. Впереди ещё много интересного – автор этих строк не ожидает катастрофы, но надеется на какую-никакую стабилизацию в лучшем случае к лету 2023 года, а если дойдёт до нефтяного эмбарго, то и того позже.

Слишком уж сильно мы вляпались в Запад. Выбираться трудно.

Правительственный пакет законопроектов ещё не принят, но учитывая его статус, трудно сомневаться в том, что Госдума проголосует «как надо».

Что же принёс нам Михаил Мишустин в своём новом пакете?

О гражданах

  • Отменена совсем свежая новация – налоги с процентов по банковским вкладам, которые превышают 1 млн рублей. В обществе это воспринимали, как «налог на богатых», теперь его (временно?) не будет. По крайней мере за 2021 и 2022 годы платить не придётся.
  • Будут освобождены от налогообложения доходы от экономии на процентах за пользование заёмными средствами в 2022–2023 годах. Это экзотический налог, о котором мало кто даже подозревает. Облагаемая выгода по договору займа возникает при условии, что человек уплачивает проценты за пользование денежными средствами по ставке, которая ниже 2/3 ключевой ставки Банка России. Обычно такой радости не бывает, но учитывая, что сейчас ставка скакнула до 20%, этот налог вынуждены были бы платить все должники, успевшие взять деньги менее чем под 13,3%.
  • Повышенный транспортный налог теперь будет исчисляться с автомобилей ценой от 10 млн рублей. Ранее было – от 3 млн.
  • Гостиничный бизнес освобождается от НДС на пять лет. Радость ожидает не только отельеров, но и инвесторов, вкладывающихся в этот бизнес (через строительство, аренду, управление объектами).
  • Иностранные лекарства временно (до конца текущего года) будут допускаться в Россию в упрощённом порядке. Это сделано для оперативной замены выпадающего ассортимента западных производителей на индийские, китайские, арабские аналоги. Впрочем, всё упрощение сводится к тому, что лекарства можно будет поставлять в оригинальной упаковке с наклейкой на русском языке, а не в целиком русскоязычной упаковке.
  • Находящиеся в лизинге у русских компаний иностранные самолёты смогут получать отечественные сертификаты лётной годности, что позволит эксплуатировать их на внутренних линиях в упрощённом порядке.
  • Правительство сможет не пускать суда под флагами недружественных стран в русские порты и на наши водные пути без всяких объяснений.
  • Сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности отложена. Но за нарушение правил, приведшее к ЧП, всё равно придётся отвечать по всей строгости.
  • Наконец будет упрощена разработка градостроительной документации – один из самых коррупциоёмких процессов всея Руси. Планируется отменить ряд процедур и сократить сроки рассмотрения документов. Конкретику разработают позже – и, кажется, при огромном сопротивлении чиновничества.
  • Анонсируется программа льготной аренды земельных участков под строительство – правда, в форме права (а не обязанности) уполномоченных органов эти льготы предоставлять.

Об инвестициях

  • Упрощается и без того несложная процедура регистрации компаний-нерезидентов в специальных административных районах («русских офшорах») на островах Русский и Октябрьский. Главное из них – снижение требований к дате создания (теперь можно регистрировать созданные вплоть до 1 марта 2022 года), сокращение необходимого комплекта документов и увеличение сроков их предоставления. Похоже, власть услышала предупреждение о возможном крахе своего офшорного проекта.
  • Расширяются возможности заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Аннулируются все ограничения, введённые при переходе от СПИК 1.0 к СПИК 2.0. В частности, инициатором теперь может быть только сам инвестор без участия субъекта Федерации; также снижаются требования к экологичности.

Что с того?

Любопытная деталь. Ранее – и в 2014 году, и при начале пандемии – основные стабилизационные меры были направлены на поддержку самых незащищённых слоёв населения. Это, безусловно, необходимая мера, однако ограничиваться ею нельзя. И новый пакет, особенно в части, касающейся физических лиц, можно рассматривать как отражающий интересы среднего класса – имеющего какие-никакие депозиты, ездящего на высококачественных авто, создающего бизнес или инвестирующего в него. Это защита той части русских людей, которых можно назвать создающим классом, солью нашей земли (в противоположность её пыли – «креативным» дизайнерам, блогерам, коучам и прочей шушере).

Что ж, всё правильно. Россия не преодолеет шок от санкций, пока промышленники и купцы – даже далёкие от списков Forbes – не почувствуют себя защищёнными от произвола, пока они не увидят реальную, а не лицемерную поддержку государства.

Новый пакет законов – шаг в этом направлении. Но слишком много ошибок за спиной – и до полного доверия нужно сделать ещё много шагов.

И главное – чтобы не получилось, как при предыдущих кризисах, из которых окрепшими выходили главным образом олигархи.

МИХАИЛ МЕЛЬНИКОВ